Весьма безобидно администрация Байдена «привлекла внимание» мирового общественного мнения к тому, что американские войска действительно присутствуют на украинской земле в непосредственной близости от России. Вашингтон совершил «мягкую посадку», когда неназванный высокопоставленный чиновник Пентагона сообщил об этом агентству Associated Press и газете Washington Post.
Этот чиновник дал остроумное объяснение — что американские войска «недавно начали проводить инспекции на местах, чтобы убедиться», что Украина «должным образом отчитывается» за полученное западное оружие. Он утверждал, что это было частью более широкой кампании США, объявленной Госдепартаментом на прошлой неделе, «призванной обеспечить, чтобы оружие, поставляемое Украине, не попало в руки российских войск, их прокси-сил или других экстремистских групп».
Однако, по сути, президент Байден сдерживает свое слово ни при каких обстоятельствах не иметь «сапог на земле» на Украине. Всегда существует реальная опасность того, что группа американцев, гастролирующих на Украине, может попасть под огонь российских войск. Фактически, развертывание США происходит на фоне интенсивных российских ракетных ударов и атак беспилотников, которые в настоящее время наносятся по критической инфраструктуре Украины.
Проще говоря, вольно или невольно, США поднимаются по лестнице эскалации. До сих пор вмешательство США включало размещение военных советников при украинском военном командовании, предоставление разведданных в режиме реального времени, планирование и проведение операций против российских войск и предоставление возможности американским наемникам вести боевые действия — помимо постоянных поставок оружия на десятки миллиардов долларов.
Качественная разница сейчас заключается в том, что прокси-война может перерасти в горячую войну между НАТО и Россией. Министр обороны России Сергей Шойгу заявил (на сайте автора статья опубликована 02.11.2022) на совместном заседании коллегий министерств обороны России и Беларуси, что численность сил НАТО в Восточной и Центральной Европе с февраля увеличилась в два с половиной раза и может увеличиться еще больше в ближайшем будущем.
Шойгу подчеркнул, что Москва прекрасно понимает, что Запад проводит согласованную стратегию по уничтожению экономики и военного потенциала России, а это делает невозможным проведение страной независимой внешней политики.
Он отметил, что новая стратегическая концепция НАТО предполагает переход от сдерживания России «посредством передового присутствия» к созданию «полномасштабной системы коллективной обороны на восточном фланге», при этом вне региональные члены блока размещают войска в странах Балтии, Восточной и Центральной Европе, а новые многонациональные батальоны тактической группы формируются также в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии.
Возможно, неслучайно, что Вашингтон признал присутствие своих военнослужащих на Украине в тот момент, когда русские заявили об участии британской разведки в недавнем акте саботажа на трубопроводах «Северный поток» и в ударах беспилотников по базе Черноморского флота России в Севастополе.
Исторически говоря, в так называемых «особых отношениях» между США и Британией есть серые зоны. Хроника этих отношений изобилует примерами того, как в критические моменты хвост вилял собакой. Дело в том, что в связи с нападением на Севастополь — и это довольно интересно — Москва указывает пальцем больше на оперативников МI-6, чем на Киев. tass.com/politics/1529621
Расчет США и Британии изначально состоял в том, чтобы заставить русских увязнуть в трясине на Украине и спровоцировать восстание внутри России против «войны Путина». Но это не удалось. США видят, что более 300 000 обученных бывших военнослужащих из России перебрасываются на Украину для начала крупного наступления с целью прекращения войны в ближайшие 3−4 месяца.
Иными словами, рушится крыша над всем зданием лжи и вводящей в заблуждение пропаганды, которые сформировали западный нарратив об Украине. Поражение на Украине может иметь катастрофические последствия для имиджа и авторитета США как сверхдержавы не только в Европе, но и на мировой арене, подорвать их лидерство в трансатлантическом альянсе и даже вывести из строя НАТО.
Любопытно, однако, что от Вашингтона не ускользает тот факт, что даже на данном этапе Москва подталкивает Киев к возобновлению переговорного процесса. Фактически, важным событием стало то, что Украина дала письменные гарантии совместному координационному центру в Стамбуле (в состав которого входят Турция, Россия и ООН), что гуманитарный коридор и украинские порты, предназначенные для экспорта сельскохозяйственной продукции для военных операций, впредь не будут использоваться против Российской Федерации. Киев заверил, что «морской гуманитарный коридор будет использоваться только в соответствии с положениями Черноморской инициативы и соответствующим регламентом ОКК».
Оглядываясь назад, администрация Байдена совершила ужасную ошибку в своей оценке того, что сражение приведет к смене режима в России после краха российской экономики под тяжестью западных санкций. Напротив, даже МВФ признает, что российская экономика стабилизировалась.
Ожидается, что российская экономика продемонстрирует рост к следующему году. Сравнение с западными экономиками, которые погружаются в высокую инфляцию и рецессию, слишком вопиющее, чтобы его не заметила мировая аудитория.
Достаточно сказать, что у США и их союзников «закончились» санкции, которые могут ударить по России. Российское руководство, с другой стороны, консолидируется, продвигаясь вперед с переходом к многополярному мировому порядку, бросающему вызов вековому глобальному доминированию США.
По сути, ответственность за этот кризис лежит на самой капиталистической системе. В настоящее время мы страдаем от последствий самого продолжительного и глубокого кризиса, который знала система со времен передела мира, произошедшего во время Второй мировой войны. Империалистические державы вновь готовятся к войне за передел мира в надежде выйти из своего кризиса, во многом так же, как они готовились до Второй мировой войны.
Большой вопрос заключается в том, каким будет ответ России. Почти наверняка Москва не была застигнута врасплох откровением Вашингтона относительно присутствия американских войск на Украине. Крайне маловероятно, что Россия прибегнет к внезапной реакции.
Так называемое «контрнаступление» Украины выдохлось. Она не добилась ни территориальных завоеваний, ни какого-либо значительного прорыва. Но украинские военные понесли тяжелые потери в тысячах человек и огромные потери в военной технике. Россия одержала верх, и она осознает это. По всей линии фронта становится очевидным, что российские войска неуклонно перехватывают инициативу.
Ни США, ни их союзники по НАТО не в состоянии вести континентальную войну. Кто знает, возможно, Пентагон даже решит разработать механизм «деконфликтации» с Москвой, как в Сирии.
Тем не менее, серьезно, с точки зрения России, проверка американского вооружения на украинской земле сама по себе не может быть плохой вещью. Существует реальная опасность того, что оружие, поставляемое США, может достичь Европы и превратить этот прекрасный ухоженный сад в джунгли (как Украина или Америка) — если воспользоваться потрясающей метафорой, которую недавно использовал глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель.
Автор: М. К. Бхадракумар — M K Bhadrakumar — посол в отставке; колумнист индийских газет Hindu и Deccan Herald, изданий Asia Times, Rediff.com, Russia & India Report и сайта Фонда стратегической Культуры (Москва). Автор многочисленных работ, опубликованных в Индии и за рубежом, посвященных России, Центральной Азии, Китаю, Афганистану, Пакистану, Ирану и ситуации на Ближнем Востоке, вопросам энергетической и региональной безопасности.
Перевод Сергея Духанова.