Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Генерал Попов, военный летчик: Су-57, как и «Герань», выполняют в небе над Украиной свои задачи

В ходе спецоперации испытание военный техники продолжается

8182
На фото: истребитель Су-57
На фото: истребитель Су-57 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)
Материал комментируют:

Китайское издание Sohu решило рассказать своим читателям про российский самолет, от которого, как шутит автор статьи, можно защититься только «магическим заклинанием». Это истребитель-невидимка Су-57 — воплощение мощи противовоздушной обороны России. Самолет пятого поколения оснащен пятью радарами для точного поражения целей управляемыми ракетами, в том числе сверхдальними, класса «воздух-воздух», а его тонкий изящный фюзеляж «напоминает цикаду».

Вообще Sohu — чисто рекламно-развлекательное издание, отнюдь не «Жэньминь жибао». Наверное, для того, чтобы не отпугнуть читателей в статье используются иносказания: некий «Лаомей», то ли «белый человек», то ли «коллективный Запад» поставлял некому легкомысленному «Сяоски» огромное количество оружия, но это не причинило «Пу Дади», то есть «дяде Пу» никакого вреда. И вот теперь у дяди Пу имеется сверхсекретный самолет, о котором мало что известно. На самом деле сверхсекретность в статье сильно преувеличена.

Заслуженный военный летчик России, генерал-майор в отставке Владимир Попов напоминает, что работа над СУ-57 идет по плану, а его испытания будут проходить до 2027 года:

Читайте также
Зеленский о нашем наступлении в Донбассе: «Это ад для ВСУ». «Солнцепеки» дают бандеровцам огня Зеленский о нашем наступлении в Донбассе: «Это ад для ВСУ». «Солнцепеки» дают бандеровцам огня Русский солдат нашел ключ к непробиваемой обороне «захисников незалежностi»

— Из новостей по этому самолету можно указать на завершение эксплуатационных испытаний нового двигателя, которые сейчас устанавливаются на СУ-57. После этого пройдут дополнительные испытания и их тактико-технические данные будут изучаться уже в новом варианте. С новым двигателем, я думаю, последует более экономичный режим полета.

«СП»: — Вы имеете в виду двигатели с управляемым вектором тяги для истребителей пятого поколения, которые придут на смену нынешним? Двигатель АЛ-41Ф1 еще называют «изделие 30».

— СУ-57 первоначально испытывался на тех же двигателях, на которых летал СУ-35. Эти же двигатели, кстати поставлялись в Китай. А ведь эта страна позиционирует себя как изготовитель самолета пятого поколения, раньше, чем это сделали мы. Но ведь летает китайский самолет на наших двигателях предыдущего поколения «4+». Так что ко всем этим рекламным акциям следует относиться с настороженностью.

Да, проводятся интенсивные испытания СУ-57, а также СУ-30СМ и СУ-35 по совместному использованию их с нашим большим реактивным дроном С-70 «Охотник». Это сравнительно новое направление военной мысли. Оно связано со сложными системами автоматического управления, сопровождения воздушных и наземных целей.

Надо по максимуму разгрузить летчика, чтобы он мог оперативно принимать решения в полете. «Искусственный интеллект» или точнее его элементы в системе управления должны помочь боевому слаживанию самолета СУ-57 с «Охотником». Передача данных в автоматическом режиме отдается на откуп автоматике. А летчик выбирает ту или иную цель, которая может быть эффективно поражена или беспилотником, или самим пилотируемым ударным самолетом.

Есть определенная дилемма: биспилотник выполняет более «опасную» задачу. Он «может себе позволить» заходить на цель, прикрытую системами ПВО противника. А уже пилотируемый самолет, прикрываясь беспилотником, выполняет остальные важные задачи, нанося удары вторично. Можно оперативно выбрать ту или иную цель, оценив обстановку в воздухе и на земле.

Летчик есть летчик и пока мы отдаем ему приоритет. Человек принимает решения более эффективно и качественно, хотя по времени это происходит дольше, чем если бы это сделал «искусственный интеллект».

Американцы утверждают, что у них в F-35 есть второй «виртуальный летчик», который помогает живому пилоту. Возможно, это так, но — только помогает. Если бы это было так хорошо, как они описывают, то, наверное, происшествий с F-35 случалось бы в разы меньше. А пока этот американский самолет остается как одним из лучших самолетов в мире, так и, к сожалению, одним из самых аварийных.

«СП»: — «К сожалению» или «к счастью?»

— Для нас — к счастью, для них — к сожалению. Они же, как мы говорим, «бегут впереди паровоза», говоря, что у них «самолет пятого поколения» уже давно есть. А на самом деле они так же, как мы — только испытывают его: уточняются какие-то требования, ведутся конструкторские наработки. Испытания идут в заданном русле, не надо с ними торопиться.

«СП»: — По всей видимости СУ-57 не встретиться с F-35 в небе над Украиной?

— Я думаю, что они там не будут встречаться, это не целесообразно. Лучше бы чтобы они вообще никогда не встречались, кроме как на авиасалонах, и во время тренировочных полетов.

«СП»: — Для использования в специальной военной операции вполне достаточно «Гераней», которых называют воздушными мопедами?

— Вообще-то в авиации велосипедов не бывает. Как-то раз на авиасалоне мне сходу предложили слетать на небольшом самолете. Пилот дал ключ и предложил: «Товарищ генерал, это же как велосипед для вас, слетайте, вы же столько освоили типов самолетов и вертолетов». Я отказался, сначала нужно слетать с инструктором, а только потом самостоятельно — нужно соблюдать авиационные правила.

«СП»: — Разве «Герани» по отношению с СУ-57 не как мопед по сравнению с «Ламборджини» или «Феррари»?

— Может быть что-то в этом утверждении есть, но «Герани» занимают свою нишу. Эта модель выполняет определенные тактические задачи. Сравнивать с СУ-57 далеко не корректно.

«Герань» имеет простейшие планер и силовую установку для того, чтобы быть экономически выгодной. Она же разовая: выпустил — выполнил задачу. Если попал, то очень хорошо. Промахнулся — плохо. А самолет — это же не машина разового действия. Он намного сложнее, ответственность другая. Пилот работает в другом режиме. Так что сравнивать их, наверное, даже глупо.

«Герань» — просто умный снаряд. Есть ведь еще снаряд «Краснополь» для артиллерии — тоже корректируемый боеприпас калибра 152 или 155 мм. Он предназначен для поражения бронированных целей и военных объектов. Коррекция выполняется аэродинамическими рулями на конечном участке полёта по лазерной отметке на цели.

Вот их — можно сравнивать с «Геранью»: кто из них более автоматизирован и более качественен, какой из них проще в применении? Для «Краснополя» нужно специальное мощное орудие, хорошо подготовленный расчет артиллеристов. Технология его использования сложнее, а «Герани» попроще управлять операторам, которые все-таки — должны знать некие принципы работы авиации.

«СП»: — А не вытеснят ли простые дешевые дроны дорогие и сложные самолеты пятого поколения?

— Может быть, когда-то в далеком будущем беспилотники и вытеснят пилотируемые самолеты. Использовать дроны следует потому, что они скажем так «гуманнее» — по отношению к пилотам. Летчика можно не подвергать риску удара средств ПВО противника. Он ведь может быть ранен или погибнуть в бою. Человеческая жизнь ценнее чем стоимость даже очень дорогого беспилотника.

«СП»: — Так что специальная военная операция обойдется без массового использования СУ-57? Хотя его современное радиолокационное оборудование и может, как выражаются наши китайские друзья, видеть даже сквозь «трусы Сяоски».

— Конечно. Мы просто иногда выполняем с помощью СУ-57 отдельные боевые задачи. Они могут возникнуть внезапно и требуют решения. В основном же проходят испытания и проверка эффективности в боевых условиях. У нас и без СУ-57 достаточно авиации, которая может работать.

Читайте также
Вслед за Херсоном ВСУ попытаются полезть на Мелитополь и Бердянск Вслед за Херсоном ВСУ попытаются полезть на Мелитополь и Бердянск Киев попытается начать наступление в Запорожской области

Это, напоминаю, и МИГ-29, и МИГ-31 — каждый из которых на своем направлении выполняет боевые задачи по своим тактическим возможностям. Есть еще СУ-30 СМ, СУ-35, которые хорошо справляются, стоя на страже нашего воздушного пространства. СУ-25 и СУ-34 — это отличные ударные машины. Вертолеты тоже хорошо себя зарекомендовали, поддерживая как наземные компоненты наших наступающих подразделений, так и работая в обороне. От них зависит успех наших сухопутных войск.

Хотя, конечно, наращивать мощь нам нужно. Если по-хорошему, то увеличить ее следовало бы в разы, по сравнению с тем, что мы имеем сейчас. Но экономика страны — не позволяла нам так лихо завернуть. Сейчас, мгновенно увеличить не получится, об этом надо было думать раньше. В свое время упустили, сейчас пожинаем плоды.

Это как с частичной мобилизацией. Ее начали в сентябре, а надо было бы сделать еще в феврале, когда только планировали спецоперацию. А лучше еще за год нужно было начинать работу в этом направлении. Все следует делать заблаговременно и лучше не афишируя, не делая рекламу для наших противников.

Можно было бы просто открыть новые штатные должности, необходимые для сухопутных войск, военно-морского флота и авиации, и воздушного десанта. Сделать все в плановом порядке: призывать людей, беседовать с ними без ажиотажа. Скрывать ничего не надо, но следует просто дозированно выдавать информацию. Пусть, бы лучше вражеская разведка старалась, а так мы им сами «на блюдечке с голубой каемочкой» все про себя выложили.

Вот Запад и начал на нас лаять. Не зря же говорят про «информационную войну», которую ведут против нас. Хотя лаять они будут в любом случае. Хорошими мы для них не станем никогда и кому-то угодить даже стараться не стоит.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня