24 ноября президент Украины Владимир Зеленский рассказал о телефонном разговоре со своим израильским коллегой Ицхаком Герцогом. Речь, по словам Зеленского, шла о вполне мирных вещах: о поставках Киеву энергетического оборудования взамен взорванного российскими ракетами в «незалежной», а также о возможном присоединении Израиля «к инициативе «Зерно из Украины».
То есть — на словах все исключительно чинно, гуманно и благородно. А на деле?
А на деле существуют большие сомнения, что высокие договаривающиеся стороны говорили только про то, о чем Зеленский счет нужным проинформировать общественность.
Во-первых, потому, что президент Украины в последнее время с чего-то вдруг стал удивительно настойчив в поисках контактов с руководителями именно еврейского государства. Предыдущий звонок в эту страну, по словам самого Зеленского, состоялся всего неделю назад, 17 ноября. Тогда собеседником главы киевского режима стал свежеизбранный премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
«Сдвиги в том, что у нас вернулся контакт с Нетаньяху. У нас был нормальный разговор, предметный, потому что список предметности предоставляла наша сторона. Мы передали все нюансы, связанные с ПВО. Это приоритет номер один. Он заверил меня, что разберется как можно быстрее с этим вопросом, подумает, где он может помочь, и вернется с ответом», — поведал украинский президент.
Таким образом, по крайней мере, неделю назад главной темой политических контактов между Киевом и Тель-Авивом абсолютно логично были не столько поставки зерна, проводов и трансформаторов, сколько оружие. Насколько можно судить, ни для Украины, ни для Израиля ничего не изменилось и сегодня. И тому масса косвенных подтверждений в последние дни.
Через три дня после разговора с Биньямином Нетаньяху про средства ПВО, вечером 20 ноября (и это — во-вторых), посол Израиля в России Александр Бен-Цви в беседе с заместителем министра иностранных дел РФ Михаилом Богдановым выразил обеспокоенность «в связи с предполагаемым использованием закупленных ею (Москвой — „СП“) у Ирана беспилотных летательных аппаратов в ходе боевых действий на Украине». Израиль также довел до Москвы свою обеспокоенность по поводу возможной передачи Тегераном России иранских баллистических ракет. Об этом рассказал израильский телеканал «Кан-11» со ссылкой на источник во внешнеполитическом ведомстве Израиля.
Наконец — в-третьих. Спустя еще сутки (21 ноября) все тот же телеканал «Кан-11» поведал, что бывший глава отдела технологий национальной разведывательной службы «Моссад», а ныне — председатель Совета национальной безопасности Израиля Эяль Хулата предупредил Москву: появление иранских ракет в зоне российско-украинского конфликта может привести к передаче высокоточных баллистических ракет большой дальности в распоряжение Украины.
Хулата не уточнил — идет ли речь о ракетах израильского производства? Однако большинство военных экспертов немедленно предположили, что заявление председателя Совета национальной безопасности Израиля касалось именно этого вида вооружений. И даже уверенно назвали тип твердотопливных баллистических ракет, которые Зеленский на самом деле давно и слезно выпрашивает у израильского руководства — оперативно-тактический комплекс LORA с дальностью стрельбы от 90 до 430 километров.
С политической точки зрения вероятность таких поставок Киеву повышает тот факт, что LORA давно уже появился на постсоветском пространстве. Ведь первым иностранным заказчиком столь современного оружия у Тель-Авива стал Азербайджан. Который в канун войны за Нагорный Карабах был страшно озабочен поисками противовеса дивизиону ОТРК «Искандер-М» с ракетами 9М723, который в 2016 году Россия поставила Армении.
Тогда выбор Баку и остановился как раз на израильских ОТРК LORA. И азербайджанцы получили их к 2018 году. А затем успешно применили в ходе начавшихся боевых действий, разрушив, в частности, 2 октября 2020 года автомобильный мост через реку Акари, связывавший территорию Армении с Нагорным Карабахом.
Понятно, что все это произвело глубокое впечатление и на Киев. Который спит и видит как бы поскорее поставить под огонь любые въезды в Крым со стороны Перекопа и Чонгара. А также — с Кубани через Крымский мост.
Если это получится у Зеленского — российский полуостров вскоре может оказаться почти в том же трагическом положении, что и Херсон нынешней осенью. Который, как вы помните, нам пришлось оставить фактически без боя. Из-за одного только почти полного разрушения американским высокоточным оружием, предоставленным Пентагоном в распоряжение ВСУ, путей тылового снабжения многотысячной российской войсковой группировки, еще месяц назад успешно сражавшейся на правом берегу Днепра.
Абсолютно точно, что тот свой успех Киев не прочь повторить и в Крыму. Дело за малым: где взять в достаточном числе дальнобойные высокоточные ракеты, способные проделать с Крымским мостом то же самое, что у наших противников получилось с вдребезги разбитым ими Антоновским мостом под Херсоном?
«Ну так вот же — ОТРК LORA подходит для выполнения такой задачи буквально по всем статьям. Дело за малым: уговорить Израиль отбросить опасения ответных шагов Москвы. И вслед за Азербайджаном решиться на продажу этого оружия и Украине». Примерно так — уверен! — рассуждают Зеленский и его генералы.
Проблема для них в том, что до сих пор Тель-Авив занимал очень осторожную позицию в российско-украинском конфликте. И напрямую старался в него не ввязываться. Даже несмотря на сильнейшее давление американцев на израильтян. Более того — и весьма авторитетные российские эксперты ставят под сомнение саму возможность поставок Израилем подобного оружия Украине, считая подобную информацию пропагандистским «сливом».
Что изменилось теперь? По утверждениям западных источников, с нынешней осени в зону боевых действий потоком пошли достаточно примитивные и тихоходные беспилотники-камикадзе Shahed-136 из Ирана. Что внезапно оказались очень эффективными против «заточенной» на высокоскоростные крылатые ракеты украинской ПВО.
А с недавних пор пошли разговоры, что Москва договорилась с Тегераном и о поставках нашим войскам на поле боя множества иранских баллистических ракет малой и средней дальности. Которые, как считается, разнесут в пыль даже ту критическую украинскую инфраструктуру, которая еще хоть как-то «шевелится» на земле незалежной.
На Западе утверждают, что российско-иранские договоренности касаются крупных партий баллистических ракет Fateh-110 (заявленная дальность стрельбы до 300 километров) и Zolfaghar (тот же показатель — до 700 километров). Считается, что именно о них 9 ноября в Тегеране беседовал секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев с адмиралом Али Шамхани, секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана.
Казалось бы: что с того Израилю, которому боевая активность персов на далекой от него Украине вроде бы совершенно ничем не грозит? Если кто-то так и думает — он, безусловно, неправ.
Потому что Тель-Авив и Запад в целом просто не могут не задумываться: а чем, собственно, Россия расплачивается с Ираном за взрывообразно выросшие оружейные поставки в ее интересах? Только ли деньгами и товарами? А что, если так недостающими персам, но в достатке имеющимися у Москвы самыми современными ракетными технологиями тоже? Тогда Израиль, которому Тегеран на законодательном уровне отказывает даже в самом праве на существование, вправе ожидать, что его смертельный враг в самое ближайшее время с помощью русских обзаведется средствами поражения неслыханного прежде боевого могущества.
В таком контексте Тель-Авиву просто нельзя равнодушно пройти мимо совершенно сенсационного сообщения, способного вскоре в корне перевернуть все военно-политические расклады на Ближнем Востоке. В сентябре нынешнего года Иран объявил об успешном испытании новейшей гиперзвуковой баллистической ракеты Fateh-360, предназначенной для взлома любых современных систем ПВО. В том числе и знаменитого израильского «Железного купола».
Таким образом, неведомо как Иран стал лишь четвертой страной мира (после России, США и Китая), которая добилась вполне доказанных успехов в деле создания гиперзвукового оружия. Никаких иных хоть сколько-нибудь правдоподобных объяснений этому феномену, кроме огромной военно-технической помощи со стороны Москвы Запад и Израиль придумать не в состоянии. Мы, признаться, — тоже.
Между тем, стартовая скорость Fateh-360 составляет 3704 км/ч (3,0 Маха), которая увеличивается до 5000 км/ч (4,1 Маха) к моменту попадания в цель. Весит ракета от 850−1100 килограммов. Боевая часть — 150 килограммов. Запускается с грузовика, в каждой пусковой установке — от двух до шести гиперзвуковых боеприпасов.
Сбить Fateh-360 на подлете любой стране совершенно нечем. Просто нигде еще не придумано для этого достаточно надежных зенитных средств. В том числе и в Израиле. Чем, вероятно, и объясняется достаточно истерическая реакция Тель-Авива на как на дрожжах крепнущее научное и техническое сотрудничество Москвы и Тегерана в ракетостроении.
С оперативно-тактической точки зрения от скорого удара со стороны персов еврейское государство, похоже, пока спасает лишь невысокая дальность полета Fateh-360 — лишь до 100 километров. Выходит, такое оружие по территории Израиля возможно применить только с территории Сирии. Или — Ливана. Но туда их доставить достаточно проблематично из-за бдительности израильской и американской разведок.
Однако лиха беда — начало. Решив сложнейшую проблему полета на гиперзвуковых скоростях, и с решительным увеличением дальности стрельбы этими ракетами Тегеран рано или поздно справится. Или подвесит свои Fateh-360 под самолетными крыльями. Как это проделала Россия с гиперзвуковыми «Кинжалами», вооружив ими дальние перехватчики МиГ-31К.
Вероятно, только осознание столь убийственной перспективы и заставило Израиль пригрозить нашей стране ответными поставками своих ОТРК LORA Украине. Если столь страшная еврейская сказка для России вот-вот станет былью, крымчанам и севастопольцам, не исключено, придется переселяться в бомбоубежища. А проблема обороны российского полуострова перед Москвой встанет в немыслимый еще недавно рост.