На Украине может готовиться провокации в отношении газотранспортной системы, в частности, газоперекачивающих станций. Об этом заявил вице-премьер России Александр Новак.
«Хочу заранее об этом предупредить — это крайне опасно», — отметил он, подчеркнув, что Россия в этом не заинтересована и сделает все, чтобы не допустить подобного.
Кроме того, он заявил о праве России остановить прокачку по «Северному потоку-1»
в ответ на запрет работы «Северного потока-2».
«Мы понимаем, что в связи с необоснованными обвинениями в адрес России относительно энергетического кризиса в Европе и [из-за] введения запрета в отношении „Северного потока-2″“ у нас есть полное право принять зеркальное решение», — сказал он в эфире канала «Россия 24». По его словам, от таких действий никто не выиграет, «хотя европейские политики своими заявлениями и обвинениями в адрес России нас к этому подталкивают»
Новак напомнил, что Россия обеспечивает 40% потребления газа европейскими странами, а «Газпром» полностью выполняет контрактные обязательства по поставкам. Кроме того, Россия является крупнейшим поставщиком нефти в Европу, которая потребляет около 500 млн т. Из них примерно 150 млн т, или 30%, приходится на Россию. Также страна поставляет в ЕС еще 80 млн т нефтепродуктов.
Отказ от российской нефти приведет к катастрофическим последствиям для мирового рынка, в частности — к всплеску цен до «более $300 за баррель, если не больше». Вице-премьер также отметил, что быстро заместить ее объем на европейском рынке невозможно, однако Россия в случае отказа Европы и США от ее энергоресурсов готова к такому сценарию.
— По всей видимости, речь идёт о попытках подрыва украинской ГТС, — считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
— Вопрос в том, какие именно трубы могут пострадать, какова их загрузка, насколько большой участок окажется под ударом. Кроме того, газотранспортная система — это не только трубы, это ещё и компрессорные станции.
«СП»: — Насколько вообще технически возможно нанести украинской ГТС такой ущерб, чтобы сорвать транзит?
— При известном желании возможно. Однако пострадает не только транзит, но и газоснабжение украинских регионов. То есть невозможно нанести ущерб транзиту российского газа так, чтобы не пострадали простые украинцы.
«СП»: — При этом, на вторую неделю спецоперации транзит идет без накладок. Если бы хотели что-то подорвать, наверняка подорвали бы в первый же день? Или Зеленского обязали обеспечивать сохранность трубы?
— Я сомневаюсь, что решения принимает Зеленский. Кроме того, в первые дни проведения спецоперации у руководства Украины могли быть какие-то иллюзии относительно вмешательства Запада и собственных успехов в боевых действиях. Кроме того, обеспечение транзита — это обязанность, которую просто так игнорировать не получится. Но чем дальше киевский режим загоняют в угол, тем больше у него искушение начать действовать по схеме «так не доставайся же ты никому».
«СП»: — Новак также заявил о праве России остановить прокачку по «Северному потоку-1». Как это понимать? Угроза реальная? Москва хочет надавить на ЕС, чтобы запустить- таки «СП-2», но не будет же на стрелять себе в ногу, лишая саму себя еще и «СП-1»?
— Это просто констатация очевидного факта. Мы сейчас обеспечиваем жизнедеятельность экономики Евросоюза. А Евросоюз это пытается игнорировать. Фактически ЕС ведёт себя как человек, который рухнул в пропасть, его поймали за руку, а он пытается брыкаться, чтобы его отпустили и дали упасть.
«СП»: — В последнее время в Европе все чаще обсуждают варианты, при которых российского газа не будет совсем. Такое реально возможно? И что они будут делать? Ведь Катар и США не помогут — у низ свои контракты… Как долго ЕС чисто теоретически может продержаться вообще без российского газа?
— Сейчас — нисколько. На самом деле снижение зависимости от российского газа — это долгосрочная стратегия, которая реализуется Евросоюзом на протяжении последних 20 лет. Насколько успешно, думаю, очевидно. Впрочем, если Брюсселю не интересны последствия для европейской экономики, то можно отказаться от российского газа хоть сейчас. Просто для этого надо избавиться от трети спроса. Сделать это можно за счёт резкого сокращения спроса со стороны промышленности. То есть, перефразируя писателя Рыбакова, нет потребителя — нет проблемы.
Эксперт Финансового университета при правительстве России и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также не сомневается в том, что украинскую ГТС могут подорвать.
— И целесообразней для диверсантов, болезненнее для всех было бы подорвать не столько трубу, сколько газокомпрессорную станцию ил даже все станции. Если уж американцы заставляют Зеленского стоять до конца, почему бы не поступить по принципу: раз мы тут все погибаем, не доставайся же ты никому.
Но применять такую логику было бы целесообразно в том случае, если бы не было технической альтернативы. Но техническая альтернатива есть в лице «СП-2». Так что Зеленскому тут может быть выгодно не столько подорвать украинскую ГТС, сколько выставить дело так, что это Россия намеренно выводит из строя их ГТС, чтобы вынудить европейцев запустить «СП-2». Т.е. запустить информационную кампанию, что Россия хочет подчинить Европу своей воле и намерена и дальше ей «крутить». Логика в этом есть, поэтому Россия заранее об этом предупреждает, чтобы нас потом не обвиняли.
Но опять же это сложно технически, ибо украинская ГТС очень разветвленная: где-то трубы идут параллельно, где-то по разным маршрутам. И если одну трубу взорвут, на объем это не повлияет никак.
«СП»: — Может, все же не дойдет до такого? Европа будет явно сильно против…
— Пока что еще не дошло до такого ожесточения, чтобы взрывать газопроводы. Пока все: и Европа, и Украина, и Россия заинтересованы в том, чтобы транзит сохранялся. Им этот транзит тоже нужен. Ведь, помимо того, что они на этом деньги зарабатывают, они, благодаря транзиту, еще и собственное газоснабжение обеспечивают: отбирают из трубы газ, а на западе страны, где осуществляется добыча, объем, аналогичный отобранному, отдают в Европу. Если прерывается транзит, возникает вопрос: а как снабжать теплом и электроэнергией самих украинцев. Это еще один сдерживающий фактор.
И, конечно, европейцы не заинтересованы в том, чтобы прервался транзит, и они постоянно предостерегают Зеленского от задействования трубы в качестве аргумента. Пока газоснабжение остается за скобками санкций, транзит даже увеличился за время проведения операции: если в начале неё 50 млн кубов в сутки шло, то сейчас — больше 100 млн. Это связано с тем, что в Европе истощились подземные хранилища газа, и они вынуждены больше покупать ежедневно. К тому же, цены у «Газпрома» намного выгоднее цен у других поставщиков на споте. Поэтому европейские компании активно закупают российский газ, и за это еще никто не извинялся, как Shell за покупку нефти.
«СП»: — Новак говорит о возможности остановки «СП-1». Это серьезно?
— Это сигнал Западу о том, что мы вообще-то никаких ответных санкций не вводили. Пока. Не надо думать, что мы статичный игрок, что вы сейчас что-то придумаете, а нам нечем ответить. Если вы будете со своими санкциями залезать в энергетику, то мы в энергетике вам и ответим. И когда Польша предлагает ввести санкции против «СП-1», еще неизвестно кому от этого будет хуже. Новак как бы говорит: не увлекайтесь! Как только санкционная война перейдет в область энергетики, то это быстро перейдет на торговлю всей номенклатуры товаров: и нефти, и газа, и угля. Чтобы европейцы не думали, что можно ввести санкции против 10% торговли российским газом, мол, это не так больно. Чтобы понимали, что тогда Россия в ответ вообще все перекроет.
«СП»: — А про «СП-2», по-вашему, можно забыть?
— Пока забывать про него не надо. Мы видим, что стороны его рассматривают в качестве проекта, который когда-то все-таки будет запущен. В случае, если что-то произойдет с ГТС Украины, в некоем автономном режиме и временном формате он может быть введен в эксплуатацию. Во-вторых, он даже не под санкциями. Если мы вспомним, как он был остановлен, то это не санкции вообще. Министерство экономики Германии отозвало у Федерального агентства, которое проводило сертификацию компании оператора одну из бумаг — отчет о влиянии «СП-2» на энергетическую безопасность Германии. Теперь у Федерального агентства неполный пакет документов, и они не могут продолжать процесс сертификации. Это просто бюрократическая уловка, проект официально не под санкциями Евросоюза. Это сохраняет возможность быстро начать его эксплуатацию — просто вернуть бумажку без необходимости принимать какие-то законы.