Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Новый авианосец ВМФ: «Кузю» подстрахует «Шторм» или «Ламантин». Но этого мало

Есть ли альтернатива одинокому крейсеру «Адмирал Кузнецов» для решения задач на море и на суше?

6899
На фото: тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"
На фото: тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (Фото: Лев Федосеев/ТАСС)
Материал комментируют:

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», точнее, тяжелый авианесущий крейсер, возможно, через пару лет вернется в строй. В Мурманске пока только завершается реконструкция сухого дока. Реконструировав его на филиале знаменитой «Звездочки», поставят туда «Кузю».

Недавно первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) России Андрей Ельчанинов сообщил об обсуждении заинтересованными ведомствами необходимость постройки новых авианосцев. Или, может быть, хотя бы одного, не такого дымного. В интервью «Интерфаксу» он привел доводы за и против .

Обсуждают даже не саму постройку, а только лишь ее теоретическую необходимость. Заказчик, Минобороны РФ, совместно с возможными исполнителями заказа, промышленными предприятиями — анализируют, как востребованность данного типа вооружения, так и возможность его постройки. Дороговато, конечно, предположительная стоимость составит 350 млрд. рублей, да и не разучились ли?

Военный эксперт, доктор военных наук Константин Сивков был и остался ярым приверженцем авианосного флота России:

— Авианосцы нам, безусловно, нужны. Они необходимы для решения широкого круга задач в мирное и военное время. Проект 23000 «Шторм» — перспективный многоцелевой тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР/ТАВКР) — это то, что надо. Нам нужен такой корабль. Даже если бы речь шла о строительстве легких авианосцев, водоизмещением 45−50 тыс. тонн с авиагруппой до 24 машин — это тоже приемлемо, но возможностей в бою меньше.

Читайте также
Чем Анкара заплатит за С-400? Мандаринами и помидорами? Чем Анкара заплатит за С-400? Мандаринами и помидорами? Турецкая лира рухнула на 45%, Эрдоган ищет валюту

Такие легкие авианосцы вполне могли бы быть построены на Адмиралтейских верфях Балтики — для нас они приемлемы. А если построят «Шторм» — вообще великолепно. Это корабль класса «Нимиц», с соответствующей авиагруппой, но несколько отличный, в первую он очередь решает задачу противолодочной обороны. Но и для удара по морским и наземным целям он тоже сможет применяться.

«СП»: — Может быть, лучше развивать наш традиционный подводный флот?

— Если речь идет о крупномасштабной войне с высокотехнологичным противником, то подводные лодки придется защищать от ударов противолодочной авиации при помощи авианосцев — без нее лодки беззащитны. Без прикрытия истребительной авиации подводной лодке действовать нельзя. А еще для того чтобы она могла применить оружье, ей нужно дать целеуказание с помощью самолета разведчика.

И соединения надводных кораблей тоже нужно прикрывать от авиации противника. Более того, с появлением американских ракет большой дальности, таких как AGM-158C LRASM корабельные соединения становятся особенно уязвимы. Дальность стрельбы наших зенитных ракет составляет около 150, максимум до 500 километров. Так или иначе, придется бороться с уже пущенными ракетами. Они маловысотные, хотя и низкоскоростные, дозвуковые, тем не менее, две ракеты выпустить придется, чтобы гарантированно уничтожить летящую цель. А тактические истребители могут нести от двух до четырех таких ракет.

Подводные лодки не эффективны в бою и с низкотехнологичным противником во время локального конфликта. Проиллюстрирую примером: стоимость одного нашего «Калибра», по аналогии с американским «Томагавком» — примерно полтора миллиона долларов. Его боевая часть — пятьсот килограмм. Чтобы гарантированно уничтожить какой-то объект, тоже придется выпустить две ракеты, а это три миллиона долларов.

А самолет несет четыре-восемь тонн боеприпасов. Стоимость его вылета всего 8−10 тысяч долларов. Он способен уничтожить два таких объекта, для попадания в которых «Калибром» придется потратить 6−8 миллионов долларов. Так что авианосцы нужны, и их необходимо строить.

«СП»: — Может, «лучше меньше да лучше»?

— Хотя бы по одному авианосцу на океанский флот — это минимальная потребность. Лучше иметь по два, с учетом того, что один будет в ремонте — как и любой корабль авианосец нуждается в ремонте, а экипаж в отдыхе. А еще лучше, для решения боевых задач — по четыре на флот. Но при этом надо понимать, что к авианосцу нужны корабли охранения, минимум 6−8: фрегаты, большой противолодочный корабль и эсминец. Легкие авианосцы способны решить те же задачи что и крупные, но работать придется двумя-тремя авианосцами.

«СП»: — Мне кажется, что и в мирное время авианосец хорошо выполняет демонстративную, пропагандистскую задачу, если вспомнить какое внимание уделялось походу «Адмирала Кузнецова» к сирийским берегам?

— Что значит «пропагандистская задача»! Один поход «Адмирала Кузнецова» — это 432 самолетовылета. Уничтожено почти 400 наземных объектов противника. А всеми остальными кораблями и подводными лодками было уничтожено только около 50-ти объектов. Ничего себе демонстрация — это очень высокая боевая эффективность…

Читайте также

В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) обещают построить новый авианосец при поступлении заказа от Минобороны РФ. Реализация проекта создания авианосца и его авиагруппы поспособствует технологическому рывку. Лет на десять во многих сегментах экономики и промышленности начнется движуха. Помимо кораблестроения с авиастроением, это и машиностроение, и атомные технологии, и приборостроение, не говоря уж про информационные технологии (IT).

Проектировщики есть: хоть «Невский ПКБ» с проектом «Ламантин», хоть «Крыловский государственный научный центр» с проектом «Шторм». Но вопрос строительства нового авианосца остается спорным. Или очень спорным. При наличии сегодня мощных высокоточных средств поразить такой объект с технической, военной точки зрения не так уж сложно. Ведь американцы вышли и нас вынудили выйти из Договора о ракетах средней и меньшей дальности.

Как решат Верховный главнокомандующий с министром обороны, так, скорее всего и будет. А верховный — любит масштабные проекты. Хотя американцам без авианосцев никак, они же за морями и океанами. Чтобы выполнять непростую миссию «мирового жандарма», им это крайне необходимо. Да и привыкли за сто лет.

Военный эксперт Виктор Литовкин считает, что авианосцы нашей стране, конечно, нужны:

— Но нужны они России, в отличие от американцев, не для демонстрации силы, а для защиты международных коммерческих морских путей в океанах. Какие модели тут выбрать — придется, как следует подумать. Пока это вопрос открытый: крупнотоннажные, или водоизмещением поменьше. Может быть, лучше строить вертолетоносцы…

Читайте также
Как нечаянно не попасть в тюрьму за опасное вождение Как нечаянно не попасть в тюрьму за опасное вождение У водителя даже домашние тапочки могут стать причиной смертельного ДТП

Проект «Шторм» имеет длину 330 м, ширину — 40 м, осадку — 11 м. Водоизмещение примерно 100 тысяч тонн. Важно и то, что он получит ледовый класс, и будет приспособлен для работы в холодных широтах. В двух палубных надстройках разместятся посты наблюдения, командный мостик, радиоэлектронное оборудование и средства связи. Все это мы можем увидеть не ранее чем году к 202−2030-му. В общем, лет через десять, а скорее всего, через пятнадцать.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин против строительства авианосцев в России:

— В наших условиях авианосец намерены построить адмиралы и промышленники, которые хотят много денег. Это бессмысленное выкидывание средств государственного бюджета. Самая авианосная страна в мире, Америка — уже демонстрирует альтернативу огромным авианосцам, это их же собственные крейсера и эсминцы. Сейчас уже по всему миру стали строится подобные корабли среднего размера с установками вертикального взлета самолетов…

Кроме того существуют совсем уж альтернативные способы размещения — замаскированные противокорабельные ракеты, а также ракеты «земля-воздух», «воздух-воздух» и все остальное. Их теперь теоретически можно разместить в неприметных судовых контейнерах. Чем не ассиметричный ответ?

Неброский с виду контейнеровоз может содержать на своей палубе и в трюмах такое вооружение, которое никаким авианосцам не снилось. А если, не дай бог, настанет время «Ч», то дверца откроется и оттуда… Лучше, конечно, обойтись без этого.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня