Германия задерживает передачу Украине самоходных установок Gepard, чем заводит в заблуждение в вопросе поставок, сообщает немецкий Welt.
«До сих пор министр обороны Кристин Ламбрехт не проинформировала украинское правительство, что Киеву придется самому заказывать зенитные установки Gepard у оружейной компании Krauss-Maffei Wegmann (KMW)», — говорится в сообщении. Вместо этого Украине сообщили, что она получит танки напрямую от правительства.
Издание также утверждает, обещания ФРГ Киеву не совпадают с комментариями Ламбрехт для немецкой общественности, поскольку на следующий день после объявления о поставках Gepard министр обороны утверждала, что сделка будет осуществлена через контракт между Украиной и KMW, а федеральное правительство лишь дает разрешение на операцию.
Таким образом, неопределенность процедуры передачи Gepard привела к тому, что реальные сроки поставки установок остаются неизвестными.
Как это понимать? Немцы все же пытаются снять с себя ответственность за вооружение Киева, или Украина вновь выдает желаемое за действительное?
— Скорее всего, сначала Украина выдала желаемое за действительное, но Германия в итоге заставила её принять действительность такой, какая она есть, — считает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
Германия не будет мешать вооружению Украины, но и не станет его поощрять. Да, платить Украине придётся самой — или кредит брать. По большому счёту, немецкие власти хотят от этого процесса несколько дистанцироваться. Чтобы проблем было меньше, и чтобы в случае отсутствия нужного результата, проблем с Россией или попадания оружия не в те руки, собственные избиратели не спросили с нынешнего правительства по всей строгости.
«СП»: — А может, немцы просто не хотят поставлять тяжелое вооружение Украине и намеренно ищут способ сорвать поставки?
— В общем, так и есть. Учитывая уровень безответственности украинского руководства (а немцы его прекрасно видят), Германия не хочет, чтобы тяжёлое вооружение попало или откровенным неонацистам, или просто бандитам, или его бы перепродали в третьи страны.
«СП»: — Насколько и почему для них это критично?
— Германия находится недалеко от Украины. И это оружие вполне может оказаться в пределах Евросоюза — в том числе и на немецкой земле. И совсем не в тех руках…
«СП»: — Киев попытается раздуть скандал? На власти ФРГ будут давить? Кто именно и как?
— Можно не сомневаться, что давить будет ставший уже звездой шоу-бизнеса посол Мельник. Скандал и истерика — вот главные приёмы современной украинской дипломатии. И к этой истерике с удовольствием подключаться многие немецкие СМИ — прежде всего откровенно русофобский таблоид Bild.
«СП»: — Неопределенность процедуры передачи Gepard привела к тому, что реальные сроки поставки установок остаются неизвестными. Когда они, по-вашему, все же будут поставлены, и будут ли?
— Наверняка что-то попадёт на Украину. Но по более высокой цене, в меньшем количестве и не столь быстро, как того хотелось бы властям Украины.
— Сегодня Украина получает огромное количество оружия из западных стран, но условия, на которых оно поставляется, во многих случаях не афишируются, — отмечает политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.
— Ранее немецкие официальные лица говорили о готовности оказать военную помощь Украине более, чем на миллиард евро, так что, даже если конкретно за эту технику Киеву придется заплатить «живыми деньгами», помощь от немцев они получают и будут получать, другое дело, что до конца не ясно, на каких условиях она предоставляется.
«СП»: — Немецкие власти, по-вашему, переводят стрелки? Не хотят брать на себя ответственность за поставки?
— До 24 февраля немцы последовательно отказывались поставлять вооружение Украине. Так, в начале года Германия в ответ на настоятельные просьбы о поставках оружия, прислала на Украину пять тысяч касок, что было воспринято, как оскорбление и вызвало возмущение в украинском медиапространстве.
Однако сейчас Берлин пересмотрел свою позицию и оружие из Германии на Украину уже поставляется. За поставки вооружения Киеву, в том числе тяжелого, подавляющим большинством голосов выступил Бундестаг, канлцер Шольц неоднократно подтверждал готовность продолжать такие поставки.
Так что, сегодня дело явно не в нежелании брать на себя ответственность. Другое дело, что даже по официальным заявлениям, а они, судя по всему, отражают действительность, запасов оружия, которое можно было бы поставить немедленно, у немцев было относительно немного.
Тот тон, с которым Украина позволяет себе сегодня общаться с Германией, — достаточно вспомнить регулярные хамские выпады украинского посла Мельника или скандал с нежеланием Зеленского принять президента ФРГ Штайнмайера, — позволяет предположить, что Киев выступил с очередным требованием помощи, а Берлин предпочел не возражать. Но сейчас возникли какие-то объективные проблемы с поставками в желаемом украинцами формате.
«СП»: — Что теперь? Поставки задержат или вообще отложат? Киев будет пытаться скандалить?
— Украина в принципе ведет очень активную информационную политику на грани скандала и истерики постоянно и так как это дает реальный результат, то продолжит это делать в ближайшее время. И даже, если поставку этой конкретной партии техники отложат или задержат, Киеву предложат какую-то альтернативную компенсацию. Логика противостояния такова, что западные страны будут продолжать оказывать помощь Украину в очень серьезных масштабах и Германии в той или иной степени в этом придется участвовать.
«СП»: — Нет ли ощущения, что немцы все еще не хотят вооружать Украину и пытаются всеми силами затормозить процесс? Это вопрос политики или экономики (деньги же заработать можно). Могут ли они просто взять и отказаться?
— Насколько можно судить, Шольц несмотря на то, что ему приходится поддерживать поставки оружия, от этой идеи не особо в восторге, его не раз критиковали другие немецкие политики и СМИ за то, что он недостаточно делает на этом направлении. Даже поляки позволяли себе выступать с заявлениями, что Германия помогает Украине значительно меньше, чем могла бы. Были выступления с критикой поставок оружия и со стороны властей отдельных немецких регионов, и лидеров общественного мнения. Но в целом в немецкой элите и в ведущих медиа страны существует консенсус, относительно того, что Украину поддерживать необходимо. Так что от поддержки они вряд ли откажутся, если не будет каких-то серьезных новых вводных.