Почему артиллерия ВСУ обстреливает Донецк уже 8 лет АТО и ещё 8 месяцев после начала российской спецоперации? На этот вопрос весьма аргументированно отвечают российские эксперты.
Вот, к примеру, мнение Александра Русина:
«Для прекращения обстрелов необходимо освободить Авдеевку и Пески чтобы отодвинуть ВСУ как минимум на 50 километров от Донецка.
Проблема освобождения Авдеевки заключается в том, что за прошедшие 8 лет ВСУ построили там мощные укрепрайоны и оборудовали огневые позиции, уничтожить которые не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Авдеевка, Пески, Краматорск, Славянск и другие расположенные рядом населенные пункты — это по сути один большой укрепрайон, в котором сосредоточена группировка ВСУ численностью до 60 тысяч.
Чтобы освободить этот укрепрайон методом штурма, нужно задействовать силы порядка 200 тысяч, то есть отправить на штурм практически все подразделения, задействованные в спецоперации.
Результатом такого штурма будут очень большие потери. Счёт погибшим пойдёт даже не на тысячи, а на десятки тысяч. И тогда все, кто сегодня ругает командование СВО за непрекращающиеся обстрелы Донецка, которым конца-края не видать, будут в десять раз громче ругать уже за другое — за огромные потери".
А вот мнение Министерства обороны Украины об укрепрайонах в районе Мариуполя, сходных с укреплениями у Донецка:
«Вот, скажем, все огневые точки надёжно врытые в землю. Созданы они из специальных металлических боксов и покрытые своеобразным „слоёным пирогом“ из полутораметрового усиленного железом бетона, земли и дерева. Пробить его не сможет ни один из российских артиллерийских снарядов. Вход и бойницы защищены бронированными ставнями и дверями, посередине замыкаются на надёжные засовы».
На самом деле главная причина «неприступности» украинских укрепрайонов — давнее нежелание наших военных создавать артсистемы для их уничтожения. И длится это уже свыше 150 лет!
Так, до 1914 года в России не было ни одной артсистемы ближнего боя для поражения бетонированных укреплений противника, кроме 229-мм и 280-мм крепостных мортир, перевозимых по железной дороге, с временем установки свыше недели.
В осаждённом Порт-Артуре наши артиллеристы, причём не генералы, а капитаны и лейтенанты, создали «на коленке» несколько достаточно эффективных миномётов. Порт-Артур сдали, о миномётах забыли до осени 1914 года. Между тем в Германии к 1914 году имелось свыше трёх сотен 15-см и 25-см мощных миномётов. Лишь с начала 1915 года российская промышленность начала копировать германские и французские образцы миномётов.
В 1916 году генерал-майор Дурляхер спроектировал уникальную 406-мм мобильную гаубицу. К 1 января 1918 года четыре такие гаубицы имели готовность около 70%.
Увы, замнаркома обороны Тухачевский потребовал, чтобы все орудия особой мощности обязательно устанавливались на «самоходах». В итоге и гаубица Дурляхера, и многие другие уникальные буксируемые системы калибра 305−406 мм не были приняты на вооружение.
Поскольку отечественные орудия особой мощности так и не были созданы, в 1938 году закупили у чешской фирмы «Шкода» мобильные 210-мм пушку и 305-мм гаубицу, которые в СССР получили названия Бр-17 и Бр-18. Кроме того, чехи в том же году поставили полуфабрикаты для создания как минимум четырёх орудий и всю техническую документацию.
Но у нас нашлись умники, потребовавшие заменить раздельно-гильзовое заряжание на картузное, а клиновые затворы — на поршневые. Это привело к кардинальной переделке ствольных частей, на что ушло около трёх лет. В итоге орудия не приняли участие в Великой Отечественной войне. При том, что 21-см и 30,5-см чешские орудия с гильзовым заряжанием и клиновыми затворами, поставленные Вермахту, отлично воевали на всех фронтах.
В связи с тем, что в 1948—1953 годах Василий Грабин создал более совершенные образцы орудий особой мощности — 210-мм пушку С-72 и 305-мм гаубицу С-73, Бр-17 и Бр-18 в крупносерийное производство не пошли. Но вот к власти пришёл Хрущёв и прекратил производство С-72 и С-73 и переданной после войны чехами 210-мм пушки V-3. Кстати, советский активно-реактивный снаряд, созданный для V-3, летел куда дальше, чем снаряды всех современных западных орудий, поставленных на Украину.
Наши эксперты сравнивают украинские укрепрайоны с линиями Мажино и Маннергейма. Ну, линию Мажино немцы попросту обошли, а вот на линии Маннергейма Красная Армия понесла большие потери. Наша самая мощная 203-мм гаубица Б-4 оказалась бессильна против бетона финских дотов. Чтобы пробить отверстие, требовалось попадание двух снарядов в одну и ту же точку. А в 1944 году две гаубицы Б-4 в течение суток долбили с расстояния 300 метров по советскому доту Карельского УРа, захваченному финнами. И так и не сумели пробить бетон. Дот был подорван сапёрами.
О штурме линии Маннергейма написаны десятки книг. Но о том, что после захвата Карельского перешейка осенью 1941 года финны за три года построили там линию VT, по защищённости и огневой мощи в разы превосходящую линию Маннергейма, мало кто знает.
Но если в 1940 году для взятие Выборга потребовалось три месяца, то в 1944 году — всего семь дней. Что же случилось? Подтянули перевозимые по железной дороге 305-мм гаубицы образца 1915 года, а также железнодорожные установки калибра 180−356 мм и широко использовали артиллерию Балтийского флота. В бой были введены танки и САУ с особо толстой бронёй — ИС, КВ, «Черчилль», ИСУ-152. Ну, а главное, за пять лет наши генералы научились воевать.
Риторический вопрос, неужели наши военные за 8 лет войны на Донбассе так и не узнали, что 152-мм снаряды не берут укрепления ВСУ? Неужели за 8 лет нельзя было создать артсистемы и РСЗО особой мощности?
Да хотя бы поглядели в секретные архивы и нашли документацию на опытные 420-мм миномёты, созданные в ОКБ-172 в 1944 году. Вес миномёта всего 14,5 тонн.
Ну, а в 1942—1945 годах та же фирма «Шкода» спроектировала 420-мм миномёт, стрелявший 390-килограммовой миной на дальность 11 км. Вес миномёта — около 20 тонн. В походном положении миномёт перевозился на двух повозках. После войны чехи предложили 420-мм миномёт СССР. У нас его изучили, даже издали документацию на него (сам читал).
Но наши генералы не терпели конкурентов и отказались не только от 420-мм миномёта, но и от многих других уникальных чешских «игрушек», включая 130-мм автоматическую зенитную пушку R14.
Неужели за 8 лет войны на Донбассе нельзя было чего-нибудь придумать? Да хоть запустить бы в серию 42-см чешские миномёты. Достаточно эффективны и 324-мм РСЗО «Снежинка», созданные в ДНР и показанные на выставке 9 мая 2018 года.
Управляемые ракеты «Точка» и 8К14 сняты с вооружения, но их хватает на складах. Та же 8К14 доставляет 985-килограммовую боевую часть на расстояние 180 км.
Бомбардировки с воздуха, удары крупнокалиберной артиллерии и РСЗО при прямых попаданиях гарантированно уничтожат любой украинский дот, а близкие разрывы создадут «лунный ландшафт» вокруг укрытий украинских артиллерийских орудий, что исключит возможность вывоза артсистем на позиции.