Пока еще не освобожденный нашими войсками городок Гуляйполе может стать плацдармом для попытки зимнего наступления ВСУ. Однако подобная попытка заранее обречена на провал, ведь российские войска уже сломали стратегическую ось «Гуляйполе — Пологи», без которой поддерживать наступающие силы украинцам невозможно.
Гуляйполе расположен в 20 километрах севернее города Пологи, который российские войска освободили в первые же недели спецоперации. ВСУ после этого превратили Гуляйполе в мощный укрепрайон — очевидно, с перспективой попытаться провести наступление на юг.
Конечную цель такого удара украинский Генштаб уже не скрывает — выйти к Мелитополю, который сейчас является крупной российской военной базой, а затем двинуться в Крым. Грезят украинцы и об Энергодаре, в котором расположена Запорожская АЭС.
Впрочем, любые попытки ВСУ прорвать линию обороны в Запорожской области обречены на провал. Да и обещания выглядят пока слишком жалко, констатирует немецкий телеканал N-TV.
В районе Гуляйполя сейчас находятся только 65-я механизированная бригада и 1-я танковая бригада ВСУ. С весны по обеим сторонам направления Гуляйполе — Пологи дислоцировались только бригадные части ВСУ.
Однако для серьезного наступления на Мелитополь украинцам явно потребовалось бы больше, чем несколько бригад, пишет N-TV. Так, в ходе украинских контрнаступлений под Киевом весной или в Харьковской области осенью участвовало не менее 5−6 бригад. Сейчас подобной концентрации войск в Запорожской области нет, пишет N-TV. А значит, нет и реальной опасности украинской операции.
Возможности Киева для любого контрнаступления сейчас очень ограниченны, говорит в интервью The Washington Post президент военной аналитической фирмы Rochan Consulting Конрад Музыка.
Запорожская область — это равнинная местность, здесь нет крупных водоемов. В случае наступления это облегчило бы продвижение войск. Но в то же время у ВСУ не будет мест для укрытия от шквального огня.
Кроме того, после перегруппировки сил с правого берега Днепра количество российских военнослужащих на этом участке только выросло. Только в Херсоне и его окрестностях было находилось 30 тысяч российских военнослужащих — и сейчас все они находятся в Херсонской или Запорожской областях. А с учетом постоянного пополнения за счет мобилизованных группировка растет еще быстрее, говорит Конрад Музыка.
При этом у ВСУ просто не осталось ни боеспособных подразделений, ни достаточного числа артиллерийских боеприпасов для проведения южного наступления в ближайшие месяцы. Особенно после гигантских потерь, понесенных ВСУ в боях за Херсон, подчеркивает Конрад Музыка.
Единственное оружие, которое осталось у ВСУ, — это пропаганда. Так, еще 1 декабря украинский Генштаб сообщил, будто бы в населенных пунктах Запорожской области объявлена эвакуация. Такой вброс, разумеется, был нужен, чтобы посеять среди людей панику. Российские власти украинскую дезинформацию опровергли.
ВСУ, будучи не в силах начать сколько-либо масштабную операцию, используют диверсионную тактику. Так, 12 декабря был взорван мост в районе Мелитополя, который использовали для доставки военной техники. Впрочем, значимость этой «победы» серьезно приукрасил известный болтун — советник президента Алексей Арестович.
Россия, в свою очередь, активизировала обстрелы украинских позиций вдоль всей линии соприкосновения в Запорожской области. Здесь методично уничтожают склады ракетно-артиллерийских боеприпасов и вооружения, скопления живой силы ВСУ, сообщает Минобороны. А в окрестностях Гуляйполя уничтожены командные пункты сразу двух бригад территориальной обороны — 102-й и 108-й. Они были переброшены из Ивано-Франковской и Днепропетровской областей.
Фактически сейчас Россия не просто обороняется, а методично выбивает украинцев из занятых деревень. Это позволяет сдвинуть линию соприкосновения севернее. Кроме того, в тыл ВСУ в Гуляйполе выйдут российское войска, наступающие к западу от Донецка в Угледарском направлении.
Еще одна очевидная слабость возможного украинского наступления в Запорожье — его предсказуемость, пишет польское издание Belsat. Российское командование давно обсуждало такой сценарий наступления и имело достаточно времени на решительную подготовку.
Чтобы осуществить бредовый замысел генерала Залужного, ВСУ пришлось бы преодолеть более 300 километров, где стоит как минимум десяток российских бригад и полков. Конечно же, такое наступление абсолютно нереально.
Другие возможные направления для украинского наступления — север ЛНР (в районе Сватова) или, скажем, левобережье Днепра. Безрассудство генерала Залужного наверняка подсказывало и такие варианты. Только они еще более самоубийственные для ВСУ, нежели попытка наступать на Запорожье. Вывод прост: ВСУ оказались в тупике, и лучший выход — сдаться на милость победителю.