На днях вездесущая New York Times разродилась очередной сенсацией — Россия, оказывается, начала покупать артиллерию у страны-изгоя — Северной Кореи
Информация, разумеется, «сугубо инсайдерская».
И эту информацию журналистам по «большому секрету» сообщил свой источник в разведке США. В какой конкретно разведке, а их в Америке навалом — не уточняется. То есть информация не особо доверительная. Тем более, что КНДР находится под санкциями ООН. Но рассмотрения эта информация все же заслуживает.
По сведениям газеты, Москва приобретает у Пхеньяна ракеты малой и средней дальности и «другое оборудование». Какое «другое» — догадайся, мол, сама. Типичный американский ход.
Мы догадываться не стали и попросили прокомментировать ситуацию военного эксперта полковника запаса Сергея Леону.
— Сейчас на вооружении у Пхеньяна еще старые советские ракетные системы и комплексы ПВО, — считает Сергей Анатольевич — Та же самая рабочая лошадка ПВО С-300 легко чипируется под современные системы управления. И у корейцев имеется в достатке боекомплект ко всем этим комплексам. А он на Украине сейчас расходуется энергично. Так что чисто теоретически мы может покупать у них и боеприпасы — по остаточной стоимости. Но самое главное — не это.
Корейцы никогда и нигде не рекламируют свое вооружение, но регулярно принимают участие во всех международных военных выставках. К тому же с ними возможен и военный бартер. Их, например, чрезвычайно интересует наша штурмовая авиация. И они могут отдать свои комплексы за партию тех же Су-25. А нашим специалистам в области ракетной техники, систем залпового огня и дальнобоя чрезвычайно интересны их совместные разработки с Китаем.
«СП»: — Есть и такие?
— Они ведутся постоянно, и уже много лет. Корея — милитаризованная страна с жесткой идеологией и установкой на полный суверенитет — в том числе и в военной сфере. В её ближайшем окружении хватает заклятых врагов — те же Южная Корея и Япония, которые находятся под «военным зонтиком» Соединенных Штатов. Корейцы считают Америку и вообще коллективный Запад мировым злом, а нас — вполне сносным и даже полезным соседом.
Они прекрасно помнят, что во время войны с Америкой в 1950-х годах им активно помогали советские инструкторы, и вполне могут поставить нам своих инструкторов и сейчас. И им тоже наверняка очень хочется протестировать свои военно-технологические наработки в бою, а инструкторам зенитчикам и артиллеристам набраться боевого опыта.
Во время конфликта с президентом Трампом, когда Ким Чен Ын назвал все его угрозы «лаем спящей собаки», последний помнится, подгонял к берегам Кореи весь седьмой флот. Корейцы не испугались ни на йоту. Вся их армия была в полной боевой готовности. Но американцы «включили заднюю», а Трамп назвал Ким Чен Ына «хорошим парнем». Психологически корейский лидер в том конфликте победил американцев на все сто. И показал всему миру, что тех можно и нужно ставить на место.
Мало того. У корейцев есть поговорка: «Нас ведут вперед наша история и идеи чучхэ». Они прекрасно помнят, что японцы творили Китае во время Второй мировой. Тогда было убито более тридцати миллионов китайцев — причем самым варварским способом. А корейцев японцы не любят еще больше, чем китайцев. И в Северной Корее не питают никаких иллюзий на этот счет. И поэтому они всегда готовы к войне. Военные разработки здесь идут непрерывно, и учения проводятся постоянно.
Китаю тоже выгодно тестировать продукцию своего ВПК на корейских полигонах. В свое время китайцы активно покупали наши военные технологии, разбирали их до винтика. Копировали. И все это доходило до Северной Кореи. В разгар перестройки, например, китайцы купили у нас тяжелый авианесущий крейсер «Минск». И вместе с корейскими инженерами облазили его от киля до клотика, изучая каждый миллиметр.
«СП»: — А у корейцев есть свои разработки?
— Их ракетные системы залпового огня KN-25 специалисты считают одними из лучших в мире. Основа системы — баллистическая ракета диаметром 600 мм, длинной 8 метров и весом три тонны. Она летит по баллистической управляемой траектории на расстояние до 380 километров. Базируются ракеты на четырехтрубной транспортной установке. Ее ударная часть — осколочно-фугасная боеголовка. Ракета оснащена шестью стабилизаторами. Имеется также 300-мм РСЗО KN-09 с дальностью действия 200 км и массой полезной нагрузки ракеты 190 кг. Одна автомашина перевозит до восьми ракет с инерциальным наведением. При подготовке к применению расчет использует данные ГЛОНАСС или Beidou. Это оружие уже давно выпускается серийно и находится на вооружении сухопутных войск КНДР.
Инженерной «фишкой» этих РСЗО являются шесть поворотных задних стабилизаторов. Для ракетной артиллерии это — ноу-хау. И разработали его именно корейские инженеры. Они обеспечивают большую стабилизацию ракеты во время полета по сравнению с другими реактивными артиллерийскими снарядами, которые обычно принято стабилизировать вращением всего корпуса. Корейский метод значительно упрощает систему наведения, поскольку остальная часть ракеты не вращается.
Колесные пусковые установки несут четыре таких боеприпаса, а гусеничные — шесть. Считается, что по своим характеристикам и тактико-техническим данным это оружие превосходят американские M142 HIMARS/ M270 MLRS. Эти РСЗО экспортируются в десятки стран мира, и принимали участие во многих локальных войнах и конфликтах и зарекомендовали себя саамы лучшим образом. Возможно, именно поэтому на него положили глаз наши специалисты.
«СП»: -А зачем корейцам такой «дальнобой»?
— Чтобы обстреливать Сеул и американские базы в Южной Корее. Наведение обеспечивают также китайские дроны и китайские спутники. Но китайские беспилотники по каким-то технологическим причинам не могут обеспечивать картинку он-лайн. Возможно, эти системы будут включены нами в цепочку передачи данных с иранскими беспилотниками. Получается боевой разведывательный контур, в котором принимают участие сразу четыре страны — Россия, Китай, Корея и Иран. Получается, что против нас на Украине воюет весь коллективный Запад, а за нас — азиатские экономические тигры с их ВПК.
«СП»: — А кроме РСЗО, что у них еще есть, что могло бы нас заинтересовать?
— Да много чего. У корейцев вместе с китайцами очень интересные наработки стрелкового оружия. В частности — снайперских винтовок. Они их, правда, не афишируют. И у них очень хорошая снайперская школа и школа городского боя, которую они нарабатывали во время войны в Южной Корее. Китайские снайперы проходят практику именно на корейских полигонах. И здесь тоже есть поле для сотрудничества.
«СП»: — В свое время обсуждалась отправка союзных войск из Кореи на Украину…
— Вопрос был снят с повестки дня, но инструкторы и наблюдатели, я думаю, поехали. И наше военно-техническое сотрудничество с азиатскими тиграми будет только развиваться. И не только с Северной Кореей. На Восточном экономическом форуме во Владивостоке недавно состоялась внеплановая встреча Путина с лидером Мьянмы, который назвал Россию «основой стабильности во всем мире». И я думаю, речь шла о перспективном военном сотрудничестве тоже.