Военной подготовкой всего мужского населения Крыма, не служившего прежде в армии, озаботились власти Тавриды. И призвали без задержки организовать для них сборы. Причем, основательные, продолжительностью не пару-другую недель, а как минимум несколько месяцев, отправив на них не только молодых и здоровых мужчин, но и тех, кто в возрасте, многодетных, у кого есть проблемы со здоровьем
С инициативой выступил глава парламента Тавриды Владимир Константинов. «В свое я время проходил переподготовку три месяца. Даже на работе не успел сказать, что ухожу, так быстро это произошло. И произошло, несмотря на то, что в тот момент я работал на руководящей должности и не должен был проходить службу. Но я благодарен этому этапу», — поведал он землякам в своем Telegram-канале. Уточнив: «У нас есть категория людей, которые не служили в армии, молодые и более взрослого возраста, например, 40 лет. Почему бы не отправить их на военную подготовку на несколько месяцев? Ни в коем случае не в зону боевых действий. А мужчины с проблемами здоровья могут находиться потом в резерве во вспомогательных войсках. По итогам учений по каждому сформировать оценку. Таким образом, военкоматы смогут различать бойцов по их способностям».
Поводом к столь серьезному заявлению второго человека в крымской власти стали, по всей видимости, ошибки нынешней частичной мобилизации. Объявлена она была, напомним, Указом президента РФ Владимиром Путиным 21 сентября текущего года. В нем четко оговаривается, кто, в каком возрасте, какой воинской специальности подлежит призыву. Что, к сожалению, не избавило на местах ответственную задачу от некоторых перекосов.
Вот и крымский спикер Константинов, пусть и вскользь, упоминает об этом: «Обязательно на всех уровнях (районов полуострова — авт.) нужно сделать выводы из этой мобилизационной кампании. Ее ошибки всем хорошо известны».
Нет смысла подробно останавливаться на этих ошибках. Тем более «СП» подробно рассказывала о них. Достаточно перечислить наиболее характерные для крымчан: повестки из военкоматов были отправлены чуть ли не всем мужчинам поголовно. В том числе, студентам, работникам предприятий ВПК, не проходивших срочную службу, и кому «45+», и многодетным отцам, и хронически больным…
Не обошлось без казусов. Об одном из них рассказала вашему корреспонденту евпаторийская подруга. Сын её соседки, 57-летний профессиональный музыкант, срочную службу проходил когда-то в военном оркестре. Но приписан был к флотскому экипажу, где принимал присягу, провел месяц в «учебке». Все остальное время службы, без малого три года (срок службы в ВМФ СССР), он был на берегу, выступая на парадах и праздниках. В военном билете при этом значится мотористом. По счастью, в военкомате разобрались быстро, «развернули» музыканта. Как и других «ошибочных» призывников.
Теперь, похоже, им опять собираться в поход.
Но организация военных сборов для гражданских дело непростое. Особенно в условиях текущей политической ситуации. Не надо быть армейским докой, чтобы понимать это. Тем более с учетом географического положения Крымского полуострова, граничащего — по морю — с воинствующей украинской хунтой Зеленского. Тут нужны иные принципы как призыва, обучения воинским навыкам, так и формирования подразделений, организации обороны.
К такому выводу пришел лидер КПРФ Геннадий Зюганов, призвавший на своей страничке в соцсетях российскую власть «выработать новую модель мобилизации, модель, которая бы отвечала вызовам текущего кризиса в стране и мире».
С ним солидарен писатель Захар Прилепин. «Мы увидели экономику мирного времени, культуру мирного времени, губернаторов и даже генералов мирного времени. У новой страны не должно быть никаких пределов и никакого мирного времени. Разгон, прорыв, и мобилизация на всех уровнях!», — считает он.
В том, что пора менять систему подготовки военнослужащих, причем, как можно скорее, уверен и Виктор Алкснис, полковник авиации в отставке, народный депутат СССР, депутат ГД РФ двух созывов.
— К всеобщей мобилизации, как и к проведению многомесячных сборов для мужского населения наша страна пока не готова. Нет у нее соответствующих резервов, — считает Виктор Имантович. — Это видно даже по нынешней частичной мобилизации. Не хватает элементарного — форменной экипировки для призванных, индивидуальных аптечек, и много другого, что требуется обычно бойцам в условиях военных действий. Родственники мобилизованных сами вынуждены покупать все это, о чем массово сообщают в соцсетях.
Все это касается и крымской инициативы с военным всеобучем. Кто будет проводить там обучение военному делу новичков? Не для «галочки», а как положено, в полном объеме? Есть сейчас такие возможности? Нет. Раньше были. В советские годы, когда военная подготовка, общие ее основы, начиналась еще в школе. Далее — слаженная система работы военкоматов. Служили в которых опытные офицеры. Где все это сейчас?
Бывший в начале 2000-х министром обороны России Сердюков мало того, что резко сократил количество военкоматов, оставив их, и те не везде, лишь в крупных районах, он еще и перевел военных комиссаров в статус гражданских лиц. Что имеем на сегодня? Большинство сотрудников там — женщины. В чем знают толк, так это в основном в заполнении разного рода бумаг. Профильную работу с населением вести некому.
«СП»: - Сердюков преуспел, помнится, и в резком сокращении военных вузов…
— Да, он очень постарался в разрушении отечественной системы подготовки высококлассных офицеров в разных областях военного дела и высшего командного руководства. 68 вузов было закрыто при нем! Я считал и считаю это настоящим вредительством. Российская армия лишилась десятков тысяч грамотных командиров! До сих не удалось в полной мере восполнить данные потери. Лучше ли дела в этом плане в Тавриде? Насколько я знаю, ненамного.
«СП»: - Что надо менять? Как? Какой должна быть наша армия?
— Главное — необходимо отказаться от ее комплектования исключительно контрактниками. Они в таких военных операциях, как нынешняя на Украине, всех задач решить неспособны. Нужно возвращаться к принципу формирования, бывшего в СССР и доказавшему свою состоятельность. А начать — с увеличения срока службы по призыву до 2−3 лет. Техника в современной армии используется сложнейшая. За год подготовить специалиста нереально. При этом готовить надо не только узких армейских специалистов, то есть, сидящих в окопе, умеющих стрелять, летать, водить БТР