Ракетный фрегат «Адмирал Макаров» проекта 11356 может стать новым флагманом Черноморского флота (ЧФ) России после гибели крейсера «Москва». Об этом ТАСС сообщил источник, близкий к силовым структурам Крыма.
По его словам, из трех кораблей дальней морской зоны данного проекта, входящих в состав Черноморского флота (это также «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен») выбор сделан именно в пользу «Макарова». Однако официальной информации на этот счет пока нет.
Агентство отмечает, что вопрос о смене флагмана обсуждался еще осенью 2021 года. Но тогда речь шла о новейшем десантном вертолетоносце проекта 23900 «Митрофан Москаленко», строительство которого ведется на судостроительном заводе «Залив» в Керчи. Якобы для его базирования в Севастополе уже готовится соответствующая инфраструктура.
Теперь, получается, на роль флагмана ЧФ претендует многоцелевой фрегат «Адмирал Макаров».
Корабль построен в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». В состав Черноморского флота вошел в декабре 2017 года. Назван фрегат в честь выдающегося русского флотоводца, полярного исследователя и кораблестроителя, вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Он вошел в историю, как основоположник учения о живучести корабля, изобретатель ледоколов и разработчик русской семафорной азбуки. Погиб в 55 лет в Порт-Артуре при подрыве на японской мине броненосца «Петропавловск» (к слову, этот выход в море стал последним и для друга адмирала, знаменитого художника-баталиста Василия Верещагина).
«Адмирал Макаров», как и два других фрегата «адмиральской серии», предназначен для уничтожения надводных целей и подводных лодок, а также для дозорной службы, патрулирования и охраны морских коммуникаций. Он вооружен крылатыми ракетами «Калибр-НК», ракетным комплексом самообороны «Штиль-1», артустановкой А-190 калибра 100 мм, зенитной артиллерией, реактивной бомбовой установкой и торпедами, а также может нести палубный вертолет Ка-27 (или Ка-31). И неоднократно входил в состав постоянной группировки Военно-морского флота РФ в Средиземном море.
Сейчас фрегат задействован в специальной военной операции на Украине. Есть, в частности, данные, что в марте вместе с другими кораблями ВМФ РФ «Адмирал Макаров» поддерживал артиллерийским огнем с моря наступление наших наземных частей в Мариуполе. Он же ночью 22 марта недалеко от порта Ильичевск обнаружил и поразил зенитной ракетой «Штиль-1» украинское водолазное судно «Нетешин», которое занималось установкой морских мин в районе одесского берега.
Отомстили украинцы в привычной для себя манере — вбросили в СМИ и соцсети информацию о том, что днем 6 мая ракетой «Нептун» у острова Змеиный подбили российский корабль. И якобы это «Адмирал Макаров». В качестве «доказательства» даже привели видео и фото пылающего корабля, окутанного клубами черного дыма. Выдуманная «перемога», впрочем, была разоблачена очень быстро.
Оценить выбор нового флагманского корабля «СП» попросила ученого секретаря военно-научного общества Черноморского флота, капитана первого ранга запаса Сергея Горбачёва:
— Флот без флагмана жить не может. Флагман, как и командующий, он всегда присутствует, он всегда в составе флота есть. И, я полагаю, командующий ЧФ уже определил, какой из кораблей станет его штабным флагманским кораблем на период решения повседневных и боевых задач. Не исключаю, что это может быть фрегат «Адмирал Макаров».
Должен отметить, что функции флагмана, они, в общем-то, соответствую тем задачам, которые стоят, как в области управления (повседневного и боевого), так и в целом организации службы на флоте.
Флагманским считается корабль, на котором присутствует (или может присутствовать) военачальник, начиная от командующего флотом, заканчивая командирами объединений и соединений. Это предполагает наличие походного штаба, который должен использовать широкий спектр технических и боевых возможностей корабля. Радиотехнических возможностей, возможности по линии связи — должно быть соответствующее количество каналов связи для осуществления коммуникаций с берегом, с группировкой кораблей непосредственно в море, с подводной и воздушной составляющей, а также с центром.
Поэтому флагманский корабль, это не просто большая плавединица, на которой развевается флаг командующего и какого-то другого должностного лица, это серьезный функционал с определенным количеством помещений и с соответствующий, как я уже сказал, оснащением.
Крейсер «Москва» в этом смысле в полной мере удовлетворял этому функционалу. Хотя в советское время, должен напомнить, в составе ЧФ находился крейсер управления «Жданов». Изначально он был построен по проекту 68-бис — артиллерийский крейсер, но потом его модернизировали именно для того, чтобы там разместить действующие технические средства для управления.
И «Жданов» решал задачи флагмана флота, как в Черном море, так и в Средиземном, где тогда существовала наша пятая Средиземноморская эскадра. Когда же он уходил в Севастополь, эти функции, как правило, выполняла плавбаза подводных лодок, которая приходила в этот регион.
То есть, функции флагмана менялись в зависимости от конкретной ситуации.
«СП»: — С тех пор многое изменилось…
— Несомненно. После 1991 года, после флотораздела из состава флота была исключена значительная часть кораблей дальней морской зоны, которые могли бы решать эту задачу. И с того времени в составе флота оставались только два корабля первого ранга — гвардейский ракетный крейсер «Москва» и большой противолодочный корабль «Керчь». Когда «Москва» ремонтировалась, функции флагмана флота выполнял БПК «Керчь». Но «Керчь» был выведен из состава флота и утилизирован. А после гибели «Москвы» у нас на Черноморском флоте не осталось вообще кораблей первого ранга.
Из того, что входит сегодня в состав флота функции флагмана могут выполнять корабли дальней морской зоны, которые обладают соответствующим техническим спектром. Это три новых фрегата так называемой «адмиральской серии»: головной «Адмирал Григорович», который сейчас находится в Средиземном море. А также «Адмирал Макаров» и «Адмирал Эссен» — они в акватории Черного моря.
Выбор, я думаю, уже осуществлен из этих двух кораблей. После гибели «Москвы» командующий, скорей всего, принял конкретное решение и определил один из кораблей как свой флагман, скажем так, в потенциале.
«СП»: — Фрегат не мелковат для флагманского корабля?
— Конечно, для флагмана флота фрегат подходит, мягко говоря, не очень. Его водоизмещение чуть больше 4 тыс. тонн — у «Москвы» почти 12 тысяч. Но даже не в этом дело. А в том, что с точки зрения размещения штаба и технических средств возможности фрегата ограничены.
Для этого в составе флота должны быть, как минимум, ««восьмитысячники» — это общепринятый мировой термин. Сейчас, когда корабли стали универсальными и могут решать целый комплекс задач, признано, что оптимальный корабль, на котором может размещаться походный штаб и со всеми его техническими средствами, это корабль водоизмещением примерно 8 тысяч тонн.
Но в нашей кораблестроительной программе не заложено, к сожалению, строительство подобного рода кораблей. Максимум, что мы строим, это фрегаты порядка 5 тысяч тонн.
Правда сейчас в Керчи идет строительство двух универсальных десантных кораблей — «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко».
«СП»: — Последний раньше тоже упоминался, как претендент на роль флагмана ЧФ…
— На самом деле, водоизмещение десантных кораблей, их возможности и техническое оснащение могли бы решить задачу появления на флоте нового флагмана. И, как я полагаю, один после достройки пойдет на Тихоокеанский флот, второй останется у нас. Поэтому, возможно, флаг командующего флотом все-таки будет поднят на этом кораблей. Но произойдет это не раньше 2025 года. И только если будет поставлена соответствующая задача и соответствующие технические средства в ходе строительства корабля на нем будут размещены.
Пока этого нет, наиболее целесообразно, конечно, использовать фрегат.
«СП»: — Хотелось бы еще понять, что же все-таки произошло с «Москвой», потому что официальная информация слишком ограничена. И стоит ли, по-вашему, поднять крейсер?
— Публикаций, мнений и оценок на этот счет достаточно много.
До тех пор, пока не будут известны подробности, давать какие-то оценки того, что в реальности там произошло, строить какие-то версии, мне кажется, не имеет смыла. Рано или поздно об этом будет сказано в расширенном формате.
Что касается подъема корабля, то, насколько известно, в районе, где «Москва» лежит — а это глубина порядка 60 м. — работают флотские спасательные силы. Какие перед ними задачи стоят, мне неизвестно. Но можно предположить, что это охрана района, проведение обследования, возможно, подъем каких-то узлов.
В любом случае, до завершения специальной военной операции говорить о подъеме самого крейсера, вряд ли целесообразно. Дело не в технических возможностях — с «Курском» было гораздо сложнее. И соответствующие решения будут, я думаю, приняты.