Россия имеет право наносить удары по эшелонам с вооружениями из Европы сразу же, как только они попадают на территорию Украины, — считает первый замглавы комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. Об этом он рассказал в интервью «Парламентской газете».
И предложение это сенатор сформулировал довольно жёстко: «Прервать эти поставки можно одним способом — наносить удары по эшелонам с вооружениями сразу, как только они попадают на территорию Украины. С этого момента они становятся законной добычей наших вооруженных сил. Потому что техника эта приходит не для обустройства музеев, не чтобы поля на ней пахать. Из нее хотят убивать наших военнослужащих. И мы имеем все права, чтобы уничтожать такие вооружения». При этом высокопоставленный политик убеждён, что альянс не готов рисковать своими солдатами ради Украины.
Действительно, как показал экстренный саммит НАТО, состоявшейся в конце марта в Брюсселе, этот блок категорически не желает вступать в военный конфликт с Россией. Моральная поддержка, деньги, оружие, инструкторы, на худой конец, Киеву будут обеспечены. Но небо над Украиной не закрыли, поляков, предложивших ввести миротворческий контингент в западные области Украины, не поддержали. А генсек Столтенберг, полномочия которого продлили до сентября 2023 года, прямо заявил, что альянс не вступится за Киев.
«Мы несем ответственность за то, чтобы этот конфликт на Украине не перерос в войну между НАТО и Россией. Вот почему я ясно дал понять, что мы не будем размещать наши войска на Украине, потому что единственный способ сделать это — быть готовым к участию в полномасштабном конфликте с Россией», — цитируют главу альянса РИА «Новости».
То есть пока наши «заклятые друзья» предпочитают оставаться над схваткой и при этом щедро накачивать Украину оружием. Тут они, кстати, одним выстрелом убивают двух зайцев: европейцы Киев снабжают, в основном, морально устаревшим оружием, которое немцы, поляки, чехи унаследовали от Варшавского договора. То есть и склады освобождают, и масло в конфликт подливают. Но изменится ли настроение стран НАТО, если Россия, действительно, возмётся за эшелоны с оружием?
— Отношение НАТО к России станет ещё хуже, но никаких решительным мер приниматься не будет, полагает военный эксперт Александр Артамонов.
— По той простой причине, что санкционные меры уже исчерпаны, а к прямой конфронтации альянс не готов. К тому же внутри этого блока существует расхождение во мнениях по поводу того, как вести себя с Россией, и большинство стран, входящих в альянс, предпочитают не вмешиваться в ход спецоперации. Мы знаем, что Франция, Германия и Турция настаивают на сохранении отношений с Россией, а Польша и прибалтийские государства, наоборот, хотят эскалации. Это вносит сумятицу в принятие решений. К тому же не Столтенберг решает подобные вопросы, это уже всем понятно. За его спиной стоят американцы, которые заинтересованы в росте напряжённости и расширении конфликта.
Их политическая доктрина — это постоянный тлеющий, а еще лучше — разгоревшийся конфликт в Европе, и смещение политического центра мира в сторону Тихого океана. Но поскольку у НАТО инстинкт самосохранения всё-таки остаётся, то никаких активных действий блок принимать не будет, даже если Россия начнёт наносить удары по эшелонам с оружием после пересечения ими польско-украинской границы, не затрагивая территорию Польши.
В качестве ответной меры, по мнению военного эксперта, возможен, конечно, разрыв дипломатических отношений со стороны Германии, Польши и Прибалтики. Но Латвия, Литва и Эстония и так на пути к этому, причём идут примерно ноздря в ноздрю.
— Решимость НАТО вступить в военные действия зависит не от того, что мы делаем, а от того, готовы ли они с нами воевать. По моему мнению они к этому не готовы, — считает военно-политический эксперт Михаил Александров.
— Один такой бесстрашный желающий есть — это Польша. Она прямо-таки рвётся в бой. Но если она одна полезет, то ей мало не покажется. А коллективно альянс с нами воевать не будет. Что касается уничтожения эшелонов с военной техникой, поставляемой на Украину, то эта идея давно назрела. Я бы еще предложил на этом не останавливаться, а наносить удары по железнодорожным и автомобильным мостам на западе Украины. Их там не так много. А то получается, что они наращивают военные поставки, а мы никаких мер не предпринимаем. Тут надо логистику подорвать. Причём делать это именно на Западной Украине, до которой еще долго дело не дойдёт. Я понимаю, почему наши не трогают мосты через Днепр, они еще понадобятся нам самим. А вот там — жалеть не нужно.
Впрочем, по мнению эксперта, поток оружия это не остановит. Но ВСУ придётся приложить немало усилий, чтобы его доставить на линию огня. Придётся строить понтонные мосты, пускать технику своим ходом, в общем — геморроя прибавится.
Но возникает вопрос: один из ключевых принципов спецоперации — не трогать мирных жителей. А удары по железнодорожным путям и мостам затруднят не только перемещение военных грузов, но и транспортировку гражданского назначения — ту же гуманитарную помощь.
— Да, это издержки, которые надо принимать во внимание. Во время боевых действий всегда страдают и мирные люди. Но украинские власти сами создали такую ситуацию. Посмотрите, что сейчас делается в Мариуполе! Как тяжело там приходится жителям города. А дончане уже восемь лет каждый день под обстрелами. Надо было Киеву раньше беспокоиться о гражданах Украины, — считает Михаил Александров.