Взрыв Крымского моста определенно переводит спецоперацию на Украине в новую фазу. Да, и не только ее, всю жизнь крымчан. Конечно, жили как-то и «до моста», но нельзя сказать, что все было хорошо, проблемы со снабжением полуострова были.
Правда, как напоминают власти республики, из Крыма в другие регионы РФ через новые территории проложен сухопутный транспортный коридор. Однако необходимо иметь в виду, что он проходит в непосредственной близости от линии фронта, а значит, небезопасен.
— На Украине давно говорили о том, что Крымский мост является одной из важнейших целей Киева, как символической, потому что это один из главных символов воссоединения полуострова с Россией, так и экономической — основная транспортная артерия, по которой снабжается регион и армия на южном направлении, — напоминает крымский журналист Александр Дремлюгин.
— Симптоматично другое. На этой неделе, выступая в Крыму, секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев заявил о повышенных рисках совершения диверсий на объектах транспортной инфраструктуры региона, призвав усилить меры безопасности. И спустя несколько дней после этого на мост со стороны России проехал начиненный взрывчаткой грузовик.
Как такое вообще возможно? Как он прошел стационарные инспекционно-досмотровые радиотехнические комплексы? Чем занималось ФСБ и прочие силовые структуры? Бомбу ведь где-то собрали, транспортировали по российским городам? Нужны срочные и кардинальные перемены на всех уровнях.
— Разумеется, это символический удар — «поздравление» Путина с 70-летием, — убежден военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Ведь это, помимо всего, его важнейший личный проект, он сам открывал мост за рулём автомобиля. Но и логистический ущерб тоже нанесён — теперь затрудняется снабжение для южной группировки СВО, упрощает ВСУ наступление на Херсонщине и в Запорожской области.
«СП»: — В чем реальный ущерб? Будут проблемы с топливом, завозом продуктов? Но есть же сухопутный коридор.
— Сухопутный коридор пока на полную мощность работать не может, поскольку нами не контролируется в полной мере Донецкая развязка (Авдеевка ведь под врагом), а линия Донецк-Волноваха в непосредственной близости от линии фронта. Конечно, есть автосообщение, кризиса с продуктами возникнуть не должно. Наладят на время и паромную переправу. Но в полной мере ущерб от повреждения моста преодолён не будет до возобновления сообщения по нему.
«СП»: — Как быстро, по-вашему, его удастся восстановить?
— Определить характер ущерба можно будет только после того, как пожар будет потушен. Слышал разные версии — от двух недель до нескольких месяцев. Надеюсь, будет быстрее. Ведь украинцы после наших спорадических ударов по их мостам обычно приводили их в порядок за несколько дней. Ремонтировать надо обязательно — как можно скорее. Будут ещё пытаться разрушить — ещё раз ремонтировать. В военное время со столь важными стратегическими объектами можно только так.
«СП»: — Подрыв моста как-то повлияет на военную логистику и снабжение наших войск? Насколько он был задействован в СВО? Насколько был разгружен после появления сухопутного коридора?
— Ущерб военный больше, чем гражданский. Хотя, Крымский гарнизон вряд ли будет в чём-то нуждаться — есть внутренние ресурсы, Севастополь можно снабжать через Новороссийск, по сухопутной трассе тоже снабжение через Бердянск продолжится. А вот если надо будет перебрасывать часть крымской группировки для выполнения определённых задач на Херсонском направлении — тут проблемы возникнут неизбежно. Из Краснодарского края теперь транспортировка для ротации затруднена — и техники, и людей. Затруднена и сама по себе ротация.
«СП»: — Как на это следует реагировать?
— Удар по Крымскому мосту разрушил и последнее около рациональное объяснение того, почему не били по мостам через Днепр под украинским контролем. Некий «договорняк». Если и был «договорняк» — «вы не бьёте по Крыму — мы не рушим ваши мосты», то теперь он окончательно потерял смысл. Хотя удары по Антоновскому мосту в Херсоне и так делали версию «договорняка» неубедительной.
В любом случае отвечать ударами по критической инфраструктуре Украины надо было ещё «вчера». Ждём-не дождёмся ответа. Долгожданного ужесточения СВО. Никаких оправданий отсутствию ответа быть не может. Это надо было делать полгода назад. Но на данный момент по-прежнему действует ошибочное решение системных ударов по мостам через Днепр, железнодорожно-транспортной, энергетической инфраструктуре, центрам принятия решений не наносить. Время подтвердило ошибочность, такого решения.
Как показывает ситуация на фронте концепция «начальству виднее» принесла трагические результаты. А ещё некоторые «эксперты» говорили, что мосты разрушить очень трудно. Вот им показали «мастер-класс».
Отсутствие быстрого, жёсткого и медийно значимого ответа в данном случае будет ошибкой.
— Очень похоже, что диверсия тщательно готовилась именно к юбилею нашего президента, — считает военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова. Александр Перенджиев.
— Крымский мост — это символ возрождения России. И, одновременно, важный стратегический коммуникационно-транспортный объект. Смеялись лишь потому, что самостоятельно киевский режим не мог осуществить данную диверсию. Но с началом вступления США и других стран НАТО в войну на стороне укронацистов, дело, действительно, приобрело вполне реальный угрожающий характер.
Безусловно, подрыв на Крымском мосту — это не просто диверсия, а диверсионно-террористический акт. То есть, несет два вида воздействия. С одной стороны, наносится крупный ущерб важной экономической инфраструктуре и с другой, одновременно — наводится страх на население России. Прежде всего, на население Крыма и Краснодарского края. Национальный антитеррористический комитет будет принимать все меры по недопущению подобных террористических актов. В том числе с учетом угроз киевского режима.
«СП»: — По-вашему, это была «разовая акция»? Или последуют новые удары? Начнут ли ВСУ масштабное наступление или еще какие знаковые теракты устроят?
— Это не может быть разовой акцией. В Киеве и Вашингтоне давно уже спланировали ведение диверсионно-террористической войны против России. Давно — это задолго до начала военной спецоперации. Кстати, я об этом неоднократно предупреждал за три года до вступления российских войск на территорию Украины. Однако в обществе поддерживался умилительный настрой: мол, что там бредит этот доцент!
«СП»: — Повлияет ли это на снабжение наших ВС и ход СВО?
— В определенном смысле повлияет. Но не значительно. Это больше отразится на работе экономических гражданских субъектов и планах обычных мирных граждан, определенные неудобства в решении своих жизненных проблем.
По словам историка, публициста, постоянного эксперта Изборского клуба Александра Дмитриевского, инцидент на Крымском мосту наглядно показал важность не просто сухопутного коридора для «непотопляемого авианосца», но в целом — Донбасса и Северной Таврии, прикрывающих полуостров с севера.
— История не раз доказывала что Крым принадлежит тому, кто контролирует междуречье Дона и Днепра, в идеале — от морского побережья до рек Орель и Северский Донец, но достаточными оказываются и северные границы Таврической губернии по состоянию на 1917 год, на которые удалось выйти в ходе СВО.
При современном развитии боевой робототехники, а также при умелом использовании «пятой колонны», причинение серьёзного ущерба мосту через Керченский пролив оказывается вполне решаемой задачей, что в принципе, и случилось. А вот повредить до такой степени материковые транспортные коридоры — задача куда более сложная.
«СП»: — По-вашему, чего тут больше: реального ущерба или морально-психологического?
— В принципе, нанесение удара по Крымскому мосту — это вполне предсказуемый шаг, более того, я бы сильно удивился откажись они от таких планов. Поэтому порох необходимо держать сухим, но и паниковать нельзя. Мы обязаны понимать, что воюем с очень даже решительно настроенным противником, а решительный настрой опаснее силы: дорого запросивший за свою голову страшен одним этим.
Удар по мосту весьма болезненный.
Во-первых, сухопутный коридор надо доводить до кондиции, но если в плане автодорожной части он практически готов к использованию уже сейчас, то железнодорожная часть сухопутного коридора на ряде участков пролегает слишком близко к линии фронта.
Во-вторых, придётся в экстренном порядке перенаправлять военную логистику, особенно на херсонском направлении, а на это потребуется время в условиях, когда «один день целый год кормит». И, наконец, нельзя исключать украинского контрнаступления в направлении Мелитополя и Молочного лимана с целью перерезать этот самый сухопутный коридор.
«СП»: — Чем будем отвечать? Насколько взрыв моста повлияет на интенсификацию СВО и возможно и вовсе перевод ее в иное качество?
— Приходится выслушивать немало горячих голов, требующих чуть ли не стереть Украину в порошок в ответ. Но что это даст? Мы воюем не просто с решительным противником, а ещё и с таким, который совершенно не считается с жертвами среди своих, включая мирное население. Мы воюем с противником, в основе идеологии которого лежит культ страдания, причём выпавшие на твою долю танталовы истязания считаются чуть ли не ангельским нимбом, отказываться от которого равнозначно откровенному предательству.
Но при этом не меньшей доблестью идеология украинства считает и принуждение других к страданию. Поэтому воевать с такими садомазохистами нужно, обладая очень холодным расчётом: наносимый им ущерб не должен иметь измерения в идеологической плоскости.