В России опять запахло порохом. Это не дым сражений, а не прекращающаяся череда самоподрывов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. В очередной раз серия взрывов произошла в Дзержинске, небольшом городе Нижегородской области, где на «Заводе имени Я.М. Свердлова» производится треть оборонной продукции — взрывчатки и промышленной химии. Обошлось на этот раз без жертв — пострадали два человека. Сколько «имущества» сгорело — не уточняется.
Город Дзержинск, ранее известный как деревня Растяпино, в прямом и переносном смысле слова — взрывной. Основные градообразующие предприятия — это завод Свердлова и завод ГосНИИ «Кристалл», который считается крупнейшим оборонным предприятием России. Есть, конечно, и другие, но «громкую» славу городу принесла именно «оборонка». Во время Великой Отечественной войны каждый второй снаряд и каждая третья авиабомба, изготовленные в СССР, были выпущены именно здесь — более 148 миллионов артиллерийских снарядов, мин и прочих изделий военного назначения.
Нынешнюю известность Дзержинску принесли именно взрывы на этих предприятиях. Завод Свердлова рвало и во время последних серьёзных ЧП в августе 2018 года, когда при переупаковке мин произошло три взрыва и начался пожар, в результате чего погибло шесть человек и был разрушен производственный участок. Сумма ущерба превысила тогда 48 миллионов рублей. В июне 2019 года взрывы прогремели на «Кристалле». Там помимо прочего производят и испытывают тротил. Взрывы, по данным следствия, прогремели именно в тротиловом цехе. По какой-то невероятно счастливой случайности никто не погиб, вероятно, потому, что рабочие заподозрили неладное заранее и успели частично эвакуироваться с предприятия. В больнице оказались 44 сотрудника завода, жители близлежащих домов в большей степени пострадали от вылетающих из окон стекол.
И вот опять Дзержинск рвёт. На заводе, который является единственным в России производителем октогена и гексогена. Помимо производства промышленных взрывчатых веществ, здесь используются все существующие методы снаряжения боеприпасов — прессование, шнекование, заливка. Это позволяет снаряжать практически все виды боеприпасов, авиационных и артиллерийских, противотанковых управляемых ракет, систем вертолётного минирования, боеголовок к ракетным комплексам ПВО. Сейчас уточняется, что, мол, сгорело не всё, пострадал лишь один цех, а производство возобновили — стране нужны снаряды. Как говорится, обошлось без жертв и особого ущерба, а последствия, как обычно, сразу были засекречены. Особо отмечается, что экология не пострадала.
В «динамике» взрывов последних лет на оборонных предприятий, нынешний взрыв в Дзержинске стал не самым мощным. Предыдущие были гораздо громче. На том же «Кристалл» в августе 2018 года их оценивали в 300 килограмм в тротиловом эквиваленте. Тогда было полностью разрушено одно кирпичное здание, возник пожар на площади 100 квадратных метров. В 2017 году взрывы гремели на «Казанском государственном казенном пороховом заводе» (никто не пострадал) и на заводе по производству взрывчатки в городе Бийске Алтайского края, где погибло два человека. 2016 год «отметился» взрывом и пожаром на Тамбовском пороховом заводе, там погибло пять человек. В 2015 году гремело на заводе «Агрегат» в Самаре и на территории порохового завода в городе Котовске Тамбовской области. Случались взрывы на оборонных предприятиях и прежде.
Из последних подобных ЧП — взрыв 22 октября в Рязанской области в цехе компании «Разряд», которая производит взрывчатку. Тогда погибли все 17 человек, находившиеся на производстве в момент возгорания. Причиной было названо замыкание в конвейерной ленте по отгрузке пороха, что привело к моментальной детонации.
Причиной всех взрывов в большинстве случаев признавались несоблюдение норм безопасности с взрывчатыми веществами и банальная халатность сотрудников. Тут не поспоришь — тот же тротил сам по себе не взорвётся, его можно даже выплавлять на огне из снарядных болванок, да и порох при надлежащем хранении сам по себе не воспламеняется. Опять получается виной всему «человеческий фактор». В случае на заводе «Кристалл» он подтвердился увольнением за сутки до взрыва генерального директора предприятия. «На предприятии буквально накануне ЧП отстранен от работы генеральный директор за систематические нарушения в ГосНИИ „Кристалл“ норм промышленной безопасности», — сообщила сама пресс-служба института.
Директор «Кристалла» тогда полетел с должности не случайно — по итогам работы комиссии, расследовавшей ЧП на этом предприятии. 4 апреля на заводе в одном из цехов также прогремел взрыв. Тогда разрушилось здание и возник пожар на площади 150 кв. метров. Причиной назвали нарушения правил безопасности. То есть предпосылки к последующим взрывам были заложены давно и, по идее, их можно было бы предотвратить. Но пока готовили увольнение директора никаких экстренных мер для обеспечения безопасности так и не приняли, хотя бить «тревогу» нужно было заранее. С учетом неприятного опыта.
Похоже, что ни на «Кристалле», ни на заводе Свердлова никаких выводов так и не сделали — производства продолжали активно выдавать стране порох и тротил. Активными темпами, без остановки. Нынешний взрыв в Дзержинске, как и предыдущий, прогремел в субботу, значит, рабочий процесс не останавливается ни на сутки. И в нём не остается времени на модернизацию предприятий и обеспечения норм безопасности. Тротил и порох, получается, дороже человеческих жизней? К слову, в Минобороны заявляли, что не пользуются продукцией «Кристалла», но тут надо заметить, что в этом НИИ всё-таки разрабатывается и проходит испытания различного вида взрывчатые вещества, которые потом отправляют на другие предприятия оборонки. Завод Свердлова российским военным куда ближе, но армия получает оттуда лишь готовый продукт и процесс производства не контролирует, идёт лишь военная приёмка.
Ещё одна особенность взрывов в Дзержинске заключается в том, что они происходят в городской черте, а взрывная волна разрушает дома на удалении в нескольких километров. Во многих градообразующих центрах оборонной промышленности «взрывоопасные» предприятия находятся в непосредственной близости от городских кварталов. Жители просто становятся заложниками такого опасного соседства. В том же Дзержинске буквально по соседству с заводом ГосНИИ «Кристалл» расположен завод имени Свердлова, который помимо прочего выпускает авиабомбы, в том числе такие мощные как ФАБ-500. Если бы сейчас они сдетонировали там, то ущерб был бы несравнимо выше. А если представить, что подобного рода ЧП случилось бы в городе Сарове (Арзамас-16), ядерном центре России, то последствия затронули бы всю страну.
Вот есть такое безобидное на первый взгляд слово «тенденция», это если она положительная, в случае если отрицательная — это совсем плохая «стабильность». Для Дзержинска, который накрыла уже четвёртая волна взрывов, это пугающая тенденция.
Если взять ещё и взрывы военных арсеналов по всей стране, то тут уже недалеко и до паники.
Впрочем, тоже Минобороны, где серия взрывов в Приморье и Владивостоке в начале 1990-х годов и многих потом за ними последовавших по всей России, заставила более детально задуматься о безопасности хранимых боеприпасов. Примерно с 2015 года военные (Спецстрой) начали возводить современные арсеналы. Главная их особенность — обладание большим запасом прочности, оборудование новейшими охранными и противопожарными системами, а также возможностью дальней модернизации. Здесь будут храниться высокотехнологичные ракеты и боеприпасы, с соблюдением требуемой температуры и влажности. Риск возникновения несчастных случаев и самопроизвольных взрывов будет сведен к минимуму. Хранить боеприпасы предполагается в несгораемых контейнерах, выдерживающих температуру в 500 градусов в течение 15 минут, которых достаточно для прибытия пожарных расчетов. Плюс четырехуровневая система защитных периметров с видеокамерами и датчиками движения. Расположат новые арсеналы, а их предполагается построить около 300, на безопасном расстоянии от населенных пунктов.