Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Новый вариант Су-57: F-22 начинает понимать, где для него главная засада в воздушном бою

Российский истребитель усилит «Охотник»

14431
На фото: модернизированный самолет пятого поколения Су-57
На фото: модернизированный самолет пятого поколения Су-57 (Фото: Пресс-служба ОАК/ТАСС)
Материал комментируют:

Совершенствование российского «невидимки» Су-57 продолжается. Состоялся первый полет модернизированной версии этого самолета пятого поколения.

Как сообщила Объединенная авиакорпорация «ОАК» (входит в Госкорпорацию Ростех), 21 октября на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова состоялся первый полет модернизированного самолета пятого поколения Су-57. Самолет пилотировал летчик-испытатель ОКБ Сухого, Герой Российской Федерации, Сергей Богдан. Полет длился 56 минут и прошел без замечаний.

На самолете проходит испытания комплекс бортового оборудования с расширенным функционалом, интеллектуальной поддержкой экипажа и возможностью применения широкой номенклатуры новых типов вооружения. Также, отметили в ОАК, на самолете обеспечена возможность установки двигателя второго этапа.

В отличие от этого «младшего брата», который сейчас проходит модернизацию и со временем, как ожидается, покажет более чем заоблачные результаты, старший Су-57 уже не первый год участвует в боевых действиях в разных точках мира. Он совершил свой первый полет еще в 2010 году.

Читайте также
Кремлю надоели маневры США в космосе: «Тирада-2С» и С-500 оставят Илона Маска без спутников Кремлю надоели маневры США в космосе: «Тирада-2С» и С-500 оставят Илона Маска без спутников Россия пригрозила Пентагону превратить его аппараты в болтающиеся на орбите куски металла

Этот самолет предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Он создан с применением технологий малозаметности, может нести вооружение во внутренних отсеках фюзеляжа, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой. В конструкции планера широко применены композитные материалы.

В реальных боевых условиях Су-57 прошел испытание в 2018 году в Сирии. Через год контракт на поставку нескольких десятков Су-57 ВКС России был заключен в рамках форума «Армия-2019». Первый истребитель поступил в войска в 2020 году. В последующем, к концу 2024 года, ВКС РФ получат 22 самолета Су-57, а к 2028 году их число будет доведено до 76 единиц.

Сирийские показатели Су-57 несколько охладили пыл зарубежных критиков, которые с самого начала создания этого самолета — «с претензией на невидимость» — приняли его в штыки. Как ранее сообщала «СП», журнал Forbes неоднократно «разоблачал» многоцелевой российский истребитель Су-57. Так, в 2020 году в статье авиационного эксперта Джастина Бонка, работающего в лондонском Королевском институте оборонных исследований, даже не обсуждался вопрос о том, принадлежит ли этот самолет к пятому поколению. Разумеется, не принадлежит. Бонк утверждал, что Су-57 является жалкой пародией на американский истребитель F-22 Raptor, принятый на вооружение ВВС США в 2005 году: «Русским не удалось даже приблизиться к нему».

А ведь было и есть, что обсуждать.

Во-первых, по сравнению с машинами предыдущих поколений, Су-57 сочетает в себе функции ударного самолета и истребителя. Кроме этого, российская машина имеет распределенные по всей поверхности самолета активные фазированные антенные решетки (АФАР), обеспечивающие круговой обзор. Этим может похвастаться лишь истребитель F-35, но не F-22. С другой стороны, оба американских самолета уступают в маневренности Су-57, а F-35 и вовсе не способен к продолжительному полету на сверхзвуковой крейсерской скорости.

К тому же, в августе 2019 года в воздух поднялся первый российский тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) С-70 «Охотник». Этот БПЛА выполнен по схеме «летающее крыло» и, как и Су-57, изготовлен с использованием стелс-технологий. Его, пожалуй, главное предназначение — расширить возможности Су-57.

В первую очередь «Охотник» сможет взять на себя целеуказание и тем самым позволит Су-57 поражать противника, не заходя в зону действия противовоздушной обороны (ПВО).

После этого американское военное издание 19FortyFive, признало, что F-35 и F-22 явно уступают Су-57 по множеству основных параметров, но главной «засадой» следует считать возможность использования Су-57 в связке с ведомым С-70 «Охотник». Издание выразило уверенность, что американским военным тактикам придется внимательно изучить перспективы вероятной встречи с этим истребителем и сопровождающим его беспилотником где-нибудь в небе недалеко от Аляски.

Иначе их ожидает предсказуемо печальный сценарий: Су-57 поднимается в воздух, получает сигнал радара и обрушивает всю свою технологическую мощь на вражеский самолет, у которого нет никаких шансов выстоять в такой схватке. Как минимум — по причине заметного отставания боевых возможностей: равных российскому истребителю на вооружении у конкурентов пока нет.

— Самолеты Су-57 неоднократно участвовали в налетах на территорию Украины, и в общем-то пока ни украинские радиолокационные станции, ни системы наблюдения НАТО их не фиксировали, — отметил военный эксперт, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов:

— То есть, характеристики малозаметности Су-57 подтверждены. И более того, были случаи, когда действовало целое звено Су-57, и также с высокой эффективностью наносились высокоточные удары по назначенным для них целей. Поэтому министром обороны России генералом армии Шойгу этим самолетам была дана не просто позитивная, а очень и очень хорошая характеристика. И поэтому сейчас идет отработка варианта Су-57 с новым двигателем, с новым электронным бортовым оборудованием, которые позволят этому самолету иметь все характеристики машины пятого поколения.

«СП» — Что для этого не хватало ранее?

— В первую очередь не хватало крейсерского полета на сверхзвуковой скорости. То есть, продолжительный полет должен быть на сверхзвуке. Вот двигатель второго поколения это как раз и обеспечивает. И, собственно говоря, те испытания, которые начались, проходят именно с этим новым двигателем. Естественно, все это займет какое-то время. Но одновременно та машина, которая уже находится на вооружении Воздушно-Космических сил, проходит проверку в условиях боевых действий, чтобы выявить ее сильные и слабые стороны. Это позволит сделать предложения разработчикам, которые сейчас вот эту новую модификацию Су-57 с новым двигателем создают, чтобы сразу эти предложения были учтены при работе над новой машиной. И, таким образом, мы, в общем-то, получили самолет, который является самолетом пятого поколения, и даже по некоторым критериям приближается к самолетам шестого поколения.

Во-первых, он может управлять звеном Су-30 и Су-35, что уже демонстрировалось. Он может взаимодействовать с беспилотниками «Охотник». На это тоже способен далеко не каждый самолет. Я, например, не видел, чтобы F-35 или F-32 работали во взаимодействии с американскими беспилотниками. Причем, с серьезными беспилотниками.

Читайте также
MI-6 учит Зеленского новой тактике MI-6 учит Зеленского новой тактике Под чутким руководством бриттов в Киеве разработали «стратегию победы» над Россией

Кроме того, был выполнен полет Су-57 без стекла и без пилота практически (контролировал, но не вмешивался в управление). Есть перспективная возможность сделать из самолета Су-57 беспилотный самолет, который также будет выполнять боевые задачи в конфигурации пилотируемой машины.

Ну, и те разработки, которые ведутся в отношении двигателей и в отношении вооружения Су-57, говорят о том, что, если будет создан двигатель еще более нового поколения, то появится возможность выхода в ближний космос, совершение полета в ближнем космосе с последующим выходом в атмосферу. Естественно, это беспилотный вариант, поскольку человек такие перегрузки просто не выдерживает. И соответственно, нанесение удара по территории противника и такое же возращение на свой аэродром, на базу. Поэтому у этой машины очень большой потенциал, его надо только реализовывать, и реализовывать грамотно.

«СП»: — Каковы экспортные перспективы?

— Есть еще экспортная модель Су-57. Там немножко кабина другая, отличается от той версии, которая у нас идет. В этой экспортной версии предусматривается возможность работы второго пилота. Это для тех стран, в которых, скажем, уровень общего образования не такой высокий, как в нашей стране. Потому что у нас функции второго пилота выполняет компьютер с элементами искусственного интеллекта.

То есть, необходимо знание этого компьютера, умение поддерживать его работоспособность, обновлять его программное обеспечение, что требует высоко подготовленных летных специалистов, хорошо обученного технического персонала. Если такого персонала в стране не хватает, значит, вместо этого компьютера с элементами искусственного интеллекта будет находится второй пилот.

Думаю, что, если и дальше Су-57 будет себя показывать также с позитивной стороны, как и сейчас, то, конечно же, внешний спрос на него будет, он будет востребован и мы будем его продавать.

Последние новости
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня