Москва продолжает упрашивать Вашингтон принимать ее всерьез, в том числе договариваться по вопросу контроля стратегических вооружений, несмотря на попытки США ввергнуть РФ в бесконечную войну на Украине.
«Реальный диалог возможен только при наличии адекватного партнера с другой стороны. Для этого необходимо „дозревание“ США до серьезного разговора на подлинно равноправных началах и на основе готовности уважать наши интересы и не пересекать наши „красные линии“ в области безопасности», — заявил директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Владимир Ермаков.
Звучит несколько самодеянно. «Красные линии» вероятный противник или его прокси-партнеры, пересекли уже не раз: потопили крейсер «Москва», взорвали газопровод «Северный поток», регулярно обстреливают российскую территорию из американских РСЗО, вводят ценовый потолок на наши нефть и газ, арестовали 300 млрд долларов золотовалютных резервов
С 29 ноября в Каире должны были начаться консультации по исполнению договора СНВ-3, но РФ перенесла их «на более поздний срок». «Нарастающая динамика деструктивных действий США в контексте кризиса вокруг Украины не позволяет нам ни в одной из областей двусторонней повестки дня делать вид, будто мы можем по отдельным направлениям «вести дела, как обычно», — пояснил МИД РФ.
Однако, зная наших дипломатов, легко предположить, что переговоры все-таки состоятся.
Так может быть России стоит поменять манеру взаимодействия с США?! Срок действия договора СНВ-3, который ограничивает количество развёрнутых боеголовок до 1550 единиц, а также число систем-носителей, то есть ракет и бомбардировщиков, до 700 единиц, в феврале 2026 года заканчивается.
Если американцев это беспокоит, пусть прекратят поддержку Киева. Чтобы Россия не увязла на Украине, следует создать Вашингтону неприемлемые стратегические риски.
— Сейчас, безусловно, не время для переговоров о сокращении стратегических наступательных вооружений, потому что это является одним из наших стратегических преимуществ, — указывает член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько. — Подобные переговоры будут проявлением не доброй воли, а слабости. Не надо идти на уступки.
«СП»: — Тем не менее, наш МИД принципиально не отрицает необходимость как самого процесса переговоров, так и достижения тех или иных договоренностей. И все это на фоне событий на Украине…
— Россия находится в очевидном конфликте с Соединенными Штатами. Они являются главными бенефициарами этого конфликта. Помимо того, что мы вынуждены бороться с американскими прокси на украинской территории — ВСУ, поляками и прочими наемниками, мы еще идем им навстречу в деле контроля за стратегическими вооружениями.
Никакие договоры с США соблюдаться не будут. Помимо того, что по одному из договоров вместо уничтожения ядерное вооружение ими просто складируется, у нас нет никаких механизмов контроля, как они будут исполняться американской стороной.
Из всех значимых для РФ договоров американцы вышли. Это договоры по ПРО, ДОВСЕ, о ракетах средней и малой дальности
Какой смысл заключать договоры со страной, которая во-первых, стремится к этому в условиях конфронтации с нами, то есть хочет добиться своих выгод, а во-вторых, если эта страна может выйти из них в любой момент? Любые договоры должны заключаться только с сильных позиций. Когда СССР был сильным, США и не думали выходить из ПРО, потому что Москва нашла бы способ ответить.
Сейчас у России нет возможности совершать нужные ответные шаги, поэтому зачем нам идти навстречу американцам? Ведь это им нужно сокращение, а не нам! Наоборот, нам было бы неплохо провести какие-нибудь ядерные испытания. Может быть как Хрущев провести на севере испытание «Царь-бомбы», чтобы сейсмическая волна несколько раз обогнула Землю. Чтобы американцы буквально ногами почувствовали ярость России…
«СП»: — Напугать Вашингтон, как во время Карибского кризиса?
— Во время того кризиса обе наши страны находились в условиях смертельной опасности. Сейчас для США никакой смертельной опасности нет. Безусловно, мы не хотим проиграть, испытав все те сценарии, которых так жаждут на Западе, надеясь на распад нашей страны, деструкцию, самоуничтожение. Но это в большей степени зависит от нас самих, а не от стратегических вооружений.
Напомню, что у Советского Союза были все возможные обычные и стратегические вооружения: масса подводных лодок, стратегическая авиация, множество ракетных комплексов, наземных, подземных, железнодорожных и прочих. Но тем не менее СССР распался.
Сила государства не только в стратегических вооружениях, но и о них, конечно, нужно помнить.
СССР распался потому что его продала его элита, которая захотела стать легальными капиталистами, решившая приватизировать все то, чем ей доверили когда-то в управлять.
«СП»: — Почему наши руководители так упорно стремятся к «переговорам» даже тогда, когда они явно контрпродуктивны?
— Может это желание не усугублять конфликт, стремление сохранять каналы связи. Но это можно делать и без уступок и компромиссов с нашей стороны. Ведь даже во Время Великой Отечественной войны немцы предупреждали, что применят химическое оружие в случае, если мы применим зажигательные снаряды для реактивных минометов БМ-13. И нашли понимание, хотя мы с ними воевали на уничтожение.
Каналы связи всегда найдутся, особенно с сильной стороной. А пока очевидно желание США уменьшить угрозу себе со стороны России, сократить наши вооружения, использовав старые наработки, договоренности о взаимном сокращении, все эти «розовые сопли» из 1990-х годов, когда якобы наступил конец истории и никаких войн в перспективе не ожидалось.
— Думаю, вести переговоры по стратегическим наступательным вооружениям все-таки надо, но на взаимовыгодных условиях, — считает заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Андрей Кошкин. — Пока американцы, как говорил замглавы МИД Рябков, вообще ничего не хотят учитывать, кроме как придавить Россию и продвинуть только свои интересы. А мы должны выстроить переговоры так, чтобы, наоборот, учесть их.
И, конечно, должна быть рассмотрена кризисная ситуация на Украине, которую создали США, включая поддержку оружием. Иначе, это приведет к боевым действиям между НАТО и Россией в регионе. Напомню, что еще в конце 2021 года Россия предложила проект договора о безопасности между Россией и США и одновременно многостороннее соглашение по мерам безопасности в Европе. То есть мы видим ситуацию в комплексе. Говорить об СНВ-3 надо с этой позиции.
— Не исключаю, но сильно сомневаюсь, что отказ России от переговоров по СНВ-3 подействует на позицию США по Украине, — говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Ведь СНВ-3 нам даже более выгоден, чем американцам.
США сокращают по договору больше вооружений. Американцам он нужен только для того, чтобы сохранить инспекции на местах. И только поэтому они за этот договор держатся. Если договора не станет, он не будет продлен, на Вашингтон будет наложено меньше ограничений, чем сейчас.
«СП»: — Какие другие крупные, глобальные политические шаги может сделать Россия, чтобы выправить локальную ситуацию на Украине?
— Никаких таких шагов нет и быть не может. Необходим полный разгром противника, то есть исчезновение объекта для поставок оружия.