Итак, великая и ужасная «Армата» (он же Т-14), танк четвертого поколения, «зверь с артиллерийской пушкой», «танк прорыва», способный (по слухам) противостоять целой танковой роте танков поколения предыдущего, может появиться на украинском фронте. По замыслу его создателей, «зверь на гусеницах» должен, во-первых, кардинально повлиять на оснащение всех сухопутных войск России, во-вторых — навсегда изменить баланс сил в танковых сражениях.
Круто. Потянет?
Сначала — краткий обзор «звериных возможностей».
Рожденный в творческих муках
На рубеже 2000-х у нас было два глобальных танковых проекта — «Черный орел» (производная от танка Т-80, только с зауженной башней новой конструкции), и газотурбинным двигателем.
Второй проект имел 152-милиметровую пушку. Снаряд при попадании в башню танка противника должен был попросту ее отрывать. Оба проекта в 200 году были свернуты. Они не соответствовали концепции сетецентрической войны.
А потом возникла «Армата». Было признано, что танк вписывается в современную военную доктрину. А она требовала объединения всех боевых и вспомогательных единиц в единую информационную сеть. Такой вот всеобщий «танковый вай-фай». Фишка танка — в мгновенной коммуникации средств управления, разведданных, а также средств уничтожения и подавления врага. Танк, по сути, превратился в машину разведки, целеуказания и корректировки огня самоходных артиллерийских орудий и боевых машин пехоты и призван обеспечить полное инфокоммуникационное превосходства над противником.
Экипаж — три человека. Они сидят в бронекапсуле. Она отделена от автомата заряжания, всей боевой укладки, мотора и трансмиссии. Вес — пятьдесят пять тонн. Дизельный движок в полторы тысячи лошадиных сил. Круговой радар. Собственный беспилотник «Птеродактиль». Дымометаллические завесы. Первая в мире бронединамическая броня. То бишь может метать пластины в снаряд, который летит в броню танка.
Настоящий танк прорыва, который теоретически должен справиться с танковой ротой вероятного противника. Вершина инженерного искусства и пятая симфония российского танкостроения. Создан в воронежском концерне «Созвездие».
— Этот танк немного опередил свое время, — считает бывший механик воитель и инструктор по вождении танков Сергей Протасов. Сергей провел два года в учебной танковой роте Группы советских войск в Германии. Полтора года учил курсантов.
Американцы тоже сделали свой безбашенный танк — Абрамс-Х, но в серию он так и не пошел. Он встал им в бешеную сумму. Они прогнали его по всевозможным выставкам и закрыли тему. Зеленский просил его у американцев. Ему вежливо отказали.
Конечно, у «Арматы» есть очевидные плюсы: прекрасны лафетник, большая устойчивость, семь пар колес, низкий силуэт, высокая защищенность экипажа. Попасть в него тяжело. Но есть и минусы. Первый — цена танка. Она просто космическая. Он в несколько раз дороже того же Т-90М. Стоит порядка восьми миллионов долларов. Второй. Да, экипаж в бронекапсуле управляет всем вооружением снизу. А ежели прилетит в башню? Влупят по ней от души, и вся электроника умерла, ничего стрелять не будет.
Мы в России с 40-х годов делали башенные танки. Экипаж сидел в башне. И я сидел. И не представляю себя где-то внизу. Ведь сидящий внизу экипаж практически ничего не видят. Он наблюдает за полем боя по электронике. И как бы и не участвует в живом бою. В старом танке был обзорный триплекс. И ты смотришь в него за полем боя, за всеми движениями врага — живьем, своим глазами. И веришь собственным глазам. А здесь ты должен верить электронике. А я должен видеть противника. Тогда у меня кровь приливает вискам, бешено колотится сердце, я лучше и быстрее соображаю, осознанней принимаю решения.
Я вижу и чувствую врага, чувствую бой. На мой взгляд, было бы неплохо на «Армате» «телегу» оставить прежнюю, а башню поставить обитаемую. А как чинить танк в полевых условиях? Проблема из проблем. И еще вопрос: а вдруг — не дай Бог — он попадет в руки противника, как наш Т-90М под Харьковом? А ведь всушники наверняка откроют за ним охоту. Вот это будет подарок судьбы для американцев…
Охотники за «Арматой»
Сейчас и в Лэнгли, и на Набережной Аллена, 85 в Лондоне, и на улице Милобеджка, 55 в Варшаве (Агентство внешней разведки Республики Польши), и на Савской дороге (Savska cesta), 39 в Загребе (Хорватское агентство разведки и безопасности) днем и ночью кипит работа по спешному формированию «групп захвата «Арматы», если Т-14 появится на поле боя. Разведчики разных стран без устали шерстят базу данные бывших и действующих спецназеров и танкистов своих армий. Основная клиентела «джеймс бондов» из ЦРУ — морские котики, «зеленые береты», десантура 82-ой аэромобильной бригады. У англичан — королевская морская пехота и боевые пловцы. У поляков — войсковая часть 2305 («Grom»). У хорват — группа антитеррора «Лучко».
В каждую команду в первую очередь подбираются люди с боевым прошлым. В английской группе есть даже офицеры — участники десанта на Фолклендские острова. Возрастные ребята.
В каждой группе есть два-три профессиональных танкиста — либо механики-водители, либо наводчики, либо вообще командиры танков. Да и все остальные «нетанкисты» в ближайшее время будут проходить танковый ликбез в Польше, на тактическом поле Бучеж Дравско-Поморского полигона, куда и притащили из-под Харькова пленный Т-90М. Вот на нем и будут тренироваться.
Каждая группа «охотников» уже присвоила себе экзотическое название. Английская называется «Armata arm» (рука «Арматы»), американская — «Armature for «Armata» (арматура для «Арматы»), польская — «Armata-darmo» («Армату» — бесплатно), хорватская — «Armagedon». Это только те команды, о которых есть какая-то инсайдеровская информация. Наверняка есть еще несколько засекреченных команд.
Кромке механиков-водителей, в каждой группе есть один-два русскоговорящих бойца. У американцев это — этнические украинцы из Канады, у англичан — русские эмигранты, у хорватов — закарпатские венгры, переехавшие в Венгрию, а потом ангажированные хорватским агентством разведки, у поляков — коллеги из ВСУ. В английских командах есть даже гуркхи.
И нашим танкистам, оседлавшим «Армату», надо иметь это ввиду.