Со слов безымянного автора американского военного журнала Military Watch, Алжир отказался от покупки Су-35 только потому, что на истребителе не решена проблема интеграции радиолокационной системы с электронным сканированием.
Речь идет о радарах с активной фазированной решеткой второго поколения, известных еще на Западе, как технология AESA (аббревиатура Active electronically scanned array — активная матрица электронного сканирования). Дескать, самолеты Су-35 на 60% дороже Су-30 за счет «умного нутра», но «производительность набора датчиков» не отвечает требованию времени.
Что это? Информационная война, или все-таки правда, о которой топ-менеджеры нашей оборонки «тактично» умалчивали последние годы? Разговоры о том, что у советского военного наследия потенциал развития не безграничен, ведутся давно, как и о том, что отставание в научно-техническом прогрессе может оказаться фатальным для России.
Об этом, к слову, заявлял президент Путин: «Именно отставание — вот главная угроза и вот наш враг. Если не переломим ситуацию, то оно будет неизбежно усиливаться. Это как тяжелая хроническая болезнь, что неутомимо, шаг за шагом подтачивает и разрушает организм изнутри».
Итак, американский журнал MW напоминает, что Алжир неизменно является вторым по величине клиентом российского экспорта вооружений после Индии и на сегодняшний день имеет самый большой оборонный бюджет на африканском континенте, более чем вдвое превышающий его конкурента Египта. Для нашей оборонки — это курица, несущая золотые яйца.
Год назад в СМИ, в том числе зарубежных, поползли слухи, что именно Алжир станет первым покупателем новейшего Су-57, по натовской классификации Felon («Уголовник»). Намекали об этом и в России.
«Начальник штаба алжирской армии Саид Ченгриха принял директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Дмитрия Шугаева», сообщил журнал «Новый оборонный заказ». По предположению интернет-ресурса, визит высокопоставленного российского чиновника мог быть связан с поставками Felon в эту страну. Во всяком случае, тамошнее государственное телевидение показало Шугаева с моделью Су-57 в руках, что только подпитывает слухи о возможной сделке по экспорту новейшего нашего истребителя.
Наблюдатели и эксперты считают, что Алжир опасается судьбы Ливии и сегодня нуждается в независимом от Запада мощном вооружении. По разным оценкам, в том числе и Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), только прямые расходы на оборону этой североафриканской страны достигли 6% ВВП, что расценивается как предвоенный бюджет.
Теперь же Алжир, если верить Military Watch, отклонил покупку Су-35 из-за того, что на этом самолете не реализована технология AESA. «Такие радары впервые были установлены Японией в 2002 году, но к концу 2010-х годов стали стандартными для всех основных истребителей, производимых за пределами России, что отражает отставание отрасли в самой России», — подчеркивает MW.
И это случилось, констатирует американский журнал, несмотря на то, что именно в СССР более чем за 20 лет до любой другой страны создали радары с фазированной антенной решеткой «Заслон». Затем следует уничтожающий вывод: текущее положение дел весьма точно отражает степень промышленного упадка России после 1991 года.
А как же тогда хваленый радар Н035 «Ирбис» с, пожалуй, самым мощным излучением, достигающим на максимуме 20 кВт? Оказывается, эта станция всем хороша, но у нее вроде бы имеется огромный минус. И заключается он в механическом довороте полотна антенны двухстепенным электрогидроприводом для увеличения угла отклонения луча. Между тем, в радарах Active electronically scanned array реализовано компьютерное управление антенной решетки, в результате чего пучок радиоволн фокусируется в любом направлении без перемещения.
Штатовские эксперты утверждают, что AESA мало того, что быстрее обнаруживает цели на больших дистанциях, но и намного надежнее «механики». Отсюда, дескать, лучшие показатели по отказоустойчивости.
Так-то оно так, но и в американском сообществе есть другая точка зрения. Так, в научно-популярном журнале Quizlet говорится: «Электронное сканирование обеспечивает более быстрое перенаправление лучей с помощью твердотельных элементов Tx/Rcvr и меньшее техническое обслуживание, чем механическое сканирование. Электронное сканирование, однако, не может охватывать такую большую площадь пространства, как механическое, поэтому в определенных приложениях оно сочетается с механическим доворотом».
По оценке авторитетного эксперта Одрой Пауэрса, в американских радарах с активной фазированной решеткой первого поколения слабым звеном явилась механическая природа системы, которая плохо справлялась с целями, летящими со скоростью 1 MAX++. Конечно, можно было бы создать более совершенные механические системы, но это потребовало бы больших затрат и большей мощности установки.
По большому счету, в силу новой реальности невозможно обойти инерцию антенны и негибкость гидравлической или электромеханической сканирующей системы. Другими словами, с помощью «механики» теоретически можно поймать «сверхзвук», и то если крупно повезет, тогда как «гиперзвук» вообще не ловится.
Добавим также, что радар AN/APG-81 для F-35 от компании Northrop Grumman якобы тянет на Нобелевскую премию, которую, однако, мешает получить гриф секретности. Тот самый, который не позволил американцам продать F-22 даже верным союзникам — израильтянам и японцам. Кстати, компания Northrop Grumman особо отмечает, что истребители пятого поколения оснащены радиолокационными системами AESA, которые являют собой OEM-импульсные доплеровские радары, созданные на базе твердотельных технологий.
Интересная получается картина. Радар «Ирбис», как известно, засекает объекты, летящие со сверхзвуком, а РЛС ЗРК С-500 даже способна перехватить гиперзвуковые цели. Но американцы утверждают, что это невозможно в силу одной только механической природы.
Да, за океаном не оспаривают важность механического доворота (хоть и не приветствуют с точки зрения отказоустойчивости), но утверждают, что без твердотельной силовой электроники никак не обойтись. И еще: янки категорически не хотят выпускать из рук радар AN/APG-77, установленный на F-22, но сотнями толкают F-35 с вроде бы более современной РЛС AN/APG-81.
Все это позволяет думать, что российская оборонка все-таки имеет в своем распоряжении твердотельные технологии Active electronically scanned array, однако не раскрывает их секреты по той же причине, по которой американцы не продают F-22 за любые деньги.
Однако вернемся к тому, с чего начали. Military Watch предполагает, что «Китай потенциально может предоставить либо полноценный истребитель с таким радаром, либо совместимый с фланкером радар AESA для алжирских самолетов российской сборки».
Алжир, тем не менее, взял паузу и надеется, что Москва к середине 2020 годов закроет эту позицию. С учетом того, что ВПК РФ никогда не продает новинки, это означает, что перед нашими разработчиками стоит задача срочного создания «Ирбис 2.0» — точно так, как за океаном из радара AN/APG-77 сделали экспортную версию AN/APG-81.