Россия желает наладить сотрудничество с компанией Baykar Makina (Baykar), производящей беспилотники Bayraktar, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время заседания Центрального исполнительного совета Партии справедливости и развития, которое было посвящено обсуждению турецкого военно-промышленного комплекса, передает CNN Türk.
«Путин сказал мне, что хочет работать с компанией Baykar. Он предложил создать завод в России, как это было также сделано недавно в ОАЭ», — сказал турецкий лидер.
Отметим, что на прошлой неделе Генеральный директор турецкого производителя Baykar Makina Халук Байрактар заявил, что компания не будет продавать беспилотники России.
«Мы ничего им не доставляли и не предоставляли. Мы никогда такого не сделаем», — ответил Байрактар на вопрос ведущей телеканала CNN, рассматривал ли он возможность обеспечения России дронами. Он также подчеркнул, что компания «поддерживает Украину».
Напомним, ударные БПЛА Bayraktar TB2 турки поставляют на Украину, где они активно применяются украинскими военными против подразделений российской армии и сил Донецкой и Луганской народных республик, участвующих в спецоперации. Кроме того, Baykar Makina передала Киеву несколько беспилотников на безвозмездной основе. Власти Украины также заявляли о работе над проектом по строительству завода по производству ударных беспилотников в стране.
На этом фоне появляется информации о предоставлении России беспилотников Ираном. О чем в таком случае может идти речь в отношении Турцией,
Или это троллинг из серии, почему бы России не вступить в НАТО?
— Нет — это не троллинг, — уверен военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев.
— Российско-турецкое военно-техническое сотрудничество имеет весьма высокую степень, которая определяется недавней продажей официальной Москвой официальной Анкаре ЗРК С-400 «Триумф».
Необходимо обратить внимание, что между Турцией и Азербайджаном подписана Шушинская декларация, которая предусматривает тесное сотрудничество в военной сфере между официальными Баку и Анкарой. Но, подобная декларация о союзническом партнерстве, в том числе и в военной сфере, подписана между Россией и Азербайджаном. И, именно, в день признания официальной Москвой независимости ДНР и ЛНР — 21 февраля 2022 года.
Логическим завершением данного политического процесса и должна стать Декларация о союзническом партнерстве между Москвой и Анкарой. И производство «Байрактаров» на территории России могло как раз и стать определенным шагом на пути подписания подобного союзнического акта. То есть речь идет о союзе России и Турции. Но вне НАТО! А может быть, и против самого альянса.
«СП»: — Гендиректор завода-производителя «Байрактаров» заявил, что не будет продавать их России. Можно ли говорить о том, что руководство компании антироссийски настроено, и о производстве в России не может быть и речи?
— Гендиректор завода-производителя «Байрактаров» делал подобное заявление из понимаемой им политической ситуации. Но она быстро меняется, в особенности после «Тегерана-22». Поэтому в Турции не настроены антироссийски. Речь идет «колебании вместе с линией партии», которую возглавляет Эрдоган.
«СП»: — Туркам было бы выгодно производить беспилотники в России? Что они с этого получили бы?
— Производство турецких беспилотников стало бы серьезным шагом на пути развития российско-турецких отношений и выход их на уровень союзнических. При этом, официальная Анкара могла получать еще больше дивидендов. И весьма крупных.
«СП»: — А Россия что получила бы? У нас своих БПЛА мало? Тем более, что, по некоторым данным, Москва ведет на эту тему переговоры с Ираном…
— Одно другому не мешает. Можно вести по этому поводу переговоры, как с Тегераном, так и Анкарой.
«СП»: — Сегодня многие эксперты говорят, что «Байрактары» слишком переоценены, что Украина показала их ненадежность. В этих условиях, есть ли смысл с ними иметь дело?
— Конечно же, есть. Ведь нам тогда остается взять самое лучшее и производить свои БПЛА с учетом уже полученных со стороны технологий. Кстати, это может способствовать новому повышению имиджа «Байрактаров», в чем, безусловно, есть и интерес официальной Анкары.
«СП»: — Ранее украинское правительство разрешило производство турецких Bayraktar на своей территории. Это можно было бы как-то совмещать с производством в России?
— Возможно, что гипотетически можно совмещать. Например, если производство турецких БПЛА будет происходить на территориях Украины, подконтрольных Российской Федерации…
— Давайте подумаем, зачем это нам может быть нужно, — говорит военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Это, разумеется, больше политическая игра. Конечно, СВО на Украине развеяло «миф о непобедимости Байрактаров», что это какое-то «чудо-оружие», каким их пытались представить после карабахской войны. Или каковыми их выставляла украинская пропаганда. Справляться с ними наши ПВО и РЭБ начали с первых дней вооружённого конфликта. Неслучайно же американцы стали отправлять в зону военных действий свои беспилотники AeroVironment RQ-20 Puma AE.
А поставки Grey Earl — более совершенных и тяжёлых БПЛА компании General Atomics с ракетами Hellfire — хотя и заблокированы пока Конгрессом из-за боязни, что продвинутые технологии могут оказаться в руках русских — в любой момент могут быть разморожены. Тем более, что из Украины приходят всё чаще сообщения, что с БПЛА там большие проблемы.
Но при этом СВО подтвердила и то, что турецкие беспилотники эффективны и добротны, доставляют российской армии немало проблем, используются в медийно значимых операциях, таких, как атака на крейсер «Москва». Поэтому, почему бы не пополнить российские арсеналы «Байрактарами»? Почему они применяются только против России и наших союзников? Но, повторю — тут больше политической составляющей. Путин говорит Эрдогану: какой же ты мне друг? Я тебе С-400 продаю, а ты мне «Байрактары» не хочешь.
«СП»: — Как бы это выглядело по отношению к Ирану, у которого мы планируем закупать беспилотники?
— Тут сразу надо разделить — мухи отдельно, а котлеты отдельно. Иран — наш потенциально стратегический партнёр, Турция — ситуативный союзник в определённых вопросах. Учитывая, что российской армии объективно не хватает БПЛА, покупка у Ирана сотен боевых летательных аппаратов Shahed-129 должно серьёзно помочь на поле боя. Если вдруг сделка по приобретению иранских беспилотников провалится, особенно когда США пригрозили Ирану за это санкциями, это будет очень серьёзный «кикс» для нашей внешней политики. А с «Байрактарами» — больше политическая игра. Получится — нормально, не получится — тоже ничего. Не сомневаюсь, что в Тегеране всё это прекрасно понимают. Если кто-то в Кремле всерьёз рассчитывает, что сделка с Турцией может заменить иранскую — это большая глупость.
«СП»: — А туркам что это дало бы? Дома мощностей не хватает? Или пиар-эффект?
— Для Эрдогана — это очередная возможность поиграть в многовекторность и в очередной раз задеть своих западных партнеров, потому что то, что происходит с возможным вступлением Финляндии и Швеции НАТО, ещё раз иллюстрирует, что к Анкара в любом случае пытается сохранить вектор самостоятельной внешней политики. Лишний раз напомнить США о желании снять эмбарго на поставки F-16 и нежелании снабжения американским оружием Греции.
Что бы мы ни говорили об Эрдогане — во внешней политике он руководствуется исключительно интересами Турции и не делает ничего, что этому могло бы повредить. Чему у него части российской элиты стоило бы поучиться.
«СП»: — Украинцы тоже хотят их производить. Как наше желание будет выглядеть на этом фоне?
— Так это опять многовекторность: и нашим, и вашим.
Это в очередной раз доказывает, что для Турции ни Украина, ни Россия друзьями не являются. Но учитывая особенность внешней политики Турции последних лет, и то, что они в январе этого года заключили стратегический экономический договор с Украиной, по которому приватизация на территории «незалежной» осуществлялось бы по «аджарскому» варианту, конечно, поражение Украины в войне Турции невыгодно.
Но, с другой стороны, они понимают, что другой вариант маловероятен — и поэтому ради Украины на жёсткую конфронтацию с Россией не пойдут. Плюс, конечно, и экономический момент — важность сотрудничества с Россией в Анкаре прекрасно понимают.
«СП»: — Гендиректор завода-производителя «Байрактаров» против сотрудничества с Россией. А если власти надавят?
— Нынешний турецкий режим настолько автократичен, что нет сомнений: если будет необходимо, обязательно надавят и уговорят. И, разумеется, экономическая выгода тоже — ради неё турецкий бизнес нередко наступает на горло своей русофобии. И вы правильно ставите вопрос о том, что рано или поздно вооружённый конфликт закончится в пользу России.
Экономическая выгода от производства «Байрактаров» на Украине очень сомнительна сейчас, а в будущем будет ещё сомнительные. А вот совместное производство с Россией — это действительно был бы достаточно эффективный экономический механизм для Турции. О секретности технологий ТБ-2 говорить уже не приходится, учитывая, сколько сбитых и посаженных образцов уже находится в руках российских специалистов. Ещё раз повторяю, что на данный момент это вопрос политический, и только когда политическая целесообразность действительно будет подтверждена обеими сторонами, тогда можно будет говорить и о хозяйственном аспекте.
Конечно, на данный момент такая сделка выглядит весьма маловероятной, но в будущем к этому вопросу вполне можно будет вернуться.