Спецслужбы Великобритании активно занимались созданием и обучением тайной украинской «партизанской армии» для организации нападений на территорию Крыма, пишет американское издание The Grayzone со ссылкой на некие секретные документы и электронные письма.
Автор материала напоминает, что Россия обвиняла Лондон в причастности к организации недавних диверсионных актов — повреждении украинским беспилотником корабля Черноморского флота РФ в порту Севастополя и подрыве газопровода «Северный поток». Эти обвинения, как и следовало ожидать, были отвергнуты британской стороной, однако материалы, попавшие в распоряжение The Grayzone, говорят иное. Согласно этим документам, военная разведка Великобритании подписала соглашение с СБУ о создании украинских «партизанских» террористических группировок, которые должны были проводить в Крыму диверсионно-разведывательные операции по заданию СБУ.
В документах указывается, что непосредственно обучением украинских диверсантов занималась британская частная военная компания Prevail Partners, заключившая соответствующий контракт. Эта ЧВК была основана ветеранами спецназа, в том числе бывшим командующим бригадой Королевской морской пехоты и командиром службы специальных катеров Джастином Хеджесом.
По информации The Grayzone, в британской военной разведке была сформирована оперативная группа, отвечавшая за контакты с украинской стороной. Члены этой группы отвечали за подготовку планов подрыва Крымского моста, осуществленного 8 октября.
Издание отмечает, что подготовкой упомянутых планов занимался некий Хью Уорд по заданию Криса Доннелли, сотрудника британской военной разведки, известного разработкой секретной программы информационной войны Integrity Initiative, финансируемой МИДом королевства.
Целью деятельности «партизанских» диверсионных групп является ослабление возможностей России контролировать Крым, подрыв боеспособности Москвы в этом регионе, а также подрыв российских возможностей в снабжении региона по морю и суше.
The Grayzone утверждает, что реализация этих планов «осуществлялась в тесной координации с Одесским СБУ», а «политически влиятельный украинский олигарх был привлечен к их финансированию».
Ветеран подразделения «Альфа», подполковник запаса ФСБ Алексей Филатов уверен, что участие спецслужб Великобритании в подготовке украинских диверсионных групп фактом очевидным.
— Это, в общем-то, секрет Полишинеля. Лондон неоднократно заявлял, что занимается обучением бойцов ВСУ на своей территории, с использованием своего оружия. И от этого факта всего один шаг до подготовки диверсионно-разведывательных групп, действующих на территории России, в том числе и в Крыму. Понятно, что участников этих групп выявляют, нейтрализуют — информация об этом идет практически в ежедневном режиме, не все данные даже в сводки попадают. Понятно, что этих диверсантов тоже готовят иностранные специалисты, на своем вооружении, снаряжении, средствах связи.
«СП»: — Такая подготовка иностранными специалистами началась после начала нашей специальной военной операции?
— Нет. В свое время я был очевидцем, как на Украине возникла ситуация, когда там развалилось практически все — армия, военная разведка, а милиция влачила жалкое существование. Силовой блок почти отсутствовал как таковой. И с начала 2000-х там основательно начали работать разведки различных государств — ЦРУ и так далее. Была даже информация, что иностранные спецслужбы занимают два этажа в одном из правительственных зданий. Это на самом деле недалеко от правды. Ведь обильное присутствие иностранных НКО предусматривает и работу спецслужб, которые практически с нуля создавали украинские силовые структуры.
«СП»: — Спецслужбы каких государств там активно работали?
— Соединенных Штатов, Польши, Германии и других стран.
«СП»: — У нас принято считать, что военных специалистов готовить — это одно, а тут речь идет, получается, о террористах, если речь вести о подрыве того же Крымского моста.
— Знаете, это своего рода двойные стандарты в понимании логики боевых действий. С самого начала нашей военной операции было понятно, что такого рода ответы на наши удары с украинской стороны последуют. Слабая сторона конфликта всегда прибегает к диверсиям и терактам на территории противника. А в случае с Крымским мостом они вообще могут заявить, что совершают, мол, подрывы на своей территории, поскольку не так много стран в мире признает Крым российским. Конечно, они занимаются терактами и в других российских регионах.
«СП»: — Были сообщения о диверсиях в Белгородской, Брянской областях…
— Я больше вам скажу: такого рода действия они осуществляли и до начала СВО. Были попытки ликвидации сотрудников российских силовых структур и некоторых знаковых фигур, типа Дарьи Дугиной. Так что, они этим занимались и до нашей военной операции. Сейчас, как я понимаю, эта работа у них поставлена на поток — если раньше одно диверсионное подразделение насчитывало человек 500, то сейчас как минимум 5000, произошел рост на несколько порядков. Это довольно эффективное оружие во время боевых действий. Могу добавить, что в бытность моей службы наши специальные подразделения создавались, среди прочего, для ведения партизанской войны на землях, оккупированных противником и проведения диверсионных акций на территории неприятеля — дороги, поезда, мосты
«СП»: — По большому счету, мы должны были к таким ответам готовиться.
— Для военного человека такие действия противника, если можно так выразиться, обычное и понятное дело. Если этого не ожидали — значит, не очень хорошие военные, плохие стратеги.
«СП»: — Нынешнюю всестороннюю иностранную поддержку Киева тоже стоило предвидеть?
— Естественно. Этому не надо удивляться — такую обильную помощь следовало планировать, это надо было просчитывать, готовиться к такому повороту событий.
«СП»: — В публикации The Grayzone высказывается предположение, что подготовленные британцами группы могли быть причастны и к подрыву «Северного потока». Хотя труба работала в интересах ряда стран, оказывающих военную помощь Украине.
— Взрыв газопровода — это уже политика. От него довольно много выгодоприобретателей. Есть американцы, которые сейчас активно везут свой СПГ в Европу по баснословным ценам. Норвежцы, которые наращивают свои газовые поставки. Есть и другие. Не думаю, что Украина слишком стремилась бы реализовать эту достаточно сложную операцию. Она, конечно, присутствует в списке заинтересованных, но вряд ли на первой позиции.