Американский Институт изучения войны, которым руководит четырехзвездный генерал в отставке Джек Кин, бывший заместитель начальника штаба армии США, попытался спрогнозировать ход боевых действий на российско-украинском фронте после давно предрешенного падения Северодонецка и Лисичанска. И высказался на этот счет вовсе не по-военному. Дескать, поскольку русские в завершающейся битве в значительной мере израсходовали свои наступательные ресурсы, ВСУ могут попытаться перейти в «осторожное контрнаступление».
Почти одновременно о скором контрнаступлении, хотя и в весьма усеченном виде, высказались и в Киеве. Так, советник главы МВД Украины, исполнительный директор Института будущего этой страны Виктор Андрусив смотрит на перспективы этой затеи не без оптимизма: «Будут наноситься очень мощные контрудары, которые будут отбрасывать россиян, наносить им большие потери, но возможностей большого контрнаступления, которое освободит оккупированные (все — „СП“) территории я не вижу».
О хоть каком-нибудь украинском контрударе хотя бы оперативного уровня не только Киев, но и Запад мечтает давно и на всех уровнях. Скажем, на днях премьер Великобритании Борис Джонсон, явно опираясь на выводы своей разведки, высказался на этот счет так: «В ближайшие несколько месяцев Россия может прийти к такому моменту, когда уже не будет никакого продвижения вперед, потому что она исчерпала свои ресурсы. Тогда мы должны помочь украинцам изменить динамику. В той мере, в которой украинцы в состоянии начать контрнаступление, его следует поддержать. Оружием, которое они требуют от нас».
Как видим, и в Европе, и в США, и на Украине налицо очень осторожные оценки относительно способности и возможностей ВСУ в ближайшие месяцы хотя бы частично вернуть утраченные территории. Но это не значит, что такие попытки не планируются. Скорее — наоборот, в украинском Генштабе давно готовы различные варианты наступательных действий. Откуда в таком случае может исходить опасность на линии фронта, растянувшейся почти на полторы тысячи километров?
Если судить по публичным оценкам близких к военному руководству Украины киевских военных экспертов, то наиболее привлекательным вариантом для Киева стал бы контрудар его сильной группировки в составе нескольких свежих механизированных, танковых и артиллерийских бригад из окрестностей Запорожья на освобожденный Россией Мелитополь/
Это дало бы возможность не только быстро рассечь линию обороны южной группировки российской армии, которая сейчас главными силами занята зачисткой Лисичанска, Северодонецка, Горского и Золотого. Одновременно возникла бы угроза выхода украинских войск на тыловые коммуникации частей и соединений ВС РФ, защищающих Херсон и наш плацдарм на правом берегу Днепра.
Более того — в случае успеха у ВСУ появились бы шансы отрезать для наших не только пути снабжения из Крыма, но даже и саму возможность вынужденного отхода на полуостров.
Такова, в частности, идея украинского полковника запаса Олега Жданова, бывшего офицера Главного оперативного управления Генерального штаба ВСУ, а еще ранее — преподавателя Национальной академии обороны этой страны.
Впрочем, полководческая мысль Жданова пошла намного дальше простого штурма Мелитополя, который сам по себе, на мой взгляд, стал бы фантастическим успехом его армии. Полковник запаса полагает, что в случае, если в ходе контрнаступления удалось бы обратить русских в стремительное бегство, у украинцев появилась бы даже высокая вероятность возвращения себе Крымского полуострова и Севастополя.
— Даже так? — вынужден был недоверчиво переспросить бравший видеоинтервью у бывшего видного украинского генштабиста известный ненавистник России киевский журналист Дмитрий Гордон.
На что полковник запаса пояснил: дело в том, что, по данным разведки Украины, на полуострове сегодня у русских не так уж много войск. Большинство наземных частей и соединений 22-го отдельного армейского корпуса ВС РФ, составляющих основу обороны Перекопа, Чонгара, Джанкоя, Симферополя и Феодосии, или втянуты в боевые действия на материковой части Украины, или только что выведены оттуда и приводят себя в порядок. То же самое касается и 810-й отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота (Севастополь). Поэтому противостоять украинскому вторжению, если хотя бы на секунду допустить, что оно состоится, по Жданову особо и некому.
Чтобы такой замысел превратился в реальность, считает украинский эксперт, следует не допустить отхода в Крым российских войск, на нынешний день воюющих где-нибудь под Херсоном, Николаевом или Запорожьем. Следует разгромить их при отступлении или оттеснить в восточном направлении под Мариуполь. И тогда Киев получит Крым почти на блюдечке с голубой каемочкой.
Таким образом, для Украины дело за малым: подготовить и организовать контрудар на Мелитополь таким образом, чтобы не застрять в позиционных боях. А потом, преследуя отходящего противника танковыми колоннами, опередить его по дорогам ведущим к Крыму.
По словам главы СНБО Украины Алексея Данилова, к выполнению именно такой задачи командование ВСУ сейчас в тыловых районах своей страны готовит отдельную группировку, «подготовленную по стандартам НАТО и оснащенную западными системами вооружений и военной техники». Сообщается, что она будет состоять из шести новых бригад общей численностью до 25 тыс. солдат и офицеров.
А когда эти бригады закончат формирование и боевое слаживание — реально нашим противникам будет переходить хотя бы в «осторожное контрнаступление»? Тут — как сказать. Положа руку на сердце, определенные предпосылки для такого стратегического броска у Киева имеются. Главный из них — огромное общее численное превосходство над российскими военными на фронте и в ближайшем тылу в личном составе.
Тут дело обстоит так. По открытым данным, численность ВСУ нынче составляет до 500 тысяч военных. Еще 300 тысяч солдат и офицеров приходится на другие силовые структуры Украины. И это неудивительно, поскольку в стране прошли уже три волны почти повальной мобилизации.
А наша воюющая группировка на линии фронта не превышает 250 тысяч солдат и офицеров. И если украинцы продолжают медленно пятиться, оставляя город за городом, то лишь под воздействием подавляющей огневой мощи ВС РФ.
Вот здесь, собственно, и таится основная головоломка для киевских и натовских генералов. Если с помощью поставок с Запада Украине в ближайшие месяцы противнику удастся хотя бы несколько уравновесить это наше преимущество, в таком случае его мечты о контрнаступлении и броске на Крым со стороны Запорожья могут стать не такой уж ненаучной фантастикой.
Чтобы этого добиться, враг делает все, что в его силах. Оружие и боеприпасы с Запада через украинско-польскую границу текут рекой. Беда Киева и НАТО в том, что со стороны России действует такая же и тоже ни на день не мелеющая встречная река, организованная созданной Минобороны РФ компанией и превосходно работающей ООО «Оборонлогистика». Все, что необходимо своим воюющим войскам, она по земле и по воздуху ритмично доставляет с бесчисленных наших баз хранения, военных заводов и арсеналов.
В итоге, как 24 июня подсчитала американская газета «Washington Post», по состоянию на эти сутки только администрация США передала Украине 126 155-миллиметровых гаубиц (всего, с учетом союзников Штатов, таких орудий к линии фронта натовцами подано уже свыше 200). Вместе с гаубицами Пентагон переправил в зону боевых действий 260 тысяч соответствующих артиллерийских снарядов.
Скажете, много? Но, по сведениям заокеанских источников этой газеты, пока «количество переданных Киеву американской стороной боеприпасов соответствует числу снарядов, которые Россия тратит примерно за пять дней».
Эту прискорбную для его страны реальность уже упомянутый нами Виктор Андрусив прокомментировал так: «В этой войне не может быть контрнаступления без авиации и без артиллерии, которые выполняют подготовительную функцию, а потом уже наступают войска. У нас сложности и с первым, и со вторым. Авиации нам так никто и не дал, а артиллерии у нас так мало, что к моменту, когда нам, наконец, дадут ее нормально, уже не будет работать наша артиллерия, советская, которую мы используем сейчас, потому что к ней закончатся боеприпасы. И это произойдет в течение нескольких месяцев».
Способен ли Запад решительно нарастить поставки оружия и боеприпасов, чтобы переломить сложившуюся гибельную для Киева тенденцию? Скорее всего — увы. Проблема в том, что у тех же американцев арсеналы уже тоже полупустые. По информации британского Королевского института исследовательских служб (RUSI), Пентагон допустил роковую ошибку в стратегическом планировании, которую теперь невозможно быстро поправить.
Еще в 2020 году армия США сократила закупки артиллерийских снарядов до показателя в 425 миллионов долларов. В планах на 2022 год было сокращение закупки снарядов вообще до 174 миллионов долларов.
Этой суммы, уверено RUSI, хватит на покупку только 75,36 тысячи «классических» снарядов M795, 1,4 тысячи снарядов типа XM1113 для гаубиц M777 и 1,04 тысячи снарядов типа XM1113 для артустановок других типов. Еще на текущий год армия США планировала выделить 75 миллионов долларов на покупку 426 управляемых снарядов «Excalibur».
Однако даже если все накопленное за океаном целиком передать Киеву, всего этого объема боеприпасов Вооруженным Силам Украины хватило бы всего на несколько недель сражений с русскими. Потому что даже по приблизительным подсчетам британцев, армия РФ на Украине может себе позволить ежесуточно отстреливать по 6−7 тысяч артиллерийских снарядов всех калибров.
Таким образом, заткнуть эту зияющую брешь в украинской обороне Западу просто нечем. Вероятно, поэтому там если и мечтают о будущем контрнаступлении, то только об очень «осторожном».
Иными словами, позволяющем двумя-тремя батальонными тактическими группами хотя бы на время отвоевать у России несколько украинских сел или небольших городков. Как это, к примеру, случилось в конце марта на изюмском направлении. Но никакого влияния на общий ход боевых действий такое черепашье продвижение ВСУ оказать не может. И Мелитополь, и Крым при этом могут спать спокойно. У Киева руки коротки. И длиннее даже с помощью США уже не станут.