Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Молодежь — на беспилотник! Сколько «дроноводов» нужно России?

Но новая норма ГТО рискует стать мертвой из-за запретов на полеты дронов в РФ

5459
Молодежь - на беспилотник! Сколько "дроноводов" нужно России?
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Обучение управлению беспилотниками войдет в список дисциплин комплекса «Готов к труду и обороне». Распоряжение о включении ГТО в школьные программы по физкультуре будет подготовлено по инициативе вице-премьера Дмитрия Чернышенко, наряду с программой начальной военной подготовки.

СВО на Украине показала незаменимость БПЛА для корректировки огня артиллерии. Бить «по квадратам» — вчерашний день. При этом в самой России стали запрещать полеты гражданских дронов. Запреты уже введены на Кубани, в Рязанской, Саратовской, Тульской, Нижегородской областях и в Крыму.

В СССР комплекс ГТО был подготовкой подростков к службе в армии и защите Отечества. В постсоветский «пацифистский» период о нем подзабыли. Возвращение ГТО и НВП в школы свидетельствует о новом подходе правительства. Кадры для участия в СВО начнут готовить со школьной скамьи?

Читайте также
Битому неймется: Избежавший расстрела британский наемник снова едет на Донбасс Битому неймется: Избежавший расстрела британский наемник снова едет на Донбасс После сорванной казни тысячи других «сорвиголов» отправятся убивать русских

Военкор проекта WarGonzo Дмитрий Селезнев подчеркивает важность распространения донбасского опыта использования БПЛА в России.

— Инициатива обучить школьников РФ пилотированию БПЛА безусловно полезна, но eе надо было запускать гораздо раньше. Подростки ведь любят компьютерные игры. Поэтому геймеры, как мне объяснили в Центре беспилотных систем им. Владимира Жоги в ДНР, обучаются искусству пилотирования гораздо быстрее других. Ведут с БПЛА разведку, корректируют огонь артиллерии.

«СП»: — Что за центр?

— Создан на базе батальона «Спарта» при нашей информационной поддержке. Потом подключилось и правительство ДНР, появился бюджет. Там совершенно бесплатно учат пилотированию БПЛА как неспециалистов — с нуля, так и тех, у кого уже есть какая-то базовая подготовка. В том числе и командиров. Это низовая волонтерская инициатива. Такое обучение нужно и в армии России.

СВО показала, что оператор БПЛА должен входить в штат даже самых малых армейских подразделений. Нужны беспилотники не только такого серьезного уровня как «Орлан», но и попроще, которые сейчас заменяют бытовые аппараты типа китайского Mavic. До сих пор их использовали, например, фермеры, а теперь и военные. И успешно. Мир меняется технологически.

О препятствиях на пути широкого внедрения БПЛА в зоне СВО, рассказал специалист по беспилотным авиационным системам (БАС) Арсений Колбасов.

— И в Советском Союзе, и в США прекрасно понимали: гражданская авиация — опора военной. А гражданская беспилотная авиация в данный момент столкнулась с серьезными проблемами. Пользуясь особым «режимом готовности» и обосновывая это «противодиверсионными мерами» региональные губернаторы стали запрещать полеты БПЛА, что приводит к срыву коммерческих контрактов.

Нет контрактов — нет денег. А так как компании-эксплуатанты и компании-разработчики в сфере БПЛА не разделены, это грозит схлопыванием отрасли. И без того низкие материально-техническая и учебно-методическая базы рискуют исчезнуть насовсем. Я уже не говорю про идеологический аспект — нельзя объявить какую-либо технологию «вражеской» и «опасной», а потом просить людей активно развивать её.

«СП»: — Странный подход. СВО требует все больше пилотов БПЛА…

— На протяжении долгих лет представители различных ведомств торпедировали инициативы представителей отрасли о введении профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем». Без профстандарта Росавиация не может начать выдавать свидетельства внешних пилотов. То есть, на данный момент, с юридической точки зрения, количество профессиональных внешних пилотов в России — ноль.

Сроки «дорожной карты» по внедрению БАС в экономику, утвержденные правительством в 2018 году, полностью сорваны. Казалось, что текущая обстановка должна исправить положение; но буквально неделю назад из-за очередных разногласий стандарт был снова отправлен на доработку. Вывод для Вооруженных сил РФ: они не могут мобилизовать внешних пилотов с «гражданки», вследствие их формального отсутствия.

«СП»: — Имеющихся пилотов не задействуем, зато новых собрались готовить со школы…

— С 24 февраля этого года, я прикидывал: сколько времени потребуется для обучения нормального военного оператора. Мой первоначальный вывод: полгода. Буквально в следующий момент я посмеялся на своим выводом. Полгода — это срок дообучения для меня и моих товарищей по учебе — для людей, которые три года корпели над аэродинамикой, материаловедением, системами управления и т. д.

Сейчас для тактических задач можно применять легкие квадрокоптеры с минимально обученными операторами. Но если мы хотим начать применять средние и тяжелые аппараты самолетного типа для задач оперативных, то нам потребуются более обученные операторы. Хорошей инициативой было бы открытие военно-учебных центров на базе колледжей и техникумов, осуществляющих обучение по специальности «Эксплуатация БАС».

Читайте также
Интернет – одна судьба для Китая, и совсем другая - для России Интернет — одна судьба для Китая, и совсем другая — для России В Поднебесной опубликована Белая книга о развитии киберпространства, а что у нас?

Военный эксперт, полковник в отставке, к. в. н. Виктор Литвиненко предлагает оставить вопросы управления БПЛА профессионалам.

— Беспилотники бывают разные: для ведения разведки и наблюдения, для привязки боевых порядков (первые и вторые могут сочетаться), для наведения по лазерному лучу корректируемых снарядов («Орлан-30») и барражирующие беспилотники. В дальнейшем, на БПЛА может устанавливаться станция помех, которая как РЭБ в составе группы беспилотников будет снимать сигнал, изменять данные, а барражирующий беспилотник будет доходить до необходимой цели.

Поэтому беспилотниками должны управлять квалифицированные, хорошо подготовленные операторы. Школьнику нет необходимости заниматься этим процессом. Считаю, что обучение школьников пилотированию БПЛА — это дань моде. Главное, им надо давать основы знаний, необходимых в армии на первом этапе. А оператор БПЛА — это уже специализация, как подготовка наводчика. Причем достаточно сложная.

Оператору беспилотника нужно обладать топогеодезическими знаниями, иметь понятие о вводе корректур, быть знакомым с понятием пристрелки по сторонам света (измеренным отклонениям) с учетом дальномера и т. д. А простейшие квадрокоптеры с вентиляторами молодые люди и так запускают, чтобы посмотреть, что там за забором. И в военной сфере эти аппараты используют на той же Украине — наблюдают, гранаты сбрасывают.

«СП»: — Пусть и полукустарным способом, но готовят специалистов по корректировке огня…

— Интерес к БПЛА понятен. У нас в свое время посчитали, что 12 беспилотников достаточно для укомплектования соединения. А когда началась СВО, выяснилось, что они бьются, их отстреливает и даже сажает противник. Значит их нужно больше. Наконец-то мы это усвоили… Вообще, практика боевых действий на Украине — не только военное событие. Она должна привести к переустройству всей страны, ее экономики. Ресурсы должны служить народу.

Последние новости
Цитаты
Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня