Новейшая версия зенитного ракетно-пушечного комплекса, оптимизированного для эффективной борьбы с беспилотными летательными аппаратами, была представлена на экспозиции XIII Международного авиационно-космического салона Airshow China-2022 в Чжухае.
Вы спросите, о чем таком специалистам «Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации» (CASIC) стало известно в ходе российской специальной военной операции на Украине, чего они не знали ранее? Ни для кого не является тайной, что от эффективности действия систем ПВО в сочетании с готовностью и, конечно, со способностью противостоять как новейшей американской противорадиолокационной ракете AGM-88 HARM, так и простейшему китайскому дрону DJI Mavic, вооруженному гранатой или видеокамерой, зависит достаточно много.
Это и жизнь личного состава, и сохранность материальных средств, включая вооружение и боевую технику, и функционирование логистических маршрутов, стратегических и инфраструктурных объектов и многое-многое другое. И самым ярким подтверждением этому, стал энергетический коллапс, устроенный в бандерштате «слабенькими» на первый взгляд «Геранями-2» и «Ланцетами-3».
Вооруженные силы Российской Федерации, в том числе и для борьбы с БПЛА, используют зенитный ракетно-пушечный комплекс 96К6 «Панцирь-С1», отличающийся высокой огневой мощью и способностью эффективно поражать широкую номенклатуру средств воздушного нападения. В качестве его основных достоинств специалисты позиционируют наличие комбинированного вооружения, небольшое время реакции, способность вести разведку и уничтожать подвижные воздушные цели.
Начиная с 2020 года много говорят о детище израильского оборонного концерна RAFAEL, проведшего испытания новейшего мобильного комплекса противовоздушной обороны Drone Dome, специализацией которого объявлена защита от беспилотников. По информации, поступившей от производителя, система успешно справилась со всеми сценариями тестовой программы, включающими обнаружение, идентификацию и уничтожение цели посредством высокоэнергетического лазерного импульса.
Несмотря на широкий анонс и многообещающее название — «Инновационный автономный комплекс по защите воздушного пространства от современных угроз», «Купол от дронов» не имеет на сегодняшний день опыта практического применения, а потому говорить о его боевом (!) потенциале, как минимум, преждевременно.
Однако вернемся в Поднебесную, армия которой в ожидании эскалации Тайваньского конфликта «сосредоточилась на подготовке к настоящим боевым действиям». В условиях перманентной интенсификации участия БПЛА в современных вооруженных конфликтах актуальность представленной на экспозиции Airshow China-2022 системы ПВО FK-3000 не подвергается ни малейшему сомнению.
Итак, что из себя представляет этот зенитный ракетно-пушечный комплекс, созданный China Aerospace Science & Industry Corporation, базирующийся на полноприводном трехосном автомобильном шасси и способный выполнять боевые задачи вне зависимости от времени суток?
Кстати, комплекс FK-3000, предназначенный для обеспечения защиты важных военных и инфраструктурных объектов от воздушных средств нападения, включая пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, был впервые продемонстрирован столь широкой аудитории. На колесном шасси установлена радиолокационная станция, способная обнаруживать противника на расстояниях до 25 километров, 30-миллиметровая автоматическая артиллерийская установка и два пусковых контейнера с шестью и сорока восемью зенитными ракетами. Первые, имеющие более крупный калибр, предназначены для отражения атак самолетов, вертолетов и крылатых ракет. Вторые специализируются исключительно на беспилотных летательных аппаратах. Подобное «распределение обязанностей» весьма серьезно расширяет боевые возможности китайского комплекса, позволяя включить в список потенциальных целей практически весь перечень средств воздушного нападения.
В начале рассказа мы не случайно вспомнили российский «Панцирь-С1», продвинутым (по заявленным ТТХ) аналогом которого, по сути, и стала перспективная китайская разработка.
Дальность поражения зенитного ракетно-пушечного комплекса FK-3000 варьируется в диапазоне от трехсот до двенадцати тысяч метров, что хотя и уступает аналогичной характеристике российского ЗРПК «Панцирь-С1» (1200 — 20000 метров), но выглядит достаточно убедительно. Что же касается других тактико-технических и эксплуатационных характеристик новой системы ПВО, равно как и сроков ее ожидаемого поступления на вооружение Народно-освободительной армии Китая, они в настоящий момент остаются под покровом тайны, что в общем-то вполне логично.
Тем не менее, производителем не скрывается предполагаемая стоимость FK-3000. Она заявлена в районе $5,0 млн, что, учитывая существующий уровень мировых цен на оружие в целом, и системы противовоздушной обороны в частности, позволяет предсказать китайской разработке отличные экспортные перспективы. Для сравнения, экспортная стоимость российского зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1» варьируется от $13,1 до $14,6 млн.
Если же сравнивать со столь желанными «самой сильной армией Европы» американо-норвежскими NASAMS II, батарея (из двенадцати пусковых установок) которых стоит порядка $80,0 млн, то следует учитывать весьма серьезный нюанс, даже два. Первый заключается в отсутствии артиллерийской установки, а второй — в запредельной стоимости ракет, являющихся единственным средством поражения этого ЗРК — $2,0-$4,0 млн каждая.
Даже снятые два десятилетия назад с вооружения армии США и ожидаемо вошедшие в очередной пакет «помощи» от заокеанского властелина украинских земель зенитные ракетные комплексы MIM-23 Hawk обойдутся наследникам шумеров в $15,0 млн за штуку. Поэтому, учитывая опыт массового применения в ходе продолжающейся спецоперации «Z» ударно-разведывательных беспилотников и особенно дронов-камикадзе, китайский аэрокосмическая корпорация вправе рассчитывать на достаточно высокий спрос в отношении своего нового изделия.
В качестве отдельного, но весьма существенного нюанса, профильные эксперты отмечают способность эффективной работы зенитного ракетно-пушечного комплекса FK-3000 по БПЛА с небольшими массогабаритными характеристиками. Действительно, беспилотники именно этой категории отличались наиболее результативным применением в локальных конфликтах и региональных войнах последних лет — в Ливии, Сирии, Нагорном Карабахе и, естественно, на Украине. Кроме того, разработчиком предусмотрена возможность синхронного применения с ЗРПК FK-3000 зенитных роботизированных платформ.
Кстати, это не первая попытка Военно-промышленного комплекса Поднебесной создать аналог российского «Панциря». На экспозиции Международного авиационно-космического салона Airshow China-2014 широкой публике был продемонстрирован ЗРПК FK-1000 (Sky Dragon 12), оснащенный радиолокационной станцией обнаружения цели IBIS-80 и вооруженный двумя 25-миллиметровыми пушками и двенадцатью зенитными ракетами. Спустя семь лет был представлен еще один комплекс — FK-2000, с заявленной производителем дальностью стрельбы порядка двадцати пяти километров. Что никогда не дремлющая «партия всепропальщиков» не преминула представить технологическим поражением «Панциря-С». Видимо забыв (или не зная) о созданной в 2016 году модернизированной версии известного российского ЗРПК — «Панцирь-СМ», максимальная дальность обнаружения которого увеличена до 75, а поражения — до 40 километров.