В мировых СМИ продолжается обсуждение видеозаписи расстрела российских военнопленных украинскими боевиками. Инцидент произошел в Макеевке Луганской Народной Республики. Журналисты из американского издания New York Times (NYT) сопоставили видеозаписи украинского националиста, принимавшего участие в боевых действиях, со съемками участка местности со спутника. Газета NYT сделала вывод, что видео подлинное.
По мнению медицинского советника организации «Врачи за права человека» Рохини Хаар, лужи крови вокруг тел распростертых на земле тел пленных свидетельствуют о том, что оказать помощь им даже не пытались. Руки убитых вытянуты или заложенные за голову, значит, военнослужащих перед убийством обезоружили. В этом случае они уже считаются некомбатантами, то есть «не воюющими», фактически военнопленными, выведенными из строя, так что убивать уже необязательно. Но очень хочется.
По мнению члена Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдана Безпалько, в статье в американской газете чувствуется легкое дистанцирование от происходящего:
— Дескать, это сделали не мы, американцы, а Украина. То же было после теракта на Крымском мосту. Возможно, это делается для того, чтобы сохранить какие-то точки соприкосновения с Россией. Если они откровенно будут признаваться, что да, мы бандеровцев провоцировали, обучали, натаскивали, натравливали — тогда, конечно, никаких возможностей для контактов не останется.
«СП»: — По положениям Римского статута, украинских боевиков можно привлечь к ответственности по нескольким статьям. Данный международный договор и учредил этот Международный уголовный суд. Он принят в Риме 17 июля 1998 года и вступил в силу с 1 июля 2002 года…
— Это пиар-акция с определенной целью — она может вызвать раздражение в Киеве, особенно в связи с упоминанием Международного уголовного суда.
С одной стороны, это дистанцирование, а с другой — замалчивание. В реальности никто же не будет воспринимать публикацию в NYT как позицию государственных органов США. Это всего лишь позиция, высказанная в популярной, известной, цитируемой газете. Хотя в целом мне кажется, что ничего исполнителям убийства не грозит, потому что те условия, которые в статье были названы, а именно расследование, неосуществимы.
«СП: — Заокеанский эксперт озабочен тем, был ли у украинского подразделения приказ так поступать, какая группа солдат была в меньшинстве и насколько, и были ли поблизости другие силы и чьи?
— Там и локация-то точно не определена. Вроде это Макеевка, а где точно, в каких именно развалинах? Какие гильзы? Если там шли бои, то все усеяно стрелянными гильзами.
Да, это плохо, но никаких конкретных действий мы проводить не можем. Если какие-то международные организации осудят это преступление, то и это не будет иметь никакого практического смысла. Ведь для нас важен не сам факт осуждения. Мы и сами знаем, что это плохо. И даже большинство западных обывателей знают это и, я полагаю, будут осуждать подобное, если… до них это вообще дойдет.
Нам важно чтобы против Украины были предприняты какие-то политические меры. Но за все предыдущие восемь лет вялотекущей войны киевского режима против Донбасса Украину осуждали много раз: и за применение фосфорных снарядов, и за нарушение прав человека, и за многочисленные нарушения Минских договоренностей, которые были зафиксированы десятками и сотнями, если не тысячами, специальной миссией ОБСЕ.
Но ведь это ни к чему не привело, даже к введению чисто символических санкций. Абсолютно никакой реакции. Поэтому и сейчас, если выскажутся против ВСУ Amnesty International или Human Rights Watch, это ничего не даст. Новость вскоре закроют новыми, более актуальными событиями, и все об этом забудут.
СП": — Само видео скорее всего смонтировано. Все солдаты одеты в одинаковую форму с характерными красными и синими повязками. Поменял на минуту повязку и можно изобразить русского.
— Видео не стоит даже комментировать. Оно может быть порезано. По большому счету мы и не знаем, что там на самом деле произошло. Знаем только, что были убиты российские военнопленные. Из этого факта мы и должны исходить — это военное преступление Украины…
Видеозапись, на которой запечатлены тела как минимум одиннадцати российских военнослужащих, была распространена в националистических украинских Telegram-каналах еще 12 ноября. Это делалось, как считают в Америке, для «восхваления военной доблести своих вооруженных сил и предания гласности их героического возвращения территории, утраченной Россией в начале войны».
18 ноября российское Министерство обороны заявило, что украинские боевики совершили преднамеренное убийство выстрелами в головы обездвиженных военных РФ. Следственный комитет России возбудил уголовное дело. И вот 20 ноября вице-премьер Украины Ольга Стефанишна заявила, что украинские власти «возможно изучат видеозапись». Также «не исключено проведение международного расследования инцидента».
Но уже началась и продолжается дискуссия на тему: совершали ли вообще украинские военные преступление или действовали «в порядке самообороны»? Американцы повторяют предположение бандеровцев, что убили безоружных после того, как один из русских оказался вооружен и внезапно открыл огонь по украинским военным.
NYT лишь предлагают «редкий взгляд на один из многих ужасных моментов боевых действий», но не показывают, как и почему были убиты российские солдаты. Это, мол, загадка. А инцидент «используют обе стороны в онлайн-битве за сердца и умы».
Это Москва и Киев обвиняют друг друга в совершении военных преступлений. Америка же — над схваткой. Русские обвиняют украинцев в «безжалостном расстреле безоружных российских военнопленных», а уполномоченный Украины по правам человека Дмитрий Лубинец заявляет, что российские солдаты сами «открыли огонь во время сдачи».
Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», член Российской академии проблем безопасности Сергей Гончаров считает, что видео явно показывает, что десять наших ребята лежат на земле и автоматов в их руках нет:
— Как утверждают американцы, в это время из сарая выбежал некий одиннадцатый наш солдат и принялся стрелять. Но рядом со своим атакующим наши ребята в такой позе не лежали бы, а тоже предприняли бы какие-то действия, попытались бы сбежать из-под огня, или уползти.
Но наши солдаты лежат в положении обреченных. Как бы украинцы это не представляли, факт налицо, и никто не может отрицать, что это варварство. Мы уже видели, как националисты с улыбками на лицах добивали наших раненых ребят в Буче Киевской области. Поэтому, когда мне говорят про «наших братьев украинцев», я отвечаю, что нашими братьями, может быть, они были во времена Советского Союза. А сейчас украинские нацисты перестали быть братьями, после того что они делают.
Меня иногда бесит наше показное милосердие. Если идут боевые действия, то надо поступать, как требуют обстоятельства. Нам показывают, что украинских военнопленных у нас кормят, поят, чуть ли не баб к ним приводят. А наши после обмена возвращаются избитые, искалеченные. Я не призываю специально калечить их пленных, но надо действовать адекватно нашему противнику.
Я надеюсь, что генерал Суровикин начнет активные действия. Если в зимний период мы не увидим успеха, то это серьезно обострит нашу внутреннюю обстановку. Население уже начинает роптать: как же так, десятый месяц спецоперации и никак не можем продвинуться к Киеву! Они уже заняли нашу территорию в Херсонской области. Вопросов много. Ответы на них мы можем найти только в наступлении. Будут успехи на фронте, и все наши взаимные покусывания с натовскими шавками пойдут на спад. Только победа на поле боя обеспечит нам политическое и экономическое уважение.
«СП»: — Победа, а не суды в Европе, которые будут заведомо тенденциозны? После расстрела наших солдат председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев сообщил, что информация об этой казни будет направлена по двум тысячам адресов, в том числе в ОБСЕ, Совет Европы, Международный комитет Красного Креста…
— Ну, неспособны мы перебить русофобскую пропаганду Запада. Что бы мы хорошего ни сделали, виноваты всегда будем только мы. Все заточено на это. Только боевые успехи заткнут эти русофобские голоса, и мы снова станем любимыми туристами в любой стране Европы и мира.
С американцами можно согласиться только в том, что на видео показаны ужасные сцены. Но само ужасное то, что наше мотострелковое отделение в полном составе положено на землю. Причем форма на бойцах не обмятая, по-видимому, это мобилизованные. Их застрелили с близкого расстояния. Неужели их смерть будет напрасной?