Денис Шарапов, заместитель министра обороны Украины, отвечающий за закупки, поддержку вооружения и техники, и бригадный генерал Владимир Карпенко, командующий материально-техническим обеспечением командования сухопутных войск, дали большое интервью американскому журналу National Defense, которое можно озаглавить как «шеф, все пропало!».
Оба самостийных чина сообщили янки, что «протяженность линии фронта составляет 2500 километров. Линия фронта, на которой ведутся активные боевые действия, протяженностью более 1000 километров. Это как от Киева до Берлина. На сегодняшний день общее количество людей во всех наших вооруженных силах и в секторе обороны и безопасности составляет до миллиона человек».
По их словам, количество оружейных систем при таком массовом расходовании ресурсов покрывает только 10−15% потребностей ВСУ. В частности, они утверждают, что в одной бригаде, которая держит фронт на участке 40 км, вместо 100 боевых машин пехоты, 30 танков, и 54 артиллерийских систем (в сумме 184 единицы тяжелых систем вооружения) в лучшем случае насчитывается только 40.
Что касается потерь, то замминистра обороны незалежной явно врет, когда утверждает, что ВСУ потеряли до 50% техники и артиллерии. Судя по роликам, которые недавно попадали в укрнет, захисники незалежностi сообщали о куда более высокой цифре, вплоть до 90%.
В отличие от болтуна Подоляка, советника Зеленского, который требовал прямо сейчас 1000 гаубиц, Карпенко согласен и на 700, тогда как США передали примерно 100 пушек М777. Причем, по словам снабженца в ранге бригадного генерала, после каждого боевого контакта из шести американских стволов, имеющихся в стандартной украинской батарее, два отправляют на ремонт, если, конечно, они подлежат починке.
«Как же так, вроде в США таких проблем не было», — удивляется National Defense. Ответ Карпенко звучит так: «Подсистемы М777 повреждаются осколками. Это происходит каждый день». Напомним, эта пушка считается «легкой», поскольку весит всего каких-то 4,2 тонны по сравнению с ее предшественницей M198 (вес 7154 кг). Кстати, вес уменьшили за счет широкого использования титана, который янки, судя по всему, импортировали из России.
По информации из американских источников, к подсистемам М777, которые вышли из строя от внешнего воздействия, но могут быть отремонтированы, относится механизм отдачи, представляющий собой очень сложную газо-гидравлическую систему. Он, как известно, состоит из гидроамортизатора, гасящего отдачу, и газовой части, автоматически возвращающей ствол.
Если во время боевого контакта повреждается, например, цапфа, на которой установлен ствол, то эту пушку с очень большой вероятностью поразили прямым попаданием. Или хуже того — поблизости сдетонировал боекомплект. Тогда от орудия осталось четыре тонны искореженного металлолома.
Теперь о починке гаубиц в ВСУ. Начнем с того, что не стоит принимать за чистую монету откровения военных топ-чинов ВСУ американскому National Defense. Слишком уж много бла-бла-бла о героїчній обороні, тем не менее интервьюеры признались в двух моментах.
Во-первых, жовтоблакитные ремонтники М777, оказывается, уже были обучены этому ремеслу, видимо, еще до спецоперации. Такое впечатление, янки еще до 24 февраля распланировали не только западную военную помощь, но и подготовили из числа украинцев спецов по техобслуживанию гаубиц. Правда, с этом делом у ВСУ есть проблемы, о чем говорит реплика Шарапова: «Честно говоря, мы творим чудеса, но нам все еще нужна поддержка».
Во-вторых, почти все нуждающиеся в ремонте американские гаубицы просто не чинятся. Это вывод тоже напрашивается из интервью. По словам Карпенко, «большая часть тяжелой техники эксплуатируется в таких тяжелых условиях… Она выходит из строя из-за постоянных артиллерийских обстрелов», но нет возможности отправить поврежденные орудия в тыл, а также нет запчастей.
Интересная вырисовывается картинка. Батарея ВСУ из шести американских распиаренных пушек живет в среднем только три артиллерийские дуэли. Потом, вероятно, что-то чинится путем снятия запчастей у других поврежденных орудий, и снова отправляется в бой.
Но тут-то волосы дыбом встают уже у украинских диванных войск. Если же русские осколки разбивают гаубицы с такой интенсивностью, то напрашивается вопрос, каковы потери артиллеристов? По оценке Патрика Бенхам-Кроссвилла, бывшего офицера британской армии и автора книги «Опасный мир Томми Аткинса: введение в наземную войну», повреждение 155-мм пушки в ходе боевого контакта, скорее всего, означает уничтожение расчета из 8 бойцов. Кто-то будет тяжело ранен, кто-то жестко контужен, но большинство погибнет.
Как строчат в своих телеграм-каналах самостийные правдорубы, военная профессия артиллериста в ВСУ стала сродни членству в клубе суицидников. Если же вывести за скобки моральную составляющую, то с точки зрения бухгалтерии войны персонал М777 в среднем живет на фронте несколько дней — кому как повезет. Следовательно, давно уже выбиты кадровики, вступившие в сражение в первые дни спецоперации. А те, кто идет им на смену, являются недоучками в рамках ускоренных курсов.
И еще: сейчас в рунете гуляют самые разные цифры стоимости гаубиц М777. Называются ценники в пределах $700 тыс., дескать, США запросто поставят ВСУ сколько угодно тяжелых пушек. Было бы, как говорится, пушечное мясо. Однако компания BAE Systems, производящая гаубицы, поставила еще пять лет назад Индии эти пушки по стоимости $3,6 млн за единицу, причем каждый снаряд «тянет» на десятки тысяч баксов в зависимости от типа. С учетом того, что орудия являются буксируемыми, нужны еще и тягачи, которые не рассчитаны на езду по изрытым воронками полям.
На сайте BAE Systems сказано, что для точной стрельбы нужны управляемые снаряды «Экскалибур» (Excalibur), каждый из которых напичкан дефицитными чипами и стоит до $80 тысяч. Но на Украину их не отправляют, поскольку полет смарт-болванки корректируется радиосигналом. А с этим на полях «неньки» большие проблемы из-за русских РЭБ.
Сам факт, что ВСУшники Шарапов и Карпенко уже не требуют гаубицы М777, а клянчат ударные дроны Predator и РСЗО HIMARS, является самой настоящей антирекламой артиллерийской продукции BAE Systems. Конечно, укронацики американскую пушку облили грязью предельно тактично, но корпоративные клиенты штатовской оборонки сделали для себя выводы, явно не в пользу звездно-полосатой чудо-юдо пушки.