По шоссейным и железным дорогам Белоруссии в южном (к границам Украины) и в западном (к рубежам Польши) направлении прямо сейчас тянутся колонны и эшелоны с боевой техникой и личным составом Вооруженных сил России. Судя по попавшим на видео номерным знакам, воинские части и соединения прибывают из Краснодарского края, Оренбургской области других регионов РФ.
Так, в районе Гомеля очевидцы на днях засняли автоколонну с отличительными знаками российской армии, в составе которой в сторону украинского Чернигова проследовали реактивные системы залпового огня типа «Ураган». На железнодорожной станции Степянка близ Минска началась разгрузка с железнодорожных платформ нашей бронетехники.
Как официально заявили в Минске, сосредоточение войск производится в рамках начавшейся внезапной проверки сил реагирования Союзного государства России и Белоруссии. Оно продлится, как минимум, до 9 февраля 2022 года. Но это только первый этап очень масштабных оборонных мероприятий, за которыми наверняка будет очень внимательно приглядывать, как минимум, полмира.
С чего вдруг такой ажиотаж? Потому что уже 10 февраля на территории Обуз-Лесновского, Брестского, Осиповичского, Домановского, Гожского полигонов, а также на военных аэродромах Лунинец, Лида, Барановичи и Мачулищи соседней с нами страны стартуют совместные учения российских и белорусских военных «Союзная решимость-2022», о которых пару месяцев назад лично договорились президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко.
На перечисленные полигоны и аэродромы в числе прочих современных вооружений сейчас из России перебрасывают 12 наших лучших истребителей Су-35, два дивизиона зенитно-ракетных систем С-400 и дивизион самоходных зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1». Это, напомню, в дополнение к тем ЗРС С-400, которые в минувшем сентябре были из Подмосковья (д. Дубровка, Дмитровский район Московской области) передислоцированы под Барановичи под предлогом создания под этим городом совместного учебно-боевого центра ПВО. Если отбросить флёр дипломатического прикрытия, на самом деле — первой российской военной базы в Белоруссии.
Судя по тому, что во вторник рассказал об учениях заместитель министра обороны России генерал-полковник Александр Фомин, пространственный масштаб предстоящих маневров — внушительней просто некуда. От Бреста до Тихого океана. Поскольку к участию в «Союзной решимости-2022» решено привлечь даже войска и органы военного управления Восточного военного округа ВС России из Сибири и с Дальнего Востока. Которым, таким образом, по железной дороге или по воздуху к началу февраля предстоит пересечь всю Россию и часть Белоруссии.
Фомин обосновал на самом деле грандиозный замысел организаторов таким образом: «Может сложиться такая обстановка, когда сил и средств региональной группировки будет недостаточно для гарантированного обеспечения безопасности Союзного государства, и мы должны быть готовы к ее усилению. Совместно с белорусской стороной достигнуто понимание того, что для общей защиты необходимо будет привлечь весь потенциал военной организации государства».
Из контекста высказывания Фомина следует — речь о суммарном оборонном потенциале именно Союзного государства. Иными словами — об участии в боевых действиях на западном стратегическом направлении одновременно и России, и Белоруссии. Причем — с полным напряжением их сил. А это уже край, гарантированная мировая война. Вот репетиция её-то начального этапа, похоже, и стала подлинной сутью замысла «Союзной решимости-2022».
Почему из Москвы и Минска все в этой стороне сегодня смотрится столь трагично? Потому что прямо на глазах всего мира возле границ Белоруссии и возле российской Калининградской области наши противники под смехотворным предлогом борьбы с известным миграционным кризисом, и вправду переполошившим несколько месяцев назад Западную Европу, с необъявленными целями уже завершают создание двух достаточно серьезных наступательных войсковых группировок. Самая мощная из них — сразу за Бугом, на территории Польши.
По данным белорусского интернет-издания «Военно-политическое обозрение», на сегодня этот ударный бронетанковый кулак выглядит приблизительно так.
На Гродненском операционном направлении неизвестно к чему напряженно готовится 16-я механизированная дивизия Войска Польского имени короля Казимира IV Ягеллончика. Которая, вероятно, вскоре может быть усилена. Иначе зачем 23 ноября 2021 года в расположение 16-й мехдивизии из Эстонии прибыла группа военнослужащих этой страны и занялась рекогносцировкой новой для себя местности? Зачем чуть позже к ним присоединились британские военные инженеры? И зачем ещё через несколько дней в ходе тактических учений «Tumak-21» под руководством министра обороны Польши Мариуша Блащака в отработке форсирования реки Нарев близ города Новогруд принимала участие батальонная тактическая группа НАТО?
На Волковыском направлении, лишь в шести километрах от государственной границы с Белоруссией, уже разбит полевой лагерь польской 12-й механизированной дивизии имени Болеслава Кривоустого. В районе Бяла-Подляска (расстояние от белорусского Бреста всего 39 километров по прямой) 10-я танковая бригада 11-й Любуской бронекавалерийской дивизии имени короля Яна III Собеского.
Во втором эшелоне этой мощной группировки и на расстоянии суточного перехода от Бреста почти закончившая формирование, начатое в 2018 году, и самая сильная в Войске Польском 18-я «Железная» механизированная дивизия на танках «Леопард-2P». Между прочим, её историческая предшественница, 18-я пехотная дивизия поляков, отличилась еще в боях с Красной Армией в 1919—1920 годах. Затем, когда Польша входила в состав союза государств Варшавского договора, соединения с таким номером здесь не существовало. Очевидно — из соображений политкорректности, чтобы не дразнить Москву. Теперь, очевидно, Варшава решила, что время пришло и для этого.
Но продолжим с помощью «Военно-политического обозрения» повнимательней оглядываться за Бугом. Совместный внезапный удар трех перечисленных дивизий по Белоруссии готовы поддержать две бригады тылового обеспечения центрального подчинения — 1-я Поморская и 10-я Опольская. Рядом — 6-я воздушно десантная бригада и подразделения коммандос «Нил» Командования сил специальных операций Вооруженных сил Польши.
Одновременно чуть севернее, над Эстонией, по сообщению Минобороны этой страны, патрулирующие её небо польские и бельгийские многоцелевые боевые самолеты F-16 затеяли весьма странные для мирного времени полеты. Местное население предупредили, что в период с 17 по 21 января 2022 года «над юго-западной, южной, восточной и центральной Эстонией полеты будут проходить на малых высотах, но не ниже 152 метров, в промежутках с 08:00 до 10:00, с 11:00 до 13:00, с 14:00 до 16:00 в будние дни и с 11:00 до 14:00 — в выходные. Обещано, что, «по возможности» истребители постараются держаться в стороне от населенных пунктов и отдельных хуторов.
Таким образом, мы вправе констатировать, что у самого западного рубежа Союзного государства с целями, явно далекими от дружелюбных, заканчивается оперативное развертывание мощной многонациональной наступательной группировки сил НАТО общей численностью примерно в 15 тысяч солдат и офицеров. Но теперь предлагаю перевести взгляд южнее. Туда, где раскинулась сопредельная с Белоруссией Украина.
Там тоже происходит немало загадочного. У украинцев все началось 23 ноября 2021 года с пограничной спецоперации «Полесье» в Черниговской и Ровенской областях. Предлог тот же, что и в Польше, — желание предотвратить массовый прорыв мигрантов к себе с Ближнего Востока, осенью сосредоточившихся в Белоруссии для нелегального рывка в Западную Европу.
«Да мигранты туда даже в страшном сне не попадут. Они туда не идут и не собираются в Украину идти, мы это прекрасно понимаем. Из Украины свои люди бегут, а они будут защищаться от мигрантов из Беларуси», — горько сыронизировал на днях по этому поводу Александр Лукашенко.
Тем не менее, для участия в «Полесье» Киев на территориях пяти своих северных областей, на подступах к Белоруссии, в конце прошлого года сосредоточил 3,5 тысячи нацгвардейцев и 2 тысячи полицейских. А еще — 15 вертолетов МВД, батальоны курсантов военных училищ, силы СБУ и Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям. Плюс давно расквартированная в Чернигове 61-я егерская бригада ВСУ.
По мнению белорусских экспертов, во всяком случае — по численности вся эта военизированная толпа сильно напоминает линейный армейский корпус. Его Киев тоже бросил в здешние почти непроходимые леса и болота ловить мигрантов? Это — курам на смех. Зато на сугубо украинскую группировку, заточенную на вспомогательный и согласованный с Варшавой и со штаб-квартирой НАТО удар по союзным Москве соседям, очень даже смахивает.
Откликаясь на всё это очевидное стратегическое безобразие президент Белоруссии высказался так: «Сегодня мы видим, что нам надо в этом западном и южном регионе, „белорусском балконе“, провести солидные учения… Нормальные учения по отработке определенного замысла в противостоянии с этими силами: запада (Прибалтика и Польша) и юга (Украина)».
Вот подготовка к этим российско-белорусским учениям, названным «Союзная решимость-2022», теперь и вступает в практическую плоскость. Как заявили в Минобороны Белоруссии, на активную фазу учений, которая начнется 10 февраля, задача поставлена вполне в духе времени. Политкорректно будем учиться не отражать удар танковых клиньев НАТО, а всего лишь отрабатывать «усиление участков государственной границы на возможных направлениях незаконного проникновения на территорию Республики Беларусь вооруженных групп боевиков, перекрытие каналов доставки оружия, боеприпасов и иных средств, которые могут использоваться для дестабилизации обстановки в стране с занятием назначенных рубежей и оборудованием блокпостов». А еще — искать, блокировать и уничтожать «незаконные вооруженные формирования и диверсионно-разведывательные группы противника».
Но все и всё наверняка понимают. И у нас, и на Западе. В том числе и в Брюсселе, Вашингтоне, Варшаве и Киеве. Чтобы гонять по лесам незаконные вооруженные формирования и отдельные диверсионно-разведывательные группы истребители Су-35, РСЗО «Ураган» и ЗРС С-400 из Сибири и с Дальнего Востока не гонят за тридевять земель. Значит, на кону само существование двух наших государств.
Дай бог, чтобы у Москвы и Минска этой зимой хватило союзной решимости.