Иностранные наемники, которые проходили обучение на Западной Украине в марте, боялись, что будут уничтожены российскими десантниками, рассказал воевавший на стороне Киева британец Джозеф Макдональд.
По словам наемника, он и его сослуживцы проводили кошмарные ночи «в ожидании русских». В частности, он вспомнил утро, когда военные были вынуждены разбить лагерь в лесу, так как не успевали вернуться в казармы. «Знали, что в казармы не вернемся и придется разбить лагерь там, где получится. Пошли слухи, что где-то рядом с нами высадился российский десант», — поведал он в эфире канала Lindybeige.
Впоследствии оказалось, что тревога была ложной, но в тот момент иностранцы были растеряны. По его словам, они не сообразили, что «вряд ли русские стали бы так поступать рядом с польской границей». «С другой стороны, тогда казалось, что они побеждают, ведь наступление шло по всем направлениям, так почему бы не уничтожить лишнюю тысячу невооруженных и необученных иностранных бойцов?» — пояснил британец.
По словам Макдональда, тогда все думали, что российская армия придет и «перебьет их всех».
Наемник также рассказал о постоянном страхе, который провоцировали артиллеристские обстрелы, с которыми он столкнулся уже на третий день своего пребывания в зоне конфликта.
«Постоянно звучала воздушная тревога. Нам дали приказ покинуть палатки, бежать в сторону леса и искать там укрытия», — сказал Макдональд, добавив, что в результате обстрела около 50 бойцов ВСУ получили тяжелые ранения.
«Люди паниковали, и при попытке спасти себя только усугубляли ситуацию», — рассказал наемник.
Кроме того, он посетовал, что ему и его товарищам выдали «три древних автомата», и что им практически нечем было обороняться.
В заключении британский наемник предупредил граждан стран Запада, желающих воевать за Украину, что «не все так просто».
«Кто воюет с русскими, того сильно обстреливают. Это ни разу не похоже на компьютерные игры вроде Call of Duty», — подчеркнул он.
— Иностранные наемники ехали на Украину не столько за деньгами, сколько за адреналином, — уверен одесский общественный деятель, лидер организации «Честь имею» Александр Якименко.
— Для них привычный вид военного конфликта, когда они встали утром в цивильной казарме, совершили пробежку под красивую музыку по территории расположения, приняли теплый душ, экипировались, сели в свои комфортные «Хаммеры», встали на подготовленные местными специалистами (читай — прислугой) позиции и начали отстреливать туземцев с ржавыми Калашниковыми.
О России они судили так же, как об Украине — армии нет, все везде разворовано, ну и, естественно, воевать там не с кем. А тут оказалось, что воюют они не с туземцами, а с настоящей армией, имеющей не только хорошее, порой превосходящее снаряжение, но и полное доминирование в воздухе и преимущество в артиллерии 1 к 8. Оказавшихся в реалиях современного конфликта наемников прозрение настигло настолько быстро, что портки поменять не успели. Многие и воевать то как следует не умели. Весь боевой опыт ограничивался парой сотен часов в «Контрстрайк». Вот и побежали немногие из уцелевших, кто куда может. А кто не успел убежать, или сдаться в плен удобрили собой местные поля.
Наёмник говорит, что они были плохо обучены. Но кто их должен был обучать? Не зря же вся украинская армия сейчас проходит обучение на западных полигонах. Собственно, если они сами не умеют воевать, то чему могут научить? Да и не верили в то, что наёмники будут за них кровь проливать с достоинством и честью. Наемники в таких конфликтах воюют ровно на ту сумму, которую получают. А когда не получают, начинают артачиться и отказываться идти в бой, поэтому их всегда держат на передовой, чтобы некуда было отступать. Да и чего жалеть наемников — это же не свой генофонд…
«СП»: — Ранее стало известно, что польские наемники пользуются привилегиями в сравнении с бойцами ВСУ. Это только к полякам относится, и рассказ британца — частный случай?
— После принятия Верховной Радой закона о особом статусе поляков, для тех наступили долгожданные времена, когда они получили право на законных основаниях вернуться на землю предков. Многие из них чувствуют себя хозяевами на этой земле и поэтому свысока смотрят на украинцев. Это касалось только поляков. А вот британцы — совсем другое дело. Эти свысока смотрели на всех. На самом деле британский снобизм берет свои корни ещё в Древнем Риме, вероятно и кончат так же. Для британцев это простая командировка с элементами развлечения, как на сафари… Лучше послать впереди себя любого другого славянина. Пусть даже не славянина, а кого угодно. Только не сам. Легче сидеть в штабе и планировать операции или за пультом управления на командном пункте или в аналитическом центре в тылу. Это безопасно, удобно, комфортно. Даже есть время попить чай в 17−00.
«СП»: — Макдональд говорит, что тогда казалось, что русские побеждают, потому они и боялись. А сейчас страх совсем потеряли?
— Сидение в окопах — очень неприятное занятие, и оно не может всем нравиться. Да и не должно. Если, конечно, не приносит освобождение. Вряд ли кто-то из британцев или других иностранных наемников может надеяться на то, что украинский конфликт пройдёт для них бесследно. Если им повезёт, и они сумеют убежать, то в дальнейшей своей жизни им предстоит только оглядываться всегда. Т.к. расплата настигнет их однозначно. Не понимают этого только глупцы. Они же хорошо познали силу, мощь нашего десанта.
— Среди наемников, воющих на Украине, есть как профессиональные военные, так и авантюристы, не бравшие никогда в руки оружие, — отмечает доцент Финансового университета при Правительстве России Александр Немцев.
— Мотив последних — получить хайп, сделать фотографии «какой я воин и борюсь с русскими». Но по прибытии в зону военных действий их иллюзии начинают развенчиваться, и многие из них начинают погружаться в страх. Приходит понимание, что никакие красивые фото и деньги не стоят этого риска. Война с Россией существенно отличается от войны с группировками в Сирии или Афганистане. Столкновение с высокоточным оружием, артиллерией, авиацией, РСЗО существенно сбивает романтизм у иностранных граждан решивших взять в руки оружие.
«СП»: — Насколько, по-вашему, военные успехи ВСУ и инцидент с приговоренными к смерти британцами, которых в итоге обменяли, добавили им уверенности?
— Тут как раз важно разделять профессиональных наемников и авантюристов, приехавших на волне хайпа. У первых изначально рабочий поход — они на войне зарабатывают деньги. После инцидента с британцами они понимают, что в случае попадания их в плен до обмена может и не дойти. Многие подразделения по нашу сторону говорят, что принципиально не берут больше иностранцев в плен. И те это знают. Так что тут появилось понимание, что плен — не выход. Что касается вторых — думаю в обозримой перспективе этот поток скоро иссякнет. Так или иначе эйфория от войны проходит, наступает усталость, и тема перестает быть модной, а значит у городских сумасшедших, ранее потоком ехавших на Украину, появляются другие вызовы.
«СП»: — Можно ли как-то повлиять на их мотивацию?
— Повлиять на мотивацию можно лишь в том случае, когда будут публично проведены показательные трибуналы для этих граждан. Сейчас у западного обывателя складывается ощущения, что придет какой-нибудь загадочный российский олигарх и всех выпустит. А когда у них будет иная картинка перспективы их судьбы, то все быстро изменится.
— Если бы наемникам не платили, никто бы никуда не ездил, — убежден директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Ну может быть только несколько садистов-миллионеров отправлялись бы на сафари пострелять людей. Разумеется, у российской территории была репутация самой страшной — все-таки СССР побеждал всех, а новая Россия себя хорошо показала в Сирии, противостоя террористам и НАТО.
«СП»: — По словам британского наемника, они были не обучены и плохо вооружены…
— Наемники, если это не самые продвинутые ЧВК, всегда не очень хорошо обучены. Да и на их вооружение никто не готов тратиться. Им платят за то, что они готовы погибнуть.
«СП»: — По-вашему, случай с британскими наемниками, которых приговорили к ВМ, а потом обменяли, добавил их последователям уверенности? Их стало больше ехать?
— Абсолютно точно. Если бы британского наемника казнили или публично отправили на лесоповал в Сибирь, число желающих повоевать с РФ резко сократилось бы. А так российская фальшивая сердобольность несомненно привлекла какое-то количество новых «диких гусей».
«СП»: — Макдональд говорит, что тогда казалось, что русские побеждают, потому они и боялись. Теперь не боятся?
— Чем дольше Россия из потенциального победителя будет превращаться в жертву, тем больше будет охотников поучаствовать в добивании РФ. Россия была обязана казнить публично каждого наемника. Ну и теперь она неизбежно должна побеждать, разрушая не только энергоструктуру Украины, но и много чего еще, в том числе — не только на Украине, дабы Западу не повадно было воевать с РФ.