Точную дату первого появления российского основного боевого танка сухопутных войск ВС РФ Т-90М «Прорыв» на украинском театре боевых действий сегодня назвать сложно. Так же, как озвучить точное количество этих уникальных танков в боевых порядках российского контингента, проводящего специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины.
Известно, что одна из групп Т-90М «Прорыв» была задействована при освобождении Мариуполя, другая под прикрытием БМПТ «Терминатор-2» действовала в Северодонецке, а третья замечена в окрестностях Артемовска (Бахмута). И если говорить о коренном переломе, возникшем в ходе спецоперации «Z» после их применения не совсем корректно, то заявление об обнулении «Прорывом» планов командования ВСУ на том или ином стратегическом направлении — элементарная констатация факта.
А истошный вой, поднятый шароварными недоэкспертами по поводу «Недоарматы», а именно так окрестили незалежные от здравого смысла и чувства самосохранения «потомки шумеров» российский танк, как нельзя более полно характеризует тот психологический эффект, который произвела на противника его работа. Хотя доля правды, как ни странно это звучит, в их воплях есть. Т-90М «Прорыв-3» действительно лишь внешне, да и то весьма отдаленно, напоминает Т-90. Все внутренности созданы с нуля, вернее, получены от Т-14 «Армата» — единственного на сегодня серийного танка четвертого поколения. Кстати, некоторые аналитики из США считают неправильным отнесение Т-90М «Прорыв-3» к танкам третьего поколения, основывая свои сомнения на его продвинутости.
«Клуб» уже состоящих на вооружении танков четвертого поколения достаточно тесен — кроме Т-14 «Армата» его членами являются японский Тип-10 и южнокорейский K2 «Черная пантера». Правда, осторожные корейцы предпочитают называть свою боевую машину «танком следующего поколения».
Поэтому, возвращаясь к «Прорыву», можно отчасти согласиться с классификацией шароварных «специалистов» — Т-90М «Прорыв-3» можно считать более дешевой, но не менее эффективной версией «Арматы».
Ведь в отличие от своих перманентно скачущих «братьев меньших» аналитики близкого к Пентагону американского Центра военно-морских исследований CNA уверены, что «по уровню боевой эффективности и ситуационной осведомленности на средних и дальних дистанциях» Т-90М «Прорыв» не имеет аналогов среди зарубежных танков". А Эндрю Ли, в свое время являвшийся внештатным аналитиком компании Global Security, открытым текстом заявил, что «Т-90М качественно превосходит любой российский или зарубежный танк». Кстати, консервативное американское издание The National Interest основной боевой танк Сухопутных войск ВС РФ Т-90М «Прорыв-3» окрестило «монстром». Именно так за океаном предпочли расшифровать литеру «М», появившуюся в названии боевой машины.
Так что же представляет собой Т-90М «Прорыв» — очередную «навороченную», но все же модификацию сошедшего в 1992 году с конвейера АО «НПК Уралвагонзавод им. Ф. Э. Дзержинского» Т-90 или принципиально новую боевую машину? Безусловно, «Прорыв» обладает отличными от Т-90 корпусом и башней, современной артиллерийской установкой и улучшенной эргономикой внутреннего пространства, его бортовое радио- и электронное оборудование выполнены с использованием новой элементной базы, но разве не аналогичные задачи призвана решать и программа глубокой модернизации? Что ж, давайте разбираться.
Начиная с 2004 года специалистами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения в рамках проекта «Прорыв-2» активно модернизировалась базовая версия основного боевого танка Т-90. Заказчик в лице оборонного ведомства России испытав получившийся в результате проведенных НИОКР Т-90АМ, выдал новое техническое задание, легшее в основу программы, получившей название «Прорыв-3».
Главной целью этой программы стало создание серийной боевой машины, способной не просто противостоять всем состоящим сегодня на вооружении армий вероятного противника танкам, а кардинально превосходить по ключевым техническим и эксплуатационным параметрам такие машины, как Leopard 2А7 (Германия), Abrams М1А2SEP (США), K2 Black Panther (Ю.Корея) и Leclerc S21 (Франция).
В основу проекта «Прорыв-3», стартовавшего в начале второго десятилетия нынешнего века, были положены конструкторские и инженерно-технические решения, успешно реализованные в Т-90АМ и Т-90МС в сочетании с результатами опыта их войсковой эксплуатации. Широкой публике «Объект 188М» или Т-90М «Прорыв» впервые был представлен на экспозиции Международного военно-технического форума «Армия» в 2018 году.
Рассказывая о кардинальных отличиях основного боевого танка Т-90М «Прорыв-3», оговоримся, что приведенные ниже сведения носят достаточно общий характер. Это представляется вполне логичным, учитывая факт секретного статуса как самой боевой машины, так и подавляющего большинства ее тактико-технических и эксплуатационных характеристик.
Первое, на что следует обратить внимание — в значительной мере выросшая в сравнении с Т-90 тяговооруженность танка. Получив в качестве силовой установки форсированный 12-цилиндровый многотопливный турбодизель В-92С2Ф (1130 л. с.) «Прорыв» приобрел способность достаточно резво передвигаться. А размещение двигателя в едином с автоматической трансмиссией унифицированном блоке обеспечило возможность использования системы автоматического переключения передач даже в условиях боя. На шоссейных покрытиях танк способен развивать скорость до 70 км/ч, сохраняя при этом достаточно приличные 50 км/ч на пересеченной местности.
Следует отметить, что оснащение нового танка бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), обеспечивающей автоматическое диагностирование систем, агрегатов и узлов боевой машины, не только эффективно минимизирует количество их поломок и аварий, но гарантированно предохраняет шасси танка от некорректных действий механика-водителя.
Второе — это значительный рост огневой мощи нового танка. Т-90М «Прорыв» получил новую модифицированную версию гладкоствольного артиллерийского орудия 2А46М-5 калибром 125 миллиметров (разработано ОАО «Завод № 9» и принято на вооружение в 2005 году), которая в сочетании с улучшенным автоматом заряжания, дистанционно управляемой зенитной установкой УДП Т05БВ-1 (7,62 мм), высокоавтоматизированным многофункциональным цифровым комплексом управления огнем и новыми боеприпасами существенно увеличили боевое могущество танка. Из известных характеристик артиллерийской установки следует отметить возросшую на 25−30% точность ведения огня, 15%-е увеличение дальности поражения цели и повышение до 900 выстрелов живучести ствола.
СУО «Калина», являющаяся по мнению большинства профильных экспертов наиболее эффективной из всех применяемых сегодня в СВ ВС РФ аналогичных систем и объединяющая многоспектральный прицел наводчика, панорамный прицел командира, оснащенный интегрированным баллистическим вычислителем, боевую информационно-вычислительную систему тактического звена и датчики условий стрельбы, обеспечивает решение целого комплекса задач, включая:
— интеграцию боевой машины в АСУ танкового батальона;
— оперативное распознавание и своевременную идентификацию целей;
— совмещение получаемых данных с электронной картой местности;
— захват и передачу целеуказания наводчику;
— высокую степень стабилизации прицеливания в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Безусловно заслуживает упоминания и еще один возможный вариант оснащения Т-90М «Прорыв-3» артиллерийской установкой — гладкоствольной 125-миллиметровой 2А82−1М, используемой в знаменитом перспективном российском танке Т-14 «Армата».
Третье — это принципиально другой уровень защищенности боевой машины, начиная от универсальной модульной динамической защиты «Реликт» в сочетании с отдельными узлами комплекса активной защиты «Афганит» и заканчивая башенными, бортовыми и кормовыми решетчатыми экранами.
Боевое отделение Т-90М «Прорыв-3» надежно защищено кевларовым противоосколочным подбоем, заменившим антинейтронный аналог, использующийся на Т-90. Комбинированная (с наполнителем из вставок стали повышенной твердости, плоскопараллельных пластин и других компонентов) противоснарядная броня в лобовой проекции выдерживает попадание снаряда любого из танков, стоящих сегодня на вооружении армий стран-участниц Североатлантического альянса.
Конструктивное исполнение танка предусматривает наличие специальных экранов, защищающих экипаж и наиболее важное оборудование от поражения вторичными осколками, а боекомплект и запасы ГСМ размещены исходя из соображений максимального сохранения живучести боевой машины. Танк оснащен комплексом оптико-электронного подавления с достаточно широким рабочим диапазоном, что в сочетании с минимально низким (в сравнении с любым зарубежным танком) уровнем радиолокационной заметности в разы повышает степень защищенности Т-90М на поле боя.
Четвертое — командная управляемость. Этот не вполне очевидный на первый взгляд фактор в условиях реального боя приобретает не меньшую важность, нежели огневая мощь, защищенность или уровень маневренности. Мультиплексный канал информационного обмена превращает весь имеющийся в распоряжении экипажа Т-90М «Прорыв» комплекс средств, включая систему управления огнем, информационно-управляющую систему, системы топографического ориентирования, распознавания «свой-чужой» и даже автомат заряжания, в единый, хорошо слаженный организм. Современная аппаратура успешно обеспечивает устойчивую скрытую и помехозащищенную радиосвязь с режимами технической маскировки и программной перестройкой частот.
И, наконец, пятое — характеристика, играющая, пожалуй, главную роль в серийной судьбе любого образца вооружения и военной техники — соотношение эффективности и цены. Примечательно, что по этому показателю у основного российского боевого танка Т-90М «Прорыв-3» конкурентов попросту нет. Возьмем для примера все тот же Abrams М1А2 SEP, боевая эффективность которого, по консолидированному мнению мирового экспертного сообщества, как минимум, в полтора раза ниже нежели у его российского коллеги. Зато сумма в $6 млн, в которую он обходится армии США, вдвое превышает стоимость Т-90М «Прорыв-3».
Что еще из категории новшеств, позволяющих позиционировать эту боевую машину в качестве «нового танка», осталось за границами нашего описания? Конечно, его нафаршированность современными технологиями и электронной аппаратурой.
К этой категории следует отнести и систему внешнего видеонаблюдения, серьезно повышающую информационную осведомленность экипажа, и компьютер, производящий вычисления, необходимые в процессе прицеливания и стрельбы, и абсолютно новую систему наведения, и наличие беспроводной сети для взаимодействия между экипажами танков на поле боя, и многое другое. В распоряжении экипажа предоставлен целый комплекс разнообразных датчиков и измерителей, от счетчика Гейгера до современного анемометра.
А теперь, собственно, ответ на поставленный в начале вопрос: «Что мы имеем?». Отвечаем: «Боевую машину, внешние и внутренние конструктивные изменения которой обеспечили получение ею принципиально новых тактико-технических и эксплуатационных характеристик и сохранившую от своей предшественницы лишь название». То есть, по сути, абсолютно новый основной боевой танк СВ ВС России Т-90М «Прорыв-3».