Решение США было ожидаемым. И продиктованным нескольким причинами.
Во-первых, США весьма настороженно относятся к контактам Анкары с Москвой, во-вторых, Греция — также член НАТО, всегда нервно реагирует на любое усиление вооружённых сил Турции, поскольку у этих двух стран имеются сложные территориальные споры.
Кстати, недавно Афины и Вашингтон подписали договор о бессрочном военном сотрудничестве, по которому Греция разрешила открыть на территории страны еще четыре американское военные базы. В том числе — в порту Александруполис, через который сейчас доставляется из США американское оружие, предназначенное Украине.
Строго говоря, в принятой поправке к Закону об ассигнованиях на национальную оборону (NDAA) о решительном и бесповоротным запрете продавать Анкаре злополучные F-16 речи нет. Демократ Крис Паппас (D-N.H.) подготовил достойный пера Макиавелли текст, требующий строгого надзора за продажами в США истребителей и сопутствующего оборудования из соображений безопасности союзника по НАТО. Как думаете, кого? Правильно, Греции.
Поправка запрещает президенту продавать или передавать Турции F-16 или комплекты для модернизации F-16, но только в том случае, если президент США не сможет подтвердить Конгрессу, что Турция «не нарушала суверенитет Греции» в течение как минимум 120 дней до продажи или передачи, разъясняет влиятельное американское издание центристского толка The Hill.
Но это был только первый акт очередного политического шоу, разыгранного в Капитолии. Во втором председатель комитета Сената США по международным отношениям Роберт Менендес уже потребовал от Турции разорвать отношения с Россией, так как Вашингтон намерен продавать свою военную технику исключительно тем странам, которые разделяют ценности Соединенных Штатов. Это информацию передало греческое агентство AMNA.
Сенатор также озвучил условия, при которых он мог бы снять свои возражения против продажи Анкаре самолетов. Среди них отказ от приобретения российской системы ПВО С-400, прекращение полётов над греческими островами, охлаждение отношений Эрдогана с Кремлём и до кучи — прекращение практики нарушения прав человека.
Кстати, именно Мендес обрушился на Эрдогана с резкой критикой, когда Анкара выступила против вступления в НАТО Финляндии и Швеции, и выдвинула условия, на которых готова согласиться на их членство в блоке. Мендес тогда заявил, что отказ Анкары усилил более широкие опасения по поводу надежности Турции как союзника США, которые и так уже возникли после покупки ею российских зенитных систем и отказа присоединиться к некоторым антироссийским санкциям.
Менендес предупредил, что «ответка» с Капитолийского холма прилетит быстро, поскольку Турция стремится приобрести десятки новых истребителей F-16, продажа которых потребует одобрения администрации президента США и Конгресса. «Я надеюсь, что администрация замечает это, поскольку они рассматривают F-16», — сказал он. «Вы должны сказать Эрдогану, что вам нужно действовать по-другому, если вы хотите, чтобы что-то рассматривалось», — процитировала сенатора газета Washington Post
При всём этом Роберт Мендес, так сказать, по долгу службы, имеет право наложить вето на продажу систем вооружения США. И хоть президент Байден во время личной встречи в рамках саммита НАТО в Мадриде обещал Эрдогану посодействовать в том, чтобы Турция получила желаемые истребители, его усилий в данном вопросе оказалось недостаточно.
Впрочем, Анкару такой поворот событий вряд ли удивил, считает политолог, преподаватель Стамбульского университета Малик Керимов.
— Президент Эрдоган — политик прагматичный и опытный, он наверняка понимал, что реакция Турции на вступление Швеции и Финляндии в НАТО будет иметь определённые последствия. США, да и некоторые другие партнёры по НАТО, ведут в отношении Турции двойную игру. С одной стороны, когда им нужно, они охотно прибегают к силе и влиянию Турции, с другой — ограничивают и сдерживают её, когда речь заходит об интересах Турции в Средиземноморье, на Ближнем Востоке, постсоветском пространстве. И проделывают это даже в тех случаях, когда Анкара вынуждена отстаивать статус регионального лидера или же национальные интересы.
Эксперт напомнил, что США уже давно чинят препятствия Турции, когда та пытается приобрести у них современные вооружения. Хотела приобрести у США истребители F -16, и даже заплатила за них, но самолётов так и не получила. Планировала купить не менее сотни истребителей F-35, но сделка сорвалась после вмешательства Европейского командования США.
— США предпочитают забыть о том, что С-400 турки у России закупили вынужденно. Им нужно было обеспечить безопасность своей территории от ракет из Ирака и Сирии, обстановка в этих странах на тот момент была крайне нестабильной. Но партнёры по альянсу в продаже современных ракетно-зенитных комплексов Анкаре отказали — некоторым странам, входящим в альянс не нравиться, что Турция имеет боеспособную и хорошо вооружённую армию.
В НАТО она считается второй по мощи после США. Это, конечно, настораживает европейских партнёров, входящих в альянс. Европейцы вообще любят порассуждать о пантюркизме, и при этом начинает нервничать не только Греция, но и некоторые другие страны, например, Болгария с Черногорией. Но сдерживать усиление турецкой армии за счёт новых вооружения, тоже не самая мудрая политика. Потому как только Турция реально может сдерживать давнего противника США — Иран. Та же Греция в этом случае — не помощник.
«СП»: — Готов ли президент Эрдоган поступиться чем-то в отношениях с Россией ради спокойствия «товарищей» по альянсу.
— Полагаю, что их спокойствие Эрдогана не слишком уж и волнует. Турция и впредь будет проводить ту политическую линию, которая максимально соответствует её национальным интересам. В настоящее время Россия рассматривается как важный и надёжный партнёр. Причём выстраивающий с Турцией равноправные отношения. Поэтому Анкара вряд ли станет пересматривать приоритеты сотрудничества. По крайней мере сейчас, когда США способны только что-то не дать, в чём-то помешать. Потому как предложить им, по всей видимости, нечего.