ВСУ под Северодонецком и Лисичанском активно применяют боевые системы западного производства. В том числе — польские бесшумные миномёты LMP-2017. Они опасны тем, что выпущенная мина летит, не издавая шума, и это не оставляет времени среагировать на выстрел. А вот снаряды, выпущенные из советских миномётов, которые имеются на вооружении украинской армии, при подлёте сопровождает характерный звук, и опытные бойцы успевают найти укрытие.
Бесшумные польские миномёты ВСУ не в новинку: их использовали еще в апреле при штурме Попасной. Производятся они на Трановском мехзаводе в Польше. Осколочные 60/61-мм боеприпасы O-LM60 для них изготавливает местная компания Dezamet S.A. Эти снаряды предназначаются для поражения живой силы, огневых позиций, тактических штабов и небронированной техники,
Осколочные снаряды, используемые для LMP-2017, после подрыва распадаются на 1500 поражающих элементов, что позволяет эффективно уничтожать цели.
Вот, правда, интересно: отдают ли рабочие, занятые производством опасных «игрушек» себе отчёт, что сделали оружие для внуков тех, кто устроил Волынскую резню? А стрелять они будут в потомков тех, кто освобождал Польшу от оккупантов в 1944—1945 годах. А потом вылавливал по лесам бандеровских недобитков, терроризирующих мирное население западных районов Украины, в том числе — и поляков.
И вот еще что: хоть поляки компактно проживают в западных областях Украины, но на территории Донецкой и Луганской областей они тоже селились.
Почти наверняка среди тех, кто сражается за свободу от нацистского режима есть и поляки. В которых сейчас стреляют из польского оружия. Зеленскому и его приспешником это до лампочки, а вот в Варшаве могли бы и поразмыслить о том, что делают.
Но вернёмся к миномётам: история вопроса такова: еще 1 февраля 2022 года, то есть до начала проведения спецоперации, Варшава решила оказать военную помощь киевскому режиму, в частности, поставив на Украину эти миномёты.
По некоторым сведениям ВСУ приобрели до ста LMP-2017 и полторы тысячи боеприпасов к ним. Эти миномёты весят 6.6 кг и обслуживаются расчётом из двух человек. Но, если что, управиться можно и в одиночку. Стреляют на расстояние от 100 до 1300 метров со скоростью 25 выстрелов в минуту без регулировки настроек. А с корректировкой огня — 10 выстрелов в минуту. Длина ствола 650 мм.
Аналогов LMP-2017 в мире немало. Это и немецкий миномёт Fly-K, и его французская модификация LGI Mle F1. Китайцы используют свой QTL89, а в России на вооружении состоит 2Б25 «Галл».
— Такие миномёты — это оружие на уровне роты, — объясняет военный эксперт Константин Сивков.
— Тут важен не столько калибр снаряда, сколько дальность выстрела. Да, осколки разлетаются далеко, но надо еще учитывать и силу взрывной волны.
В принципе, армейские бронежилеты выдерживают удар осколка, есть даже видео миномётного удара, после которого боец показывает застрявший в бронежилете осколок.
Ничего особенного в польских миномётах нет, объясняет военный эксперт Александр Артамонов.
— Это оружие разрешено поставлять всеми конвенциями, так что наказать поляков за это не возможно. Да, мины опасны. Но бронежилет пластинчатого типа с использованием стальных и керамических пластин вполне спасает от разлёта осколков.
К тому же бесшумные польские мины таковыми не являются.
— Речь, скорее всего, идёт о 60-миллиметровых фугасных минах, которые отличаются малошумностью. Поскольку заряд весьма небольшой, и сама мина — небольшого калибра, то она издаёт минимальный звук. Характерный визг, который, в частности, производят российские С-80, связан с вращением в полёте, что обусловлено особой формой хвостовика мины. Именно из-за него мина в полёте издаёт противный визжащий звук. Но фугасная 60-миллиметровая мина рассчитана на укороченные миномёты, приблизительно 0,98 кг её вес, а нормальная осколочно-фугасная мина весит 1,6 кг. Поэтому и звук при выстреле тише.
Сами по себе «бесшумные» мины известны достаточно давно.
Можно вспомнить проект Кленина — 82-миллиметровый миномёт разработка 1942−1943 года, который тоже отличался очень тихим звуком. Потом был еще проект лейтенанта Пантелеева для 57-миллиметрового миномёта. Это проект 1944 года. Но ввиду того, что было сложно добиться производства боеприпасов для этих нетипичных конструкций, они не были взяты на вооружение.
Польские миномёты — не та проблема, которую стоит воспринимать слишком серьёзно, считает эксперт Михаил Александров.
— На Украине еще с советских времён осталось их столько, что ВСУ может долго воевать и без LMP-2017. Что до их бесшумности, то это — относительное преимущество тактического характера, не более того. И оно не играет в бою решающей роли.
Следует обращать внимание не на них, а на тяжёлое вооружение, которое НАТО хочет поставить. Они уже поставили всё, что было можно: самоходные гаубицы, системы залпового огня, и американские, и чешские. Чешские, кстати, сделаны по образцу советских.
Но вот если поставляемые странами альянса вооружения будут применяться для ударов по российской территории, тогда мы получим моральное право ответить им тем же.