ВСУ готовят наступление в зоне «операции объединенных сил», активизация украинских военных наблюдается в Харьковской, Днепропетровской, Одесской и Черниговской областях. Об этом 25 января сообщил начальник управления Народной милиции ЛНР Ян Лещенко.
Разведка республики отслеживает передвижение техники и готова реагировать оперативно, подчеркнул он.
Ранее об эвакуации посольских работников с Украины объявили США и Великобритания. Со стороны Госдепа дано разрешение части американских дипломатов и членам их семей покинуть «незалежную». Гражданам США также рекомендовано уехать из страны и воздержаться от поездок в Россию. Как говорится в заявлении, «государственный департамент санкционировал добровольный отъезд наемных сотрудников США и распорядился об отъезде соответствующих членов семей из посольства в Киеве ввиду сохраняющейся угрозы военных действий со стороны России».
Покинут Киев и около половины британских дипломатов. Впрочем, в Лондоне заявляли, что им не поступало «конкретных угроз». Что касается других государств, то, как заявил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель, работники европейских посольств покидать Украину пока не собираются и призвал не драматизировать ситуацию.
Российский МИД устами своего официального представителя Марии Захаровой уже назвал странным и неумным решение об эвакуации сотрудников дипмиссий. При этом посольство РФ, по ее словам, «работает в штатном режиме». Что касается недавнего отъезда части работников, то рупор внешнеполитического ведомства заметила, что накануне новогодних торжеств некоторые из них действительно покинули Киев. «Уехали родственники дипломатов, семьи… Это так вообще бывает перед Новым годом», — сказала Захарова.
Одновременно с информацией об эвакуации посольств стало известно, что страны НАТО решили нарастить свое присутствие в странах Восточной Европы. Дания, Нидерланды, Франция, Испания и другие государства уже заявили об отправке в Литву, Болгарию, Румынию подразделений и военной техники. Генсек организации Столтенберг уже приветствовал данные решения заявив, что «НАТО продолжит предпринимать необходимые меры для защиты и обороны всех союзников, в том числе путем усиления восточной части альянса». Кроме того, как пишет New York Times, президент США Байден рассматривает вопрос о размещении в Прибалтике и Восточной Европе дополнительных войск, самолетов и кораблей.
Как считает доктор политических наук, ведущий специалист Центра военно-политических исследований Михаил Александров, действия западных стран показывают, что их власти выдали Киеву карт-бланш для военного наступления на ДНР и ЛНР.
— Совершенно очевидно, что таким способом оказывается давление на Путина. Наши «партнеры» понимают, что на украинские атаки последует ответ, но надеются на его ограниченность. Примерно как в 2008 году, когда была разгромлена грузинская армия, но дальше Абхазии и Южной Осетии мы не пошли.
Они надеются, что Россия затратит усилия, средства, а в результате все бы потом вернулось на круги своя. Запад надеется, что Путин не рискнет добивать бандеровский режим. И с целью эскалации напряженности перебрасываются военные, в том числе в Прибалтику, Восточную Европу, чтобы заставить нас держать на границе, в том числе и в Белоруссии.
Но не следует забывать, что у нас сухопутные силы насчитывают всего 300 тысяч. Для их наращивания потребуется дополнительная мобилизация, что вызовет общественное недовольство, на которое наш противник тоже рассчитывает.
«СП»: — Что же делать?
— Нам не оставляют иного выхода, кроме нанесения превентивного удара, не дожидаясь начала боевых действий с украинской стороны. Мы почему-то все боимся, что введут еще какие-то страшные санкции. Так их все равно введут! Чуть раньше, чуть позже, но введут.
«СП»: — Вы думаете, наши политики и военные пойдут на это?
— Это необходимо, на мой взгляд, чтобы не допустить развития событий по худшему сценарию. Требуется перенос боевых действий на территорию Украины, в Киев. Чтобы бандеровская военщина поняла, что гибнуть люди могут не только на Донбассе, но и к ним смерть тоже придет. Под удар должны попасть украинские олигархи, медиа-структуры.
«СП»: — Боевые действия со стороны Украины могут начаться в результате какой-либо провокации?
— Это уже будет называться иначе. Провокация — это локальное столкновение, а здесь готовится большое наступление на Донбассе. Так что, если Путин отвечает за свои слова — он должен сделать выбор. Поэтому следует ввести войска на территорию республик Донбасса, для защиты русского населения.
Надо потребовать вывести подразделения ВСУ с территории Донецкой и Луганской областей, для начала. Выбора у нас нет. Не нужно дожидаться повторения 1941 года, когда германские войска уже перешли границу, а у нас все призывали «не поддаваться на провокации». Нужен упреждающий удар.
Президент Союза «Офицеры группы «Альфа» Алексей Филатов находит действия по эвакуации некоторых работников западных дипмиссий вполне понятными.
— Надо понимать, что подобные решения принимаются политиками не просто так, а исходя из данных различных структур, занимающихся сбором и анализом информации. Эти службы фиксируют скопление наших военных и боевой техники у границ Украины, что подтверждается картинкой со спутников, информацией корреспондентов СМИ. Факт нашего военного присутствия у границ подтвержден. Конечно, спецслужбы дают свои заключения, в которых наверняка допускается возможность ввода российских войск на украинскую территорию.
«СП»: — Но наши дипломаты и политики неоднократно опровергали подобного рода утверждения.
— В то же время наша сторона довольно часто в жесткой форме говорит о «красных линиях», за которые другим заходить не следует. Делаются заявления устрашающего характера. Следовательно, допускается вероятность военного конфликта.
«СП»: — Однако у такого рода заявлений могут быть различные цели — не обязательно желание решить вопрос военным путем.
— Понятно, что политика — это не только переговоры и дискуссии, но и разного рода игры с оружием, бряцание боевыми мускулами и пр. Чтобы добиться от партнеров каких-то уступок или действий, порою используются самые разные приемы, иногда довольно жесткие.
Но ведь нынче словам и заявлениям политиков не верят зачастую сами же политики. Отсюда и эвакуация дипломатов (впрочем, наверняка уедут не все — останутся лица, отвечающие за военные вопросы и работающие по линии спецслужб), а также усиление военного присутствия в Прибалтике. Это может означать, что в НАТО восприняли заявления наших политиков вполне серьезно, не просто как грозную риторику. И теперь нашему МИДу надо будет выкручиваться, делать какие-то ответные ходы.
«СП»: — Как вы думаете, возможно все-таки начало военного конфликта?
— Некоторые наши политики и некоторые из тех, кого мы называем пропагандистами, такой вариант допускают. Думаю, это будет самый негативный из всех возможных сценариев. Это будет уже не Абхазия с Южной Осетией или Донецкая с Луганской республикой. Напомню, война в Афганистане внесла свою лепту в распад Советского Союза. Не хочется, чтобы и здесь нечто подобное имело место. Надеюсь, что наверху, среди лиц, принимающих военные и политические решения, есть те, кто разделяет это мнение.
«СП»: — Возможно ли развязывание такого конфликта из-за провокации на линии соприкосновения республик Донбасса и Украины?
— Не думаю, что отдельные боевые выпады (скажем, из окопа какой-нибудь солдат по какой-то причине выстрелит из орудия в сторону неприятеля или что-то подобное) могут спровоцировать начало войны. Это исключено. Для крупных боевых действий требуется серьезная, тщательно продуманная и подготовленная провокация. Вряд ли мелкие удары способны разжечь пожар войны.