Президент РФ Владимир Путин для защиты России и Донбасса объявил частичную мобилизацию. Соответствующий указ подписан. Мобилизационные мероприятия начнутся 21 сентября.
Призыву на военную службу принадлежат граждане, которые состоят в запасе и, прежде всего, те, кто проходил службу в рядах Вооружённых сил, имеет определённые военно-учётные специальности и соответствующий опыт, пояснил глава государства.
Тем не менее, призванные на военную службу перед отправкой в части обязательно будут проходить дополнительную военную подготовку, добавил главнокомандущий.
Правительству и Минобороны даны поручения в полном объеме и кратчайший срок определить правовой статус добровольцев и бойцов ЛНР и ДНР. Он должен быть таким же как у кадровых военных, включая медобеспечение и соцгарантии.
Особое внимание должно быть уделено их оснащению техникой. Кабмин уже занялся решением вопросов материального, ресурсного и финансового обеспечения оборонных предприятий.
Причиной того, что Москва подняла ставки стала стратегическое стремление Запада ослабить и уничтожить нашу страну. «Они прямо говорят, что в 1991 году смогли расколоть СССР, а сейчас пришло время самой России», — посетовал Путин.
Он отметил, что в самом начале переговорного процесса в Турции представители Украины реагировали позитивно на наши предложения. Но затем тональность изменилась. Западным странам было невыгодно заканчивать боевые действия. Украину стали накачивать оружием.
Детали мобилизации озвучил Сергей Шойгу. По его словам, всего будет призвано 300 тысяч человек, что составляет примерно 1% от всего мобилизационного потенциала. Из запаса будут призываться те, кто имеет боевой опыт, нужную армии военно-учетную специальность.
Военнослужащие срочной службы в зону СВО отправляться не будут. Также речь не идет о мобилизации и призыве студентов. «Пусть спокойно учатся», — напутствовал Шойгу. Мобилизацию он обосновал необходимостью закрыть украинский фронт длиной в 1 тысячу километров.
Кроме того, Шойгу впервые озвучил российские потери во время СВО — почти 6 тысяч человек. Среди раненых 90% после лечения вернулись в строй. ВСУ, по его словам потеряли 61 тысячу погибшими. Поэтому на Украине проводится уже четвертая волна мобилизации.
Военный эксперт Владимир Прохватилов обращает внимание на необходимость обеспечения мобилизованных современным вооружением.
— Есть смысл призвать в армию опытных специалистов по военной технике, офицеров запаса, всех, кто хорошо подготовлен и имеет боевой опыт. Но главное, надо наладить снабжение армии новыми видами вооружений, техники, так как много информации, что с этим дела обстоят не очень хорошо. К сожалению, бойцы отмечают, что не хватает бронежилетов, нормального стрелкового оружия, тех же беспилотников, которые сейчас активно применяются для наведения артиллерии.
Буквально завтра встречаюсь с ребятами из Донбасса, которые делают для армии беспилотники, но достучаться до ответственных из Минобороны они не могут. Попытаюсь свести их вместе. Хотелось бы, чтобы в Минобороны поддержали таких людей, чтобы наладить массовое производство БПЛА разных видов — именно те, которые нужны воюющим подразделениям. По-хорошему всем этим должна заниматься армия.
«СП»: — Видимо, не зря Путин вчера встречался с представителями ВПК…
— Конечно. Я думаю, что кроме того, что мы слышали, Путин сказал им что-то в кулуарах. Считаю, что связка армейских и оборонных генералов еще с 1990-х годов нуждается в модернизации, в создании новой боевой техники.
«СП»: — В стране много тех, кто закончил военную кафедру вуза, но фактически в армии не служил. Офицерское звание есть, а портянки намотать не умеют…
— Таких людей призвав, нужно обучать. Но это требует времени. Украинцев натовцы обучали как минимум восемь лет, а на самом деле дольше. Самое худшее, что может произойти — если нахватают разных людей, кинут их сражаться и они погибнут. Такого допустить нельзя. Потому что дальше в человеческом потенциале образуется черная дыра и мобилизовывать будет некого. Радует, что не стали мобилизовывать обычных призывников.
Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин опасается кампанейщины при мобилизации.
Президент по сути сказал, что ситуация на передовой тяжелая. Почему? Мы не раз уже об этом говорили — против России выстроена коалиция из почти 50 стран, они воюют в складчину, а мы - за счет своего бюджета. Поэтому силы с обеих сторон несопоставимы.
Но количество личного состава на поле боя еще не все решает. Многое зависит от поставок оружия, оснащения армии. А у Запада оружие неплохое, и его поставки идут на Украину полным ходом.
«СП»: — Тем не менее жребий брошен — частичная мобилизация объявлена…
— Надо понимать, что мобилизация — это очень сложный процесс. Надо посчитать, как накормить мобилизованных, где их разместить, как обогреть палатки — зима на носу, наконец, сколько туалетов поставить. И это требует решения целого ряда вопросов уже не Минобороны, а правительством.
Еще одно важное обстоятельство — сорокалетние военнослужащие (хотя могут призывать до 60 лет) служили в армии давно. Их надо подготовить к современным боевым действиям. А для этого требуется время. Где его взять? Его нет. На Украине цейтнот. Иначе, президент не принимал бы такое решение.
Главное, чтобы мобилизация не превратилась в кампанейщину — скорей, скорей, ночь кормить, к утру зарезать. Пацанам дадут стрельнуть пару раз и отправят в зону СВО. Нельзя допустить такого. Иначе, потери будут неоправданными. Нужно подключить военную прокуратуру, Генпрокуратуру, чтобы пресекать такое.
Сейчас мы пожинаем плоды реформы армии, особенно при Сердюкове. Ведь мобилизационная готовность страны — главная компонента национальной безопасности державы. Действующая армия призвана сдержать противника до момента окончания мобилизации и подхода резервов.
Но я рассчитываю, что эта мобилизация — все-таки больше эмоциональная составляющая противостояния, чтобы возможно было как-то «поджать» ситуацию на торгах с Западом.
О том, как мобилизацию в России восприняли на Донбассе «СП» рассказал военкор проекта WarGonzo Дмитрий Селезнев.
— Напомню, что в ДНР и ЛНР с началом СВО мобилизовали большинство мужчин. На фронт ушли даже музыканты луганской и донецкой филармоний. Например, единственный музыкант, игравший на габое, пошел служить. У них даже было свое подразделение. Я общался с ними. И они очень успешно воевали. При освобождении Мариуполя штурмовали девятиэтажки.
«СП»: — Теперь им помогут россияне…
— СВО выходит на новый уровень, ставки повышаются. Теперь речь должна идти не только о прямой мобилизации военнослужащих. Надеюсь, вместе с ними будет мобилизовано и общество. Нельзя дальше жить, как ни в чем не бывало. Вся страна так или иначе должна принять участие в происходящем. Вызовы стране серьезнейшие. Под угрозой само существование России.
Некая гибридность боевых действий исчезает. Недомолвок больше нет. Понятно, кто враг. Понятно, что мы боремся за своих людей, которые живут на нашей земле. Не сомневаюсь, что и Запорожская, и Херсонская область, как и Донбасс, будут приняты в состав России.
Честно, говоря, многие из свежеобъявленных шагов надо было делать раньше. Считаю, что мобилизация и референдумы объявлены в значительной степени после потерь в Харьковской области. Надо дать понять людям, которые живут в Запорожской, Херсонской области, что Россия больше не уйдет.