Об эффективной работе дронов на Украине с 2014 года, а особенно в нынешнем году не писал только ленивый. А как бороться с БПЛА? Их прекрасно сбивают зенитные управляемые ракеты, но увы — овчинка выделки не стоит, ракеты в разы дороже дронов.
Вот, к примеру, в Израиле создана уникальная система перехвата ракет «Железный купол». Результаты её работы: 12−13 ноября 2018 года выпущены 460 арабских примитивных неуправляемы пороховых ракет, а «Купол» сбил 60−100. 12 ноября 2019 года выпущено около 50 ракет, сбито около 20. Стоимость изготовления кустарной арабской ракеты в 50−100 раз ниже её уничтожения системой «Железный купол».
Вот вам противостояние «самоделки на коленке» против чуда XXI века. И каков результат? Арабы за месяц своими ракетами поставили бы Израиль на колени, если б он защищался только системой «Железный купол». Главная защита от арабских ракет — ассиметричные меры. Это — блокада арабских территорий, интенсивные ракетные и авиационные удары по мастерским, где изготавливаются ракеты, уничтожение лидеров террористической деятельности.
А не пора ли вспомнить русскую пословицу: «Против лома нет приёма, если нет другого лома»? То есть бороться с беспилотниками можно только массированным применением собственных дронов.
А где взять столько дронов? Частично проблему решили с помощью иранских товарищей, их «Герани-2», за звук двигателя прозванные креативными украинцами «дырдырчиками», весьма успешно атакуют инфраструктурные объекты противника.
За месяцы проведения спецоперации встала ребром еще одна проблема — российской армии так и не удалось полностью зачистить украинскую систему ПВО, что вынуждает нашу авиацию практически не работать над вражеской территорией. При содействии американцев, со своих летающих над Польшей и Румынией самолетов ДРЛО «Авакс» фиксирующих все взлеты нашей авиации, украинские зенитчики включают локаторы своих систем ПВО буквально на считанные минуты, для отработки цели — и вновь их отключают.
И встает ребром вопрос о вскрытии системы ПВО, что можно сделать только массовым налетом. Свои самолеты, а тем более летчиков, посылать на «вызывание огня на себя» — безумие. Нужны БЛА. Много. И, что интересно, они есть — осталось лишь «напильником доработать».
Беспилотником может быть любой летательный аппарат, достаточно смонтировать на нем систему управления. Еще в 1930-х годах руководитель «Остехбюро» Владимир Бекаури создал уникальные системы управления для обычных самолётов. Даже знаменитые дальние бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3 Туполева спецы «Остехбюро» переоборудовали в то, что сейчас именуют «дроны-камикадзе». А туполевский же РД (Рекорд Дальности), на котором экипаж Чкалова летал в Америку, изначально вообще задумывался как стратегический дрон, способный доставить на расстояние 5−6 тыс. км полтонны тротила.
В XXI веке переделкой пилотируемых самолётов в дроны занимаются десятки стран. Так, например, во Вьетнаме готовится к переделке в БПЛА 35 советских истребителей МиГ-21, снятых с вооружения в 2010 году. Их предполагают обратить в мишени для ЗРК и ударные дроны.
В США с 2013 года переделывают в БПЛА QF-16 истребители F16 А/С. На испытаниях они показали высокую манёвренность на до- и сверхзвуковых скоростях. Компания «Боинг» предполагает изготовить 200 QF-16. В США начаты работы по переделке в дроны новейших истребителей F-22 «Рептор». Для них разрабатывается специальное матобеспечение «Алиас».
Ну, а для американских Сил специальных операций на базе двухместного лёгкого самолёта «Синус» создан БПЛА «Сервейор». Время в полёте доведено до 300 часов, а дальность — до 5 тысяч километров. Как и в других машинах, в конструкции самолёта особых переделок не производилось.
В КНР за последние пять лет в дроны было переделано свыше 300 истребителей J-6 (китайская реплика МиГ-19), способных доставить 3,75 тонн тротила на дистанцию 2200 км. В 2010 году J-6 были сняты с вооружения китайских ВВС, а теперь их готовят для атаки Тайваня.
В 1950—1980-х годах в СССР в дроны-мишени были переделаны сотни истребителей МиГ-15, МиГ-21 и др., а также бомбардировщики Ил-28 и Ту-16. Причём, Ил-28М (мишень) был настолько прочен, что выдерживал близкие разрывы боевых частей нескольких зенитных ракет, и чтобы его сбить, приходилось вызывать истребители.
Так что в дрон можно переделать всё, что летает. Классический пример — старый биплан Ан-2, 73-летняя «бабушка Аннушка». В Китае в 2018 году успешно испытали беспилотник FH-98, ту же «Аннушку», производящуюся в КНР с 1957 года. FH-98 способен доставить 1,5 тонны груза на дальность 1200 км. В 2019 году FH-98 использовался для гражданских целей во внутренней Монголии. Любопытно, что где-то китайцы проболтались, что дрон FH-98 — «двойного назначения».
Казалось бы, сбить тихоходный Ан-2- пара пустяков. Лёжа на диване — да. А вот в 1990-х годах в ходе Югославской войны на уничтожение одного Ан-2 тратили от 8 до 12 ракет, выпущенных из ПЗРК. И в большинстве случаев Ан-2 уходил — ракеты с инфракрасной ГСН попросту его не видели. В 1960—1970-х годах было несколько угонов Ан-2, когда советские истребители-перехватчики, включая Су-15, сближались до предела, но уничтожить «Аннушку» не могли.
По сообщениям СМИ, накануне войны в Карабахе на вооружении Азербайджана состояло 60 дронов-«камикадзе» на базе Ан-2, и вроде как часть из них была использована на фронте.
Замечу, что к концу 2012 года в РФ имелось 1580 Ан-2, из них 322 машины находились в эксплуатации. Лично я думаю, что для полёта в один конец сгодились бы как минимум тысяча, а то и полторы Ан-2. Им не нужно оформлять сертификат летной годности, не нужен капитальный ремонт — лишь бы раз поднялся в воздух. И ресурс двигателя — на пару часов. Надо собрать их, мобилизовать и оснастить системами дистанционного управления — вот вам в одном флаконе и дроны для вскрытия системы ПВО, и «камикадзе», несущие по тонне взрывчатки по заранее намеченным в тылу противника целям.
И следом за этой жужжащей армадой поднять наши боевые истребители-бомбардировщики, которые уже зряче отработают и по вскрывшимся объектам ПВО, и по поднявшимся с аэродромов (чтобы на земле не уничтожили) украинским самолетами. Будет мало «аннушек» — так и другие машины есть. Хоть Ту-154 поднимай, их тоже много.
Побочный плюс от такой массовки — наши ответственные за развитие авиации чиновники наконец-то перестанут связывать свои надежды с хламом, лежащим вдоль аэродромных заборов (вот починим советское наследие — и будет всем щастье!), а займутся прямыми обязанностями. То есть созданием современных российских самолетов, по которым мы уже изрядно соскучились.