Глава ДНР Денис Пушилин заявил, что Украина накануне референдума о присоединении к России сгруппировала «серьезные силы» на севере республики и не исключил, что в ближайшее время Киев предпримет попытку контрнаступления.
«Ситуация на севере республики крайне сложная. Поступают тревожные сигналы. Противник сгруппировал достаточно серьезные силы, и не исключено, что в самое ближайшее время он попытается ситуацию поменять и перейти в контрнаступление», — сказал Пушилин, добавив, что союзные силы «держат руку на пульсе» и контролируют процесс.
Однако, судя по сообщениям, ситуация в республиках Донбасса и подконтрольных ВС РФ территориях Украины накануне референдумов действительно обострилась. О том, что Киев попытается сорвать процесс голосования о вхождении республик в состав РФ заявил и председатель Общественной палаты ДНР Александр Кофман.
«Разумеется, и попытки (сорвать процесс голосования — ред.) наверняка будут, и теракты они будут пытаться организовать. Я под терактами подразумеваю обстрелы, поскольку все участки находятся под неусыпным наблюдением государственной безопасности. Я уверен, что терактов, не связанных с обстрелами, не будет точно», — сказал РИА «Новости» Кофман.
Но попытки сорвать голосование — это не только участившиеся обстрелы Донецка, теракты в Мелитополе и взрывы в Херсонской области, но и продолжающееся давление на фронте. Военкоры пишут о стягивании украинских сил к границам ДНР и ЛНР, а их инсайдеры сообщают о якобы прошедшем в Киеве селекторном совещании, на котором Владимир Зеленский отдал приказ идти в наступление во время референдумов.
Официально Зеленский заявил лишь о том, что позиция Украины не меняется из-за проведения референдумов, и западные партнеры их в этом поддерживают. Но спокойствие украинского президента кажется преувеличенным, потому что вхождение территорий в состав России все же меняют их статус. 23 сентября Дмитрий Песков подтвердил, что в случае их включения в состав РФ, нападение на эти территории будет считаться нападением на территорию России и вызовет соответствующий ответ. Поэтому было селекторное совещание или нет, оно вполне укладывается в логику Киева.
На практике же военкор «Комсомольской правды» Александр Коц в своем Telegram-канале пишет о том, что силы ВСУ стягиваются к Красному Лиману для подготовки контрнаступления на Сватово в ЛНР, к которому они подошли в ходе успешной операции в Харьковской области. И хотя по состоянию на утро 23 сентября союзным силам удалось отбить атаку и избежать окружения, ситуация на этом участке фронте, судя по сообщениям, крайне тяжелая.
Политолог, военный эксперт Иван Коновалов считает, что попытки контрнаступления на этом и других участках станут активней как в связи с проведением референдума, так и в связи с объявленной частичной мобилизацией.
— Сейчас идут бои вокруг Красного Лимана в ЛНР, были попытки окружения населенного пункта. Их удалось сорвать, на этом выступе наши войска героически сражаются, но украинские силы по-прежнему пытаются этот выступ срезать. Так что ситуация с попыткой прорыва на северном фланге по линии Балаклея-Купянск не закончилась, она продолжается.
Понятно, что ВСУ пытаются развить успех, хотя само наступление выдохлось. Но с учетом того, что сейчас происходят референдумы, которые являются для них вызовом, они активизировали свои действия. Кстати, они выступают и на южном направлении, но там все попытки контрнаступления разбиваются о стойкую оборону наших сил. Так что не совсем правильно говорить о том, что они собираются наступать в связи с референдумами, потому что они, по большому счету, и не переставали этого делать. Просто наступательный порыв уже иссяк.
«СП»: — Но возможны ли дополнительные провокации именно в связи с референдумами?
— Безусловно, возможны. Хотя причиной не снижающейся активности украинских сил являются не только референдумы, но и частичная мобилизация. Не случайно Зеленский выступил с призывами к русскому народу выступать против мобилизации. Он прекрасно понимает, что как только мобилизация будет закончена и части будут укомплектованы, киевские силы смогут забыть о любых попытках «контрнаступа».
Когда вся тысячекилометровая линия соприкосновения будет плотно заполнена нашими боевыми порядками, все изменится. Сейчас ВСУ все время надеются на то, что где-то есть просвет и туда лезут. Наша группировка не так велика, на это они делают ставку. Как только эти лакуны будут заполнены, у них никаких шансов больше не будет. Более того, на направлении главного удара будет создана группировка, которая нанесет им серьезное поражение.
«СП»: — Так ли важно проведение референдумов, если и Киев, и Запад все равно не собираются признавать их результаты?
— Никого не волнует, признает ли Киев результаты или нет. Они нужны для того, чтобы те люди, настоящие герои, которые 8 лет живут на линии фронта, под обстрелами, были твердо уверены, что Россия никуда не уйдет. Когда я был в Донбассе, меня часто спрашивали именно об этом: «А Россия не уйдет?» Теперь, когда соответствующие референдумы будут проведены, такие вопросы должны будут отпасть. И люди, которые являются лучшей частью русского народа, заслуженно получат то, что они хотели.
Реакция Запада при этом никого не должна интересовать, потому что это — часть их большой стратегии. Но и наши действия — это тоже часть большой стратегии.
«СП»: — Но насколько они будут стараться помешать проведению референдумов?
— Пространство для маневра у них невелико, так как все, что у них есть, они уже запустили в дело. Оружие, которое поставляется украинским боевикам, финансовая поддержка, которая им оказывается — все это уже вышло на плато. Подняться выше крайне сложно.
Европа уже не в силах осуществлять те поставки, которых от них требуют Киев и Вашингтон. Ни Берлин, ни Париж при всей их риторике не могут себе этого позволить, потому что это гробит их экономику и вооруженные силы. Есть и другие страны вроде Венгрии, которые просто отказываются участвовать в этой поддержке, или, если говорить, о НАТО, похожая позиция у Турции.
Да, поставки вооружений идут существенные, спору нет, в первую очередь, поставки американские, на которые приходится 75% всего их объема. Но Европа все больше от этого увиливает. Даже британцы, которые готовы изображать великих стратегов и мыслителей, рассевшись в украинских штабах, вооружение и деньги уже давать не спешат.
Поэтому принципиального усиления в сжатые сроки референдума невозможно. Повторюсь, что они вышли на плато. У Запада нет очевидных возможностей усилить военную помощь Украине и военно-политическое давление на Россию. Оно очень серьезное, не нужно этого отрицать. Но поднять ставки выше Запад позволить себе не может.
Заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько также не исключает возможности провокаций Украины.
— Безусловно, Киев попытается помешать проведению референдумов, но оно неизбежно. Мне кажется, здесь все уже понятно и решено. То, что Киев, как и Запад, будет демонстративно отказываться от признания результатов голосования, ничего не изменит. Нам оно нужно для легитимации и соблюдения того остатка международного права, который еще действует и кем-то признается.
В данной ситуации мы переходим в новую географическую реальность, в которой эти область переходят в территорию России. И защищать мы их будем, как территорию России. Конечно, для Киева эта ситуация не приемлема, так как это повторение крымского прецедента, который и породил отделение Донбасса, а, в конце концов, и присоединение этих регионов к Российской Федерации. Я не сомневаюсь в результатах референдума, об этом мне сообщают с мест, об этом говорят местные жители, которые после ударов ВСУ по их городам настроены в большинстве своем против Украины.