Катастрофа Lockheed F-35B Lightning II во время вертикальной посадки вызвала массу вопросов о надежности передней стойки шасси, которая банально сломалась. Если бы нечто подобное случилось с нашим самолетом, то укро-пропагандисты стали бы намекать на бандеровский след, типа, это таинственные захисники незалежностi кошмарят вражескую авиацию.
Однако шутки в сторону. Для американцев все очень серьезно. Во время брифинга для прессы, посвященного авиакатастрофе, представитель Министерства обороны бригадный генерал Дж. Пэт Райдер отфутболил журналистов к производителю Lockheed Martin. Судя по всему, имел место производственный брак, но настоящую причину никто, кроме узкого круга людей, не узнает.
В свою очередь Жаклин М. Лоренцетти, пресс-секретарь Lockheed Martin, рассказала рупору Пентагона Military.com (по электронной почте), что проводится расследование этого инцидента, отметив, что «пилот успешно катапультировался».
Что удивительно: на этот раз заокеанские диванные войска не стали клеймить F-35 позором и требовать выкинуть его на свалку истории, как бесполезную, но очень дорогую игрушку для военных. Напротив, конфликт на Украине вернул в поле дискуссии ценность таких самолетов-невидимок для преодоления вражеских ПВО.
Интересно как-то получается: на посадочную полосу грохнулся американский чудо-юдо самолет, но заокеанские ура-патриоты на всю катушку стали хаять наш Су-35++, раскручивая кейс якобы слабости русской армии, которая никак не может разбомбить ВСУ.
По понятным причинам, янки предпочитают молчать о том, что укро-зенитчики без американских АВАКСов, летающих в Польше и Румынии, были бы уничтожены в первые дни конфликта. Зато звездно-полосатая пресса как мантру повторяет, что Запад якобы переоценил путинскую армию. Дескать, ВВС США со своими F-35 давно бы уже раскатали катком войска уровня ВСУ.
Понятно, что США публично будут рассматривать российскую спецоперацию, как исключительно конфликт между РФ и ненькой с якобы символической помощью Североатлантического альянса, хотя Зе-команда без устали клянчит западное оружие, а укро-бригады, обученные за кордоном, называют «натовскими» сами громадяне.
Как бы там ни было, но ряд американских экспертов считают, что ВСУ крупно повезло, что русские не успели довести Су-57 до массового выпуска, иначе ситуация пошла бы по иному, более печальному для захисников незалежностi, сценарию. Скажем честно, доля правды в этом, возможно, есть, но опять-таки только реальное применение в конфликте того или иного самолета позволяет судить о его эффективности.
На фоне этих информационных вбросов американский аналитический журнал Military Watch опубликовал статью «Пять других вариантов выбора Ираном нового истребителя: что-то пошло не так с Су-35?». На самом деле из материала не ясно, был ли вообще отказ. Все предположения строятся на домыслах, которые, однако, заслуживают внимания.
«С августа 2022 года появляются все новые признаки того, что иранские ВВС намерены приобрести российский истребитель-тяжеловес Су-35 поколения 4 ++ для модернизации своего флота, а 4 сентября командующий Хамид Вахеди объявил, что такие приобретения рассматриваются. Официальные лица США указали в декабре, что иранские пилоты начали обучение управлению самолетом раньше в этом году, и поставки начнутся уже в 2023 году. Ожидается, что Иран приобретет 64 Су-35 в рамках контракта на 5 миллиардов долларов», — пишет Military Watch.
И тут же добавляет: «Хотя Су-35 является боеспособным истребителем и в настоящее время является самым совершенным в России, который используется на уровне эскадрильи, вопрос о том, является ли он лучшим выбором для иранских ВВС, остается без ответа».
Но, во-первых, не янки решать, что будут покупать иранцы, и, во-вторых, Тегеран явно имеет свое представление о российско-бандеровском конфликте, в корне отличающееся от западной проукраинской позиции. Сразу же бросается в глаза, что США, через MW, навязывают Тегерану китайские машины, кстати, очень неплохие, в противовес нашим.
Нет смысла вообще начинать дискуссию на тему, что лучше: Су-35 или, скажем, J-10C, как это делает Military Watch. Это все равно, что сравнивать яблоки с апельсинами. Тем не менее и здесь американцами делается, отчасти справедливо, акцент на стелс-технологии, которые якобы делают истребители невидимками. Хотя правильнее заявлять о малозаметности.
Если же говорить о первых выводах применения авиации в российско-бандеровском конфликте, сразу же бросается в глаза повсеместное применение полетов на сверхнизких высотах, что решает проблему безопасности.
Также становится ясно, что серьезную опасность на больших театрах боевых действий несут не сами ЗРК, а самолеты ДРЛО. Можно даже не сомневаться, что никакие ЗРК Patriot тысячекилометровый фронт не прикроют, а вот те же АВАКСы могут своевременно предупредить об опасности налета.
И еще: нельзя недооценивать врага, тех же американцев. Кстати, в США в специализированных изданиях, таких как c4isrnet, появились публикации-намеки, что стелс-технологии перехвалены, при этом глубокоэшелонированная ПВО видит как F-35, так и F-16. Думается, что персы в курсе этой информации, что выводит на первый план такие преимущества Су-35, как непревзойденная маневренность и большая дальность.
Кроме того, иранцы считаются мастерами обратного инжиниринга, значит, покупая тот или иной самолет, иранцы попробуют сделать нечто подобное. БПЛА Kaman-22, который многие эксперты называют аналогом американского боевого дрона MQ-1 Predator, — дескать, железобетонное тому доказательство. Безусловно, грех не воспользоваться вражескими военными технологиями, тем не менее лучше пойти по китайскому пути создания своих самолетов и начать с лицензионной сборки.
Кроме того, по мнению Military Watch, Тегеран может обратить внимание на Су-57, поскольку этот истребитель, пусть и не широко, но используется ВКС РФ в конфликте с бандерштатом. Значит, машина практически готова и может продаваться другим странам. «Давно ожидалось, что появление русского истребителя-невидимки на экспортных рынках серьезно снизит интерес иностранцев к Су-30 и Су-35», — считает MW.
В любом случае делать какие-либо прогнозы в отношении ирано-российской сделки по Су-35 — дело неблагодарное. Это все равно, что гадать на кофейной гуще. Тем не менее, если оценивать отношения между Москвой и Тегераном в целом, то контракт на $5 млрд, о котором пишут янки, кажется более вероятным. Особенно на фоне израильских угроз нанести удар по ядерным объектам ИРИ.