Украинская спецоперация российских Вооруженных сил доказала эффективность военной реформы, которая продолжалась с 2008 года. Российская армия снова доказала свою боеспособность.
Причем командование извлекло полезные уроки из неудач других стран — от США до Франции, которые жалко выглядели во время экспедиционных кампаний против значительно более слабых армий, нежели украинская. Например, против армии туарегов в Мали или полуразбитой иракской.
Анджей Вилк: военная реформа Сергея Шойгу доказала свою абсолютную эффективность
Наступление на Донбассе ведется войсками Западного военного округа, который перед лицом натовской агрессии провел самую быструю и масштабную реформу. Начиная с 2015 года, в Западном округе ежегодно создавалось около 20 новых воинских частей различного уровня — от небольших (батальон и меньше) до полков и общевойсковых дивизий, отмечает польский военный аналитик Анджей Вилк из расположенного в Варшаве Центра восточных исследований (OSW).
Масштаб подготовки к отражению атаки НАТО был настолько велик, что охватил все виды войск и служб. Его целью было объединение существующих и вновь созданных оперативных групп (армий и корпусов) и тактических соединений (дивизий).
Все вновь созданные общевойсковые дивизии немедленно перешли на четырехполковую структуру. В то же время подразделения ВДВ, которые маневреннее общевойсковых соединений, перешли от двухполковой к трехполковой структуре.
Объединение в одну группу тактических соединений и воинских частей позволило создать несколько тактических соединений, чаще всего связанных с созданными в ходе реформы Сергея Шойгу общевойсковых дивизий. Все новые соединения уже к концу 2021 года достигли полной боевой готовности и получили самое современное вооружение.
Реформа позволила создать новую, современную, систему снабжения, отмечает Анджей Вилк. В частности, в 2020 году в Ивановской области был восстановлен прославленный 81-й военно-транспортный авиационный полк, благодаря которому каждая из трех дивизий ВДВ Западного военного округа получила собственный воздушный транспорт.
Украинская спецоперация продемонстрировала, что подготовка Западного военного округа к натовской агрессии была абсолютно оправданна. Новые подразделения и соединения, созданные под личным контролем Шойгу, сумели нанести эффективный упреждающий удар.
Майкл Кофман: новая российская военная доктрина показала боеспособность русских
Среди западных экспертов существует пропагандистский «заговор молчания» относительно военных и политических успехов России. Между тем, только за последние годы Россия выступила эффективным медиатором в двух гражданских войнах — ливийской и сирийской. Российские миротворцы в 2020 году введены в Нагорный Карабах, что позволило остановить кровопролитие между Арменией и Азербайджаном.
Западные военные эксперты продолжают упорно отрицать и успехи российской военной спецоперации в Украине. При этом в пропагандистской стене все равно пробиваются бреши. Причем пробивают их именно те аналитики, которых в русофилии никак не заподозришь. Например, директор отдела исследований России некоммерческой организации Center for Naval Analysis (CNA) Майкл Кофман, ранее работавший в Национальном университете обороны.
Кофман отмечает, что украинская спецоперация стала результирующей многолетней военной реформы в России. Причем необходимость этой реформы была продиктована именно расширением НАТО на восток в девяностые годы. После 2008 года началось изменение командно-организационной структуры Вооруженных сил, а с 2011 года — масштабное обновление вооружений.
По оценкам Кофмана, ежегодные военные расходы составляли около $160 млрд. (по паритету покупательной способности), из которых около $50 млрд. тратилось на гособоронзаказ.
Новая военная техника поступала во все виды войск — от воздушно-космических до сухопутных. И сейчас эта техника успешно используется на южном направлении наступления на Украине. Российские войска получили полный контроль над территорией Херсонской области, а также над частью Николаевской и Запорожской областей.
Кофман отмечает, что Россия после завершения первой фазы спецоперации перегруппировала лучшие и наиболее боеспособные силы на южное и восточное направления. Взятие Херсона, а в ближайшей перспективе и Мариуполя — это залог создания плацдарма для дальнейших операций.
Российские войска получили контроль над крупными железнодорожными узлами, такими как Изюм, откуда затем будет нанесен решающий удар по украинской группировке на Донбассе.
Кофман считает, что окружение донбасской группировки ВСУ будет происходить с двух направлений.
Первое — с северо-востока через Изюм и Харьков. Второе — с юга, через Волноваху, которая была освобождена российскими войсками еще 11 марта.
Российская и донбасская армии захлопнут капкан и помешают украинским войскам организовать организованный отход на более защищенную территорию к западу от Днепра, уверен Кофман.
Украина противопоставить России вряд ли что-то сможет. «Украинские вооруженные силы недоукомплектованы, плохо снабжены и неопытны в маневренной войне», — констатирует американский эксперт.