Женщина на военном корабле — не к добру. Командующий Военно-морским флотом Германии Кай-Ахим Шенбах — подал в отставку после своих неосторожных слов о принадлежности Крыма. Лишь заикнулся, что полуостров — никогда не будет украинским. МИД «незалежной» тут же вызвал германского посла, а Минобороны ФРГ, возглавляемое госпожой Кристиной Ламбрехт, быстро заверило, что мнение вице-адмирала — не отражает официальную позицию военного ведомства. Адмирала со свистом отправили в отставку
Формально 56-летний вице-адмирал уволился сам, и даже поспешил с извинениями. Отлаженная бюрократическая система военного ведомства работает без заминок. Но вот уже два месяца как им, в качестве министра обороны в правительстве Олафа Шольца, руководит женщина. Что интересно, ее предшественница в правительстве Англы Меркель — Аннегрет Крамп-Карренбауэр — тоже представительница прекрасного пола. Поговаривали, что в войсках её прозвали «няней», так как очень заботилась о быте военнослужащих. Во всем мире можно насчитать десятка два министров обороны в юбках.
Политолог Тимофей Борисов пояснил, что говоря о высказываниях вице- адмирала Шенбаха, надо понимать, что он отнюдь не делал комментарии относительно принадлежности Крыма или политики президента России Владимира Путина:
— Он всего лишь читал лекцию в известном научном центре, институте оборонных исследований имени Манохара Паррикара в Индии, находясь там с визитом. В принципе об этой лекции никто бы в мире никогда не узнал, если бы вице-адмирал не посвятил Крыму два последних предложения. Они стали логичным завершение его лекции, в целом посвященной Китаю. И его лекцию надо воспринимать как антикитайскую, а не пророссийскую. Он вообще не настроен пророссийски. Это в чем-то типичный натовский генерал. Точнее… не совсем типичный, а — умный и тонкий, что для натовских генералов, на мой взгляд, большая редкость.
И неслучайно, что свою антикитайскую, по сути, лекцию он прочитал в Индии — в стране, у которой с Китаем довольно сложные отношения. Весь пафос его лекции сводился к тому, что сейчас не время воевать с Россией, так как это ослабит Запад. Россию они еще могут, с его точки зрения, победить, но это будет «пиррова победа», НАТО в этом случае послужит Китаю.
Возможные драконовские санкции, которые уже озвучены и анонсированы, в частности, отключение России от системы международных банковских платежей SWIFT также приведут к усилению китайской мощи, на этот раз финансовой, потому что это только усилит цифровой юань.
Вот и все, что он сказал. Но из этой лекции логически вытекала его заключительная фраза, что нужно отпустить ситуацию с Крымом и Украиной, сосредоточившись на другом. Крым — никогда больше не вернется к Украине.
«СП»: — По всей видимости, правительству Германии в целом и в частности, новому министру обороны — не очень нужен этот адмирал, настоящий обветренный морской волк. И почему-то в основном руководят военным ведомством Германии женщины?
— Так исторически сложилось, после Второй мировой воны, 1945 года, что немецкая армия — не самостоятельна. Министр обороны там есть, но нет генерального штаба. Там нет и главкомов родов войск, они называются инспекторами. Поэтому вице-адмирал Шенбах прекрасно понимает, что весь их Бундесвер — просто «деревянные солдаты Урфина Джюса», под американским командованием, как им скажут — так они и сделают. Многие немецкие старшие офицеры это понимают.
А им самим это очень не нравится. Ведь вице-адмирал высказал распространенную точку зрения, я в этом уверен. Наверняка они обсуждали этот вопрос с коллегами, с другими офицерами. Другое дело, что не дело военных влезать в политику, за это он и поплатился.
Ничего удивительного нет, что в результате он написал рапорт об отставке. Если бы такая ситуация случилась с американским действующим генералом, он бы сразу перестал быть действующим. Или у нас какой-нибудь российский генерал, заявил, например, что «Крым — украинский», произошла бы похожая история. Не дело военных обсуждать политику, их задача — выполнять приказы и заботиться о боеспособности армии…
У нас тоже происходили похожие ситуации, когда чиновники делали непродуманные заявления и их отправляли в отставку. Достаточно вспомнить Алексея Кудрина и Юрия Лужкова. Они лезли не в свои дела, и быстро или не очень быстро, но за это поплатились.
Так что ничего удивительного, мы во многом похожи. Но в Европе в последнее время министр обороны — это, скорее, женская профессия. В той же Швейцарии министр обороны — Виола Амхерд. Впрочем, она там не просто министр обороны, а «министр обороны и спорта» — в альпийской республике эти два занятия объединены.
В Нидерландах — сорокалетнюю Жанин Хеннис-Плассхарт после инцидента с гибелью двух солдат в Африке сменила 60-летняя Анна Бейлевелд. Женщины смело рулят военными ведомствами в небольших балканских государствах, типа Боснии и Герцеговины, Македонии. Об этом и упоминать не стоило бы, хотя во времена развала Югославии, когда регион был сплошной горячей точкой, ни о чем подобном и подумать было нельзя.
Также женщин периодически ставят министрами обороны в таких странах, образцовых «оплотах демократии» как Франция, Италия и Испания.
Военный эксперт Виктор Литовкин рассказал, что в Европе назначают министрами обороны женщин для того, чтобы показать свою толерантность, продемонстрировать равноправие женщин. Но это говорит лишь о том, что европейцы мало заботятся о повышении боеготовности своих вооруженных сил:
— В той же Германии — все отдали на откуп НАТО. Северно-Атлантический альянс заботиться об их обороне. Точнее, не столько НАТО, сколько Соединенные Штаты. Они доверили Америке свою независимость, свой формальный и неформальный суверенитет. Поэтому им и не нужны военные профессионалы на посту министра обороны, можно любую кухарку для этого взять.
До этого министром обороны германии была Урсуна фон дер Ляйн. Она профессор-гинеколог, мать семерых детей. Прекрасная женщина, но во время ее руководства у Германии 50% танков были не боеготовы, треть самолетов не могли подняться в воздух и так далее. Но зато на посту министра — красивая миниатюрная женщина, все при ней. Теперь она возглавляет Совет Европы.
Министр обороны в европейских странах — политическая фигура. Неважно, кто занимает этот пост. Такого рода гендерный подход — выглядит демократично, современно, а за боеготовность вооруженных сил должны отвечать генералы. Хотя генералов женщины-министры никогда не поймут. Неслучайно не так давно голландские военнослужащие приехали на учения в холодную северную Норвегию без теплых кальсон. Их Жанин Хеннис-Плассхарт, женщина министр обороны Нидерландов, ныне уже бывший, об этом не подумала.
Мы с вами уважаем и обожаем женщин, не позволим себе никаких издевок над ними, но женский подход к вооруженным силам — это всегда минус.
«СП»: — В той же Норвегии, которую вы упомянули, лет двадцать министрами обороны были женщины, лишь кое-как «сумел пробиться» мужчина — Франк Бакке-Йенсен. Но ведь норвежцам, по здравому разумению, и воевать особо не с кем, кроме как с китами и белыми медведями?
— На тех учениях, о которых я вспомнил, произошел еще и такой казус: женщина штурман на мостике фрегата — спутала огни маяка с огнями, проходившего мимо рефрижератора, и посадила военный корабль на камни. Так что политкоректоность работает не всегда.
«СП» — Но может быть, если бы в России министром обороны стала женщина, они бы между собой как-нибудь по-женски договорились?
— Вряд ли. Дело в том, что у нас однажды, двадцать с лишним лет тому назад, собирались сделать министром оборону Галину Сатровойтову, которую потом застрелили в Санкт-Петербурге. Тогда был период пренебрежения вооруженными силами, считалось — незачем их развивать. Поэтому эту женщину и прочили в министры обороны.
«СП»: — А сейчас если бы, например, министром обороны соседней Белоруссии стала женщина, то, может быть, имидж президента этой страны Александра Лукашенко резко улучшился в глазах европейцев?
— Александр Григорьевич никогда не позволит, чтобы Вооруженными силами республики командовал не он сам, а кто-то другой. Обратите внимание, когда проходят российско-белорусские ученья, руководит этими ученьями всегда сам главнокомандующий вооруженными силами Белоруссии, единого командующего не назначают.
У нас уже двадцать с лишним лет единая система ПВО с Белоруссией, но единого командующего этой системы — тоже нет. Наши соседи считают, что командовать должен белорус. При этом у них три с половиной зенитных комплекса, а у нас их — полтысячи. «И вы будете командовать нашими зенитчиками!» — возражают наши военные.
Так что женщина может быть у Лукашенко в доме, но не в министерстве обороны на руководящих постах…
Помимо Европы, порой в Африке оборонными ведомствами руководят женщины. Такое случалось в Габоне, когда назначили Роз Кристьян Осука Рапонда. Впрочем, она и сама кого хочешь назначит, побывала в кресле премьер- министра.
В ЮАР — Мописа-Нкакула даже успела пройти военное обучение в СССР. Мария Тонья, больше известная как «Педале» из Анголы — тоже была большим другом Советского Союза. Руководили военными и другие африканки в ЦАР, в Кении и Эфиопии. В основном это все — бывшие мэры, адвокаты и прочие активистки.
И в Азии министрами обороны были женщины в Индии, на Шри-Ланке, и в Бангладеш, а так же на Мальдивах. А у нас, к сожалению, только одна Евгения Васильева «прославилась».
Что же касается немецкого вице-адмирала, то его тут же внесли в список украинского ресурса «Миротворец» за участие «в попытках легализации оккупации» Крыма и «в актах гуманитарной агрессии против Украины».