Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

По запасам тяжелых дронов Россия мировой лидер — осталось лишь с умом их использовать

Огромное количество списанной авиатехники можно рассматривать как серьезный военный ресурс

10835
На фото: самолет Ан-2
На фото: самолет Ан-2 (Фото: Эрик Романенко/ТАСС)

Об эффективной работе дронов на Украине с 2014 года, а особенно в нынешнем году не писал только ленивый. А как бороться с БПЛА? Их прекрасно сбивают зенитные управляемые ракеты, но увы — овчинка выделки не стоит, ракеты в разы дороже дронов.

Вот, к примеру, в Израиле создана уникальная система перехвата ракет «Железный купол». Результаты её работы: 12−13 ноября 2018 года выпущены 460 арабских примитивных неуправляемы пороховых ракет, а «Купол» сбил 60−100. 12 ноября 2019 года выпущено около 50 ракет, сбито около 20. Стоимость изготовления кустарной арабской ракеты в 50−100 раз ниже её уничтожения системой «Железный купол».

Вот вам противостояние «самоделки на коленке» против чуда XXI века. И каков результат? Арабы за месяц своими ракетами поставили бы Израиль на колени, если б он защищался только системой «Железный купол». Главная защита от арабских ракет — ассиметричные меры. Это — блокада арабских территорий, интенсивные ракетные и авиационные удары по мастерским, где изготавливаются ракеты, уничтожение лидеров террористической деятельности.

А не пора ли вспомнить русскую пословицу: «Против лома нет приёма, если нет другого лома»? То есть бороться с беспилотниками можно только массированным применением собственных дронов.

Читайте также
Российская орбитальная станция: "Поехали!" сказать хочется, но куда ехать - никто не знает Российская орбитальная станция: «Поехали!» сказать хочется, но куда ехать — никто не знает И у нас, и в США текущие проблемы отодвинули пилотируемую космонавтику на второй план

А где взять столько дронов? Частично проблему решили с помощью иранских товарищей, их «Герани-2», за звук двигателя прозванные креативными украинцами «дырдырчиками», весьма успешно атакуют инфраструктурные объекты противника.

За месяцы проведения спецоперации встала ребром еще одна проблема — российской армии так и не удалось полностью зачистить украинскую систему ПВО, что вынуждает нашу авиацию практически не работать над вражеской территорией. При содействии американцев, со своих летающих над Польшей и Румынией самолетов ДРЛО «Авакс» фиксирующих все взлеты нашей авиации, украинские зенитчики включают локаторы своих систем ПВО буквально на считанные минуты, для отработки цели — и вновь их отключают.

И встает ребром вопрос о вскрытии системы ПВО, что можно сделать только массовым налетом. Свои самолеты, а тем более летчиков, посылать на «вызывание огня на себя» — безумие. Нужны БЛА. Много. И, что интересно, они есть — осталось лишь «напильником доработать».

Беспилотником может быть любой летательный аппарат, достаточно смонтировать на нем систему управления. Еще в 1930-х годах руководитель «Остехбюро» Владимир Бекаури создал уникальные системы управления для обычных самолётов. Даже знаменитые дальние бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3 Туполева спецы «Остехбюро» переоборудовали в то, что сейчас именуют «дроны-камикадзе». А туполевский же РД (Рекорд Дальности), на котором экипаж Чкалова летал в Америку, изначально вообще задумывался как стратегический дрон, способный доставить на расстояние 5−6 тыс. км полтонны тротила.

В XXI веке переделкой пилотируемых самолётов в дроны занимаются десятки стран. Так, например, во Вьетнаме готовится к переделке в БПЛА 35 советских истребителей МиГ-21, снятых с вооружения в 2010 году. Их предполагают обратить в мишени для ЗРК и ударные дроны.

В США с 2013 года переделывают в БПЛА QF-16 истребители F16 А/С. На испытаниях они показали высокую манёвренность на до- и сверхзвуковых скоростях. Компания «Боинг» предполагает изготовить 200 QF-16. В США начаты работы по переделке в дроны новейших истребителей F-22 «Рептор». Для них разрабатывается специальное матобеспечение «Алиас».

Ну, а для американских Сил специальных операций на базе двухместного лёгкого самолёта «Синус» создан БПЛА «Сервейор». Время в полёте доведено до 300 часов, а дальность — до 5 тысяч километров. Как и в других машинах, в конструкции самолёта особых переделок не производилось.

В КНР за последние пять лет в дроны было переделано свыше 300 истребителей J-6 (китайская реплика МиГ-19), способных доставить 3,75 тонн тротила на дистанцию 2200 км. В 2010 году J-6 были сняты с вооружения китайских ВВС, а теперь их готовят для атаки Тайваня.

В 1950—1980-х годах в СССР в дроны-мишени были переделаны сотни истребителей МиГ-15, МиГ-21 и др., а также бомбардировщики Ил-28 и Ту-16. Причём, Ил-28М (мишень) был настолько прочен, что выдерживал близкие разрывы боевых частей нескольких зенитных ракет, и чтобы его сбить, приходилось вызывать истребители.

Так что в дрон можно переделать всё, что летает. Классический пример — старый биплан Ан-2, 73-летняя «бабушка Аннушка». В Китае в 2018 году успешно испытали беспилотник FH-98, ту же «Аннушку», производящуюся в КНР с 1957 года. FH-98 способен доставить 1,5 тонны груза на дальность 1200 км. В 2019 году FH-98 использовался для гражданских целей во внутренней Монголии. Любопытно, что где-то китайцы проболтались, что дрон FH-98 — «двойного назначения».

Казалось бы, сбить тихоходный Ан-2- пара пустяков. Лёжа на диване — да. А вот в 1990-х годах в ходе Югославской войны на уничтожение одного Ан-2 тратили от 8 до 12 ракет, выпущенных из ПЗРК. И в большинстве случаев Ан-2 уходил — ракеты с инфракрасной ГСН попросту его не видели. В 1960—1970-х годах было несколько угонов Ан-2, когда советские истребители-перехватчики, включая Су-15, сближались до предела, но уничтожить «Аннушку» не могли.

Читайте также
"Европейское единство" накануне грандиозной газовой драки «Европейское единство» накануне грандиозной газовой драки После десятилетий борьбы за конкурентный энергорынок Евросоюз готов его уничтожить

По сообщениям СМИ, накануне войны в Карабахе на вооружении Азербайджана состояло 60 дронов-«камикадзе» на базе Ан-2, и вроде как часть из них была использована на фронте.

Замечу, что к концу 2012 года в РФ имелось 1580 Ан-2, из них 322 машины находились в эксплуатации. Лично я думаю, что для полёта в один конец сгодились бы как минимум тысяча, а то и полторы Ан-2. Им не нужно оформлять сертификат летной годности, не нужен капитальный ремонт — лишь бы раз поднялся в воздух. И ресурс двигателя — на пару часов. Надо собрать их, мобилизовать и оснастить системами дистанционного управления — вот вам в одном флаконе и дроны для вскрытия системы ПВО, и «камикадзе», несущие по тонне взрывчатки по заранее намеченным в тылу противника целям.

И следом за этой жужжащей армадой поднять наши боевые истребители-бомбардировщики, которые уже зряче отработают и по вскрывшимся объектам ПВО, и по поднявшимся с аэродромов (чтобы на земле не уничтожили) украинским самолетами. Будет мало «аннушек» — так и другие машины есть. Хоть Ту-154 поднимай, их тоже много.

Побочный плюс от такой массовки — наши ответственные за развитие авиации чиновники наконец-то перестанут связывать свои надежды с хламом, лежащим вдоль аэродромных заборов (вот починим советское наследие — и будет всем щастье!), а займутся прямыми обязанностями. То есть созданием современных российских самолетов, по которым мы уже изрядно соскучились.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Ян Бурляй

Дипломат, заслуженный профессор Московского государственного лингвистического университета

Виктория Журавлева

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня