Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Су-35 против P-8A Poseidon: В полутора метрах от Третьей мировой

Очередной инцидент между американскими и российскими летчиками над Средиземноморьем должен заставить дипломатов поторопиться

15338
На фото: многоцелевые истребители Су-35.
На фото: многоцелевые истребители Су-35. (Фото: Министерство обороны РФ/ТАСС)

На минувшей неделе военные летчики США и России во время взаимного маневрирования над Средиземным морем трижды оказывались буквально в шаге от катастрофы.

Опасные инциденты произошли 11 и 12 февраля 2022 года. Во всех трех случаях российские тяжелые истребители Су-35 рискованным маневрированием вынуждали противолодочные самолеты ВВС США типа P-8A Poseidon изменить курс. Об этом сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на представителей Министерства обороны Соединенных Штатов.

В одном из эпизодов наш истребитель, поднявшийся с авиабазы Хмеймим на территории Сирии, пересек траекторию полета 80-тонного реактивного «американца» таким образом, что оказался от него на расстоянии всего в 5 футов (1,5 метра). Одно мгновение, одно неверное движение руки хотя бы одного из пилотов — и случилось бы страшное.

Но с чего вдруг возникло такое почти смертоносное ожесточение в воздухе? Что, собственно, происходило 11 и 12 февраля в Средиземном море?

В те дни там заканчивалось сосредоточение двух крупнейших за последние десятилетия корабельных группировок объединенных ВМС НАТО и ВМФ России.

Основу боевой мощи нашего оперативного соединения составили фрегаты «Адмирал флота Касатонов» (Северный флот) и «Адмирал Григорович» (Черноморский флот), ракетные крейсеры «Варяг» (Тихоокеанский флот) и «Маршал Устинов» (Северный флот), большие противолодочные корабли «Адмирал Трибуц» (Тихоокеанский флот) и «Вице-адмирал Кулаков» (Северный флот). Как было официально заявлено Минобороны РФ, «основная цель их маневров — отработка действий сил ВМФ и ВКС России по защите российских национальных интересов в Мировом океане, а также по противодействию военным угрозам с морских и океанских направлений».

Читайте также
Стало известно, сколько вредителей  в «Единой России» Стало известно, сколько вредителей в «Единой России» Партия власти в шоке

Пока лишь учебными целями для экипажей служили сгрудившиеся возле берегов Италии, Хорватии и Греции сразу три авианесущих соединения НАТО — во главе с американским атомным авианосцем «Гарри Трумэн», французским — «Шарль де Голль» и итальянским универсальным десантным кораблем «Кавур», естественно — с десятками ракетных крейсеров, эсминцев и фрегатов боевого охранения.

Было очевидно, что в ходе объявленной Пентагоном и начавшейся 24 января операции «Удар Нептуна-22» из акватории Адриатического моря натовцы репетируют нанесение воздушных ударов по целям в Крыму и Калининградской области. О чем недвусмысленно свидетельствовали направления многочисленных вылетов их палубной авиации. Уходили они в небо исключительно в сторону России.

Вполне понятно, что наши военные моряки всеми силами отслеживали эти действия. И находились в постоянной готовности в случае крайней необходимости сделать так, чтобы выполнившим боевое задание американским, французским и итальянским летчикам, возвращавшимся с боевого задания, оказалось попросту некуда садиться.

По той причине, что палубы их авианосцев в считанные минуты скрылись бы под водой в результате массированного ракетного удара русской эскадры. Главным образом — сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П-1000 «Маршала Устинова» и «Варяга».

Но вся штука в том, что почти нет сомнений — в рукаве у российских адмиралов в те дни против «Удара Нептуна-22» были не только эти два крейсерских козыря.

О таком никто и никогда в мире не объявляет, но совершенно точно одновременно с ними натовские авианосцы готовились атаковать и наши подводные лодки. Сколько их сегодня в Средиземноморье — широкой общественности знать не положено. Однако вне всяких сомнений из этих глубин за «Гарри Трумэном», «Шарлем де Голлем» и «Кавуром» пристально следят как минимум 1−2 российские многоцелевые атомные подводные лодки Северного флота. Которые как эдак месячишко назад погрузились на выходе из заполярного Гаджиева, так на свет божий пока и не показывались.

Впрочем, повторюсь, — о вышедших на учебную охоту в Средиземноморье наших атомоходах пока можно говорить хотя и с уверенностью, но все же предположительно. Зато совершенно точно известно, что в ожесточенном противостоянии с авианосными соединениями НАТО в тех широтах сегодня активнейшим образом задействованы и наши дизель-электрические подводные лодки с противокорабельными ракетами «Калибр» и 533-мм торпедами на борту. Это черноморская Б-261 «Новороссийск» проекта 636.3, больше известная, как «Варшавянка». И североморская Б-585 «Санкт-Петербург» проекта 677 «Лада».

Читайте также

Причем, многие годы доводившаяся до ума в Заполярье ДЭПЛ «Санкт-Петербург» впервые выбралась в столь дальний поход, поэтому представляет особый интерес для противолодочных сил вероятного противника, которые ведут за ней неустанную слежку с моря и с воздуха. Понятно также, что главная роль в таком деле отведена как раз базовым многоцелевым патрульным противолодочным самолетам Р-8А «Посейдон».

Эта сравнительно новая машина создана, чтобы стать настоящей грозой наших подводников. Для этого каждая из них имеет новейшее программное обеспечение Minotaur, способное автоматически обрабатывать данные бортовых поисковых радаров и датчиков электромагнитного спектра, облегчая экипажу обработку большого массива информации. Кроме того, система Minotaur может обмениваться информацией с другими самолетами и вертолетами, таким образом создавая над морем единую информационную сеть из нескольких летательных аппаратов.

Кроме того, при максимальной скорости в 900 километров в час «Посейдон» может осуществлять патрулирование на малых скоростях, составляющих всего 320 километров в час, оставаясь в воздухе длительное время благодаря возможности дозаправки в полете. На случай боевых действий «Посейдон» может оснащаться пятью противокорабельными ракетами, глубинными бомбами или торпедами, размещаемыми во вращающейся пусковой установке в хвосте. Еще у него есть шесть точек крепления на внешней подвеске для легких противолодочных 324-миллиметровых торпед Mark 54.

Словом, ускользнуть из поля зрения «Посейдона», а если придется — то и из-под его удара, чрезвычайно сложно даже для наших «Варшавянок», недаром прозванных на Западе за малошумность «Черными дырами». Как быть?

Вероятно, один из способов прикрыть наши лодки от этой угрозы — всеми способами сбивать «Посейдоны» с боевого курса, создавать им навигационные помехи во время полета над районами патрулирования. Похоже, что именно этим и занимались 11 и 12 февраля наши Су-35, угрожая столкновением американским экипажам.

Впрочем, так поступали не только они. И не только в этот день над Средиземным морем.

Скажем, 19 августа 2014 года китайский истребитель J-11 пролетел всего в 10 метрах от другого Р-8А, летевшего в 210 километрах восточнее от базы атомных подводных лодок ВМС КНР на острове Хайнань. И даже для устрашения совершил фигуру «бочка» с большим радиусом вращения.

Читайте также
Эстонская разведка бросила вызов ГРУ и ФСБ Эстонская разведка бросила вызов ГРУ и ФСБ Прибалтика перенесла дату «вторжения» России на Украину

Это стало причиной очередной дипломатической ссоры между Вашингтоном и Пекином. А 9 мая 2017 года российский Су-27 пролетел в каких-то семи метрах от самолета «Посейдон», проводившего патрулирование в Черном море.

Совершенно ясно, что для дела мира ничего хорошего в таком опаснейшем маневрировании нет и быть не может. Поскольку оно может обернуться абсолютно катастрофическими последствиями для всех. Но что же делать? Договариваться о правилах «игры» в небе во время учений.

Дипломатическая болтовня по этому поводу между нами и США идет давно. Ее суть сводится к тому, на каких условиях стороны могли бы вернуться к давно «почившему в бозе» Соглашению между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздухе над ним от 1972 года. Этим документом, напомню, кроме всего прочего была ограничена дистанция, на которую разрешено сближаться кораблям и военным самолетам в ходе взаимного маневрирования. Но что-то все время мешает прийти к согласию на сей счет.

Хотя именно Москва, как утверждают в МИД РФ, в мае 2016 года первой сформулировала и передала Соединенным Штатам свои предложения по этому поводу. С тех пор ведутся ежегодные российско-американские консультации. Пропустили лишь 2020-й. Да и то — только из-за пандемии ковида.

А пока дипломаты спорят — боевые летчики над многими морями во взаимном слишком уж азартном противостоянии часто рискуют головами. Не только своими, но — не исключено! — и всеми нашими на обоих континентах.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Ежов

Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России

Александр Романов

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня