Украина готовилась нанести удар не только по Донбассу, но и по белорусской территории, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко.
«Если бы не сделали это (спецоперацию РФ на Украине — ред.) за сутки до того, поверьте, через несколько дней мы бы испили всю эту чашу с огромными потерями. Они не только по Донбассу готовились нанести удар — они выстроили позиции для нанесения удара по Беларуси», — сказал белорусский лидер в разговоре с российским коллегой Владимиром Путиным.
По его словам, люди в Белоруссии и России начинают потихоньку понимать в текущей ситуации, «что есть что и за кем правда».
Лукашенко также рассказал, что принес на переговоры с Путиным карту, раскрывающую планы нападения на Белоруссию, и намерен показать, откуда оно планировалось.
«Я сейчас вам покажу, откуда на Беларусь готовилось нападение. И если бы за шесть часов до операции не был нанесен превентивный удар по позициям — четыре позиции, они бы атаковали войска Белоруссии и России… Не мы развязали эту войну, у нас совесть чиста. Хорошо, что начали», — сказал Лукашенко.
Напомним, что киевские власти в последнее время постоянно обвиняют Белоруссию в содействии Москве, причем не только в предоставлении территории, но и в непосредственном участии в операции. При этом президент Украины Владимир Зеленский, очевидно, не оставляет надежд перетянуть противников Лукашенко в самой Белоруссии на свою сторону.
В своем обращении к польскому правительству «Зе» назвал белорусов братьями.
«Я очень благодарен своим польским братьям и сестрам, которые поддерживают нас, которые с нами, — заявил он — Мы также должны быть братьями с вами, с белорусами. И, конечно, мы достигнем этого».
— С одной стороны, полномасштабное нападение Украины на Белоруссию представляется маловероятным, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Украинско-белорусская граница протяженная, проходит в лесисто-болотистой местности, а основная группировка ВСУ сосредоточена на Донбассе, который Украина считает своей территорией. Нападение на соседнее государство, состоящее в военно-политическом союзе с Россией, — совсем другая история.
С другой стороны, Украина активно вмешивалась во внутри белорусские дела, поддерживала белорусскую оппозицию и стала для нее одним из основных плацдармов. Поэтому я не исключаю, что Киев действительно мог готовить какую-то провокацию.
«СП»: — Если начало спецоперации опередило атаку Украины на Белоруссию на шесть часов, как сказал Лукашенко, то выходит, разведка хорошо сработала, там ведь учения в это время шли. Но почему тогда об этом говорят только сейчас? Да и мог ли Путин об этом не знать?
— Естественно, публично озвучивается далеко не вся информация, на основе которой принимаются те или иные решения. Поэтому в данном случае мы можем только гадать.
«СП»: — Украина смогла бы вести войну на два фронта?
— Конечно, войну на два фронта Украина бы не потянула, и это видно по ходу нынешней военной операции. Основная группировка сосредоточена на Донбассе, она хорошо укреплена и вооружена. На других направлениях сил хватает на то, чтобы запереться в городах и отвлекать российские ВС на их осаду. На пользу ВСУ играет и протяженность территорий, растянутость коммуникаций. Однако для наступательной войны на чужой территории ВСУ явно не готовы.
«СП»: — Зеленский назвал белорусов братьями. На что он рассчитывает? К кому это обращение?
— Очевидно, под «братьями» Зеленский понимает «свядомых» белорусов, которые и являются его благодарной аудиторией. Идея такого белорусско-украинского «братства», направленного против России, популярна среди белорусских и украинских националистов.
«СП»: — Минск долгие годы лавировал между Москвой и Киевом. По-вашему, этому теперь точно конец?
— Да, похоже, что мосты сожжены. Во всяком случае, пока в Белоруссии у власти Лукашенко, а в Киеве — марионеточный прозападный режим, ни о каком лавировании для официального Минска больше речи идти не может. Дальнейшие отношения между Белоруссией, Украиной и Россией будут зависеть от исхода военной операции и того, какая судьба будет ждать украинское государство по ее итогам.
— Честно говоря, заявление Лукашенко кажется мне фантастическим, — говорит Алексей Ильяшевич.
— Я понимаю, идет информационное противостояние. А Батьке приходится еще и оправдываться (он же не раз заявлял, что никто не будет атаковать территорию Украины со стороны Беларуси). Но не надо палку перегибать…
«СП»: — Потянула бы Украина такое двойное нападение? Или, целью было, скорее всего — втянуть Россию?
— Заметьте, до сих пор белорусская армия в конфликте не участвует. Но она бы обязательно «втянулась», если бы произошло то, о чем говорит Лукашенко. Кроме того, Беларусь является членом ОДКБ. Любой зафиксированный факт агрессии со стороны Украины — это повод обратиться к союзникам для предоставления военной помощи. Абсолютно самоубийственный сценарий для Зеленского, который вряд ли вообще рассматривался.
«СП»: — По-вашему, в Киеве готовились к тому, что Россия для спецоперации использует территорию Белоруссии? Или опять же, было не до того?
— Учитывая скорость продвижения российских войск в первый же день операции (причем не только на киевском направлении), Украина эту опасность «проспала». И это еще один аргумент в пользу того, что Беларусь никто атаковать не собирался. Допустим, ВСУ уже выстроили позиции для нанесения удара по территории соседней страны. Почему тогда в этом районе не обнаружилось сколь-нибудь существенного скопления техники и живой силы? Российская армия за несколько часов оказалась под Киевом.
«СП»: — Тут Зеленский назвал белорусов братьями. Подмазывается? Когда ему плохо стало, начинает обращаться к белорусскому народу — мы братья, мол. Зачем? Кто ему такой ход подсказал?
— Белорусов (не Лукашенко) Зеленский и раньше называл братским народом. Сейчас это особо актуально, поскольку президент Украины явно рассчитывает на затягивание военных действий и начало массовых акций протеста в РФ. С Беларусью — то же самое. Здесь остатки западной сети влияния, разгромленной в 2020—2021 годах, снова включились в активную работу.
Вопрос ведь не в том, сумеет ли Россия сломить сопротивление ВСУ. Это дело времени. Но чем дольше тянется операция, тем сильнее накаляется обстановка в самой России. Сейчас общество на подъеме, в моду входит патриотизм образца 1914 года, когда солдаты дружно маршировали воевать «за веру, царя и Отечество». Но что было потом? Революция и «похабный» Брестский мир.
«СП»: — По-вашему, отношения Белоруссии и Украины теперь испорчены окончательно и зависят теперь от отношений Украины и России?
— Именно так. Как бы ни отнекивался Лукашенко, он по факту участвует в проведении российской спецоперации на Украине. Если режим Зеленского каким-то образом сумеет удержать власть, то по отношению к Беларуси он будет максимально враждебным.