На слушаниях в нижней палате парламента министр обороны Страны восходящего солнца Нобуо Киши заявил, что не исключает возможности отправки истребителей в воздушное пространство другого государства для нанесения упреждающего удара. Об этом сообщает токийская газета Nikkei, которая пишет ещё и о том, что премьер-министр Фумио Кисида надеется либо пересмотреть, либо переосмыслить конституцию, чтобы «дать Японии больше шансов защитить себя».
На первый взгляд, речь может идти о реагировании на ракетную угрозу со стороны Северной Кореи. Безусловно, Токио справедливо опасается Пхеньяна. Государство чучхе неоднократно делало заявление, что в случае нападения на неё американцев, ракеты полетят и на японцев, приютивших янки.
Однако, издание South China Morning Post, комментируя заявление министра обороны Нобуо Киши, пишет об украинском кризисе. «Российские военные корабли в водах у Японии являются предупреждением Токио против перехода на сторону США (в вопросе поддержки „незалежной“)».
Конечно, если Вашингтон надавит, Токио сделает под козырек. Но янки дали самураям некоторую свободу в принятии решений, в том числе и потому, что технологически зависимы по целому ряду позиций. Тем более, на непростые отношения между союзниками влияет атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки — бессмысленная по военным соображениям и чудовищная — по гуманитарным.
Кстати, после заявления Нобуо Киши в парламенте разгорелись нешуточные дебаты. Но момент для начала пересмотра пацифистской конституции был выбран идеально. Министр обороны напомнил о семи ракетных пусках, проведённых Северной Кореей за полтора месяца этого года, включая демонстрацию баллистической ракеты средней дальности, способной поразить Гуам, территорию США, и «оружие, описанное Пхеньяном как гиперзвуковое».
«Я серьёзно подозреваю, что … японское правительство считает, что сейчас самое подходящее время для дебатов о том, что Япония имеет то, что можно рассматривать как наступательное оружие», — цитирует SCMP Акитоси Мияшита, профессора международных отношений в Токийском международном университете.
Тут надо дать отдельное пояснение: Вашингтон поддерживает Токио в территориальных спорах Японии, как с Китаем, так и с Россией. По сути, идёт науськивание примерно такого содержания: «Вам, потомкам самураев, нужно иметь сильнейшую армию в регионе, чтобы запугать своих врагов и если надо разбить их».
В этом плане даже частичный пересмотр основного закона Японии или хотя бы принятие политического решения в поддержку инициатив Нобуо Киши автоматически приведёт к резкому росту военных расходов. В США, само собой, дельцы ВПК уже потирают потные ручки в предвкушении гигантских заказов на приобретение в числе прочего F-35 и высокоточных ракет. Довольны и вашингтонские политики, которым выгодно иметь в этом регионе такого сильного и слегка неадекватного союзника, имеющего территориальные претензии к России и Китаю.
Да, КНДР и впрямь является целью № 1 потенциально возможных бомбовых ударов японских военных. Но Токио, к примеру, недавно заявил, что Япония «также может вмешаться в случае возобновления открытых военных действий между Пекином и Тайбэем». Ясное дело, на стороне проамериканской администрации Тайваня, несмотря на то, что этот остров признан ООН частью единой страны, разделённой вялотекущей гражданской войной.
Что любопытно, если 15 декабря 1945 года американский генерал Макартур, руководитель оккупационной администрации Японии, запретил государственную поддержку синтоизма, которая считалась основной религиозной причиной бусидо, лежащего в основе японского империализма, то сейчас янки закрывают на это глаза. Просто потому, что это категорически не приветствуется Поднебесной.
Дело в том, что КНР вынуждена рассматривать любой конфликт с Японией через призму смертельной угрозы населению, как это имело место в предшествующие войны. Если разобраться, у потомков самураев нет моральных прав на угрозы, пусть и завуалированные, китайцам. Так, Нанкинская резня, как преступление японской военщины, не имеет срока давности.
Профессор Принстонского университета Бенджамин Эльман, ведущий учёный в области интеллектуальной истории Поднебесной, видит в этом зажжённый факел, который в любую минуту могут бросить в пороховой склад. Несмотря на сильные экономические связи, японцы ненавидят (на бытовом уровне) китайцев, как азербайджанцы — армян, а арабы — евреев.
Что касается КНДР, то и чучхе есть, что вспомнить в непростой истории отношений с японцами. В 1592 году Япония вторглась в Корею, которую защищали также китайские войска. И хотя самураи формально не выиграли Имдинскую войну, но истощили силы Поднебесной. После чего в 1644 году кочевники маньчжуры уничтожили династию Мин. Но это было время страшной жестокости фанатов бусидо. Фактически самураи устроили геноцид.
Стойкие антияпонские настроения корейцев, которые появились после Имдинской войны, стали ещё более сильными в начале XX века, когда полуостров вновь был оккупирован самураями. Чтобы понять степень отчуждения, достаточно вспомнить встречу японского премьера Синдзо Абэ с президентом Южной Кореи Пак Кын Хе на саммите АТЭС-2013 в Индонезии. Разговор длился меньше минуты. После этого Ёсихидэ Суга, секретарь японского кабинета министров, обмолвился: «Хорошо, что руки пожали».
Такой расклад взаимной ненависти на руку американцам, которые просто мечтают стереть Страну чучхе с лица земли. Сами янки не решатся на агрессию против КНДР, опасаясь второго «Вьетнама». А вот если японцы начнут бомбежки Пхеньяна — это самое то, что нужно Вашингтону.
Когда же речь заходит о территориальных претензиях к Москве, Токио всегда приводит один и тот же аргумент: «8 августа 1945 года советские войска внезапно отменили Пакт о нейтралитете и начали массированное наступление в Маньчжурии, обходя японские укрепления. Советские боевые действия продолжались даже после того, как Япония объявила о своей капитуляции 15 августа, что привело к советскому захвату всех Курильских островов». Типа, это нечестно, значит, незаконно.
Конечно, можно было бы махнуть рукой на глупые японские хотелки, но тот же Нобуо Киши возбудился после того, как потомки самураев приобрели и полетали на истребителях F-35 Lightning II. Дескать, теперь у японцев появилась реальная сила. И это при том, что нынешние фанаты бусидо угрожают сразу трём ядерным державам.
Удивительно это тем, что американского «невидимку» кто только не высмеивал, в том числе в США. Но островные «воинствующие пацифисты» утверждают, что у них наконец-то появилась сила для решения своих проблем.
Короче, Токио, объявляя о своём праве бомбить другие страны, рассматривает Lightning II как весомый аргумент в своей региональной силовой политике. Тут невольно задумаешься: «Может, мы что-то не знаем о F-35?» На первый взгляд как-то не верится, что у Фумио Кисида и Нобуо Киши «крыша поехала». Но, похоже, всё проще, чем кажется. Самураев просто давненько не били, вот они и нарываются!