Российское командование заявило о завершении зачистки Павловки, сражение за который шло чуть больше двух недель. Напомним, первые сообщения о начале штурма этого крупного и стратегически важного населенного пункта пришли 29 октября.
Наши военкоры тогда рассказали, что на одном из участков угледарского направления подразделения ВС РФ и НМ ДНР предприняли попытку атаковать противника. Сначала мощно отработала авиация, а затем — арта, после чего морпехи 155-ой бригады ТОФ и бойцы «Каскада» выдвинулись в сторону Павловки, чья площадь составляет ориентировочно 6 кв. км.
Начавшиеся тогда дожди мало того, что привели к разливу речки Кашлагач, но и сковали любое движение техники из-за непролазной грязи.
4 ноября оперативное командование «Восток» ВСУ в своей сводке признало, что хуже всего «захисникам незалежностi» приходится на угледарском участке. «Сегодня тяжелые бои идут на двух направлениях — на бахмутском и авдеевском. Однако есть место, где ситуация самая сложная — это район Павловки. Туда перебрасываются резервы и тяжелая техника. Приказ президента [Зеленского] идти только вперед будет выполнен», — заявил бандеровский генерал Александр Красноок, командующий ОК «Восток».
У него и впрямь был повод так думать. Павловка находится на 30 метров ниже Угледара, плюс столько еще дает высота терриконов, на которых расположились бандеровские корректировщики огня. Любое движение наших солдат по поселку вызывали прилеты со стороны укро-арты.
Командир батальона «Восток» вооруженных сил ДНР Александр Ходаковский пояснил трудности штурма Павловки: «На шахтных копрах рядом с Угледаром стоит мощная оптика, которую так и не смогли по какой-то причине уничтожить вместе с копрами ни авиацией, ни артиллерией. Пока она стоит — противник, и так имеющий преимущество по высоте, может не бояться наших РЭБ и корректировать огонь в любом направлении».
Враг, надо отдать должное, отчаянно сопротивлялся и даже применял авиацию, несмотря на наше господство в воздухе. Не секрет, что Повітряні Сили України задействуют лишь в самых критических ситуациях. Видимо, был тот самый случай, что указывает на значимость этого направления.
6 ноября ципсота (так называют в Киеве сотрудников Центра информационно-психологических операций (ЦИПсО — авт.) начала продвигать через якобы российские телеграм-каналы слухи об огромных потерях в 155-ой бригады ТОФ. Тогда же появилось «письмо из Павловки» на имя губернатора Приморского края, в котором, по сути, повторялись драфты ЦИПсО.
Об этом эпизоде написано предостаточно, поэтому нет нужды повторяться. Тем не менее, обращает на себя внимание, что синхронно с публикацией этого письма в бандерштате блогер Коваленко, по совместительству офицер-ципсота, пояснил громадянам, почему нельзя сдавать Павловку.
По его словам, «Авдеевка, Марьинка и Угледар по плану россиян открывают дорогу на Покровск, а дальше на Павлоград и Днепр, затем в тыл группировке нашей армии в районе Запорожья. Реальность иная — под Угледаром наша армия отразила атаки врага. У этого есть своя цена, но наши выстояли».
«Своя цена» означает большое количество «двухсотых». Обычно укро-пропагандисты обходят эту тему стороной, но в самостийной телеграм-тусовке появилась информация об угледарской «черной дыре». Речь идет об устоявшемся в «незалежной» термине, под которым понимают исчезновение в никуда захисников — «вчера звонил, а сегодня нет нигде: ни в живых, ни в мертвых, ни в пропавших без вести».
Эта информация согласуется и с наблюдениями наших военкоров. «Павловка на угледарском направлении. Количество убитых украинских военных просто зашкаливает. Тела лежат повсюду», — пишет Андрей Руденко. По его словам, «легкой прогулкой назвать эту операцию нельзя. Бои шли тяжёлые. Большое кол-во мобилизованных сдались в плен, но всё же убитых украинцев намного больше. И тела Киев забирать не спешит, у них как всегда потерь нет».
За эти дни в полной мере проявился характер тихоокеанских морпехов. Быстрые, слаженные в бою, меткие, они продвигались от дома к дому, блокируя выходы опорников и уничтожая в них укро-боевиков. В Сети появились кадры, как бойцы 155-й бригады ТОФ окружили «захисников незалежностi» в одном из дворов и «загасили» их. Но к тем, которые сдаются, отношение предельно корректное.
На Украине поползли слухи, что русские на угледарском направлении широко применяют «Ланцеты». Бьют даже по танкам, хотя это барражирующий боеприпас не рассчитан на тяжелую броню. Тем не менее, резон имелся, хотя бы потому, что укровермахту приходилось отправлять технику на ремонт.
Как наши, так и бандеровские эксперты, пришли к выводу, что массированное применение «Ланцетов» на узком участке может лишить противника артиллерии, ПВО или нарушить логистику. В то же время от русских солдат к оборонке пришла настоятельная просьба увеличить массу взрывчатки хотя бы до 10 кг, а также время барражирования.
И еще: здесь, на угледарском направлении, мало населенных пунктов и практически нет естественных укрытий, если не считать лесополосы вдоль дорог. Именно поэтому на волонтерских картах ВСУшников пространство вокруг Угледара обозначено как серая зона, что означает трудности со снабжением укровермахта в самом городе.
Через него проходит дорога на Константиновку. Этот автошлях, хоть и простреливается нашей артой, но без нашего контроля над соседней Новомихайловкой взять в оперативное окружение ВСУ в Угледаре не получится. Отдельно скажем, что «сидение» в Павловке тоже чревато потерями, поэтому паузы, скорее всего, не будет.
По данным бандеровского Генштаба, наши войска на здешнем участке действуют с двух сторон: с юго-востока и востока со стороны села Славное. Генералы-атаманы «Востока» во главе с Краснооком считают более вероятным лобовой штурм Угледара, который в четыре раза меньше Павловки.
Отдельно заметим, что двухнедельный бой за Павловку сопровождался уничтожением военной инфраструктуры в соседнем Угледаре, что создало условия для вхождения российских войск в него. Расстояние между двумя населенными пунктами небольшое, чуть больше километра, причем практически сразу за речкой Кашлагач начинается дачный поселок, просачиваясь через который можно выйти к первым городским постройкам.
Судя по «двухсотым» и «трехсотым», в угледарском гарнизоне ВСУ преобладают «мобики», которых разбавили упертыми бандеровцами и наемниками, преимущественно, поляками. Те и другие любят кататься на легкой броне (не панское это дело — грязь сапогами месить), однако любовь к роскоши для них часто заканчивается прилетом «Ланцета».
Вряд ли кто из серьезных экспертов даст прогноз, как долго продлится штурм Угледара. Тем не менее, городок совсем небольшой: несколько кварталов кучно стоящих многоэтажек и гаражные кооперативы на севере. Причем с севера полукругом идет чистое поле.
Собственно, нацикам даже драпать некуда, поскольку автошлях на Константиновку, повторимся, простреливается как на ладони и не имеет лесополосы, которая начинается примерно в километре от окраины. Судя по всему, укрепрайон находился в селе Павловка, которое сейчас под нашим полным контролем. Все это дает основание думать, что Угледар мы возьмем в краткосрочной перспективе.