Тихий океан поделили Китай и Россия, не оставив места Америке
Москва и Пекин провели одни из крупнейших в истории военно-морских учений под кодовым названием «Морское взаимодействие»
Артиллерийские и ракетные стрельбы даже в сотнях километров от Тайваньского пролива всерьез переполошили Тайвань, США и даже Японию. Хотя угроза Тихому океану исходит именно от них, а вовсе не от китайского флота.
Учения России и Китая, вопреки опасениям западных экспертов, стали самыми прозрачными в истории
Военно-морские флоты России и Китая проводили учения в течение недели — с 21 по 27 декабря. Морские учения две страны проводят регулярно, начиная с 2012 года. Однако именно сейчас к маневрам было приковано особенно сильное внимание, особенно на Западе, судя по количеству экспертных комментариев.
Маневрировали корабли в Восточно-Китайском море — от архипелага Чжоушань до Тайчжоу. Согласно официальной информации, опубликованной Народно-освободительной армией Китая (НОАК), совместные учения должны были «продемонстрировать способность двух сторон осуществить совместный ответ на угрозы безопасности на море».
Многие тайваньские издания, такие как TV News, Liberty Times и United Daily принялись мерять по карте, что самая южная часть полигона военных учений, воздушное пространство на востоке о (к востоку от островов Тайшань в провинции Фуцзянь) находится в 400 километрах от Тайваня.
Именно на этом основании многие западные комментаторы обвинили Китай в попытках создать «региональную напряженность». А влиятельная в Японии газета Yomiuri даже предложила правительству страны пересмотреть доктрину безопасности.
Китай, естественно, все обвинения в «дестабилизации» отверг. Причем даже элементарный военный анализ показывает, что китайско-российские учения никак не могли быть нацелены на Тайваньский пролив.
Во-первых, если бы Пекин был действительно намерен применить военную силу против Тайваня, то зачем просить помощи у Москвы? Оборонная кооперация двух стран имеет не безграничные возможности, и вряд ли Пекин запросил бы поддержки российской армии, чтобы решить «тайваньский вопрос».
Во-вторых, в ходе серии совместных военно-морских учений Китая и России неоднократно публично заявлялось, что они не направлены против третьих стран или третьих сторон. Китай и Россия заранее уведомили все страны, граничащие по морю с акваторией будущих маневров.
При этом другие страны направляли разведывательные самолеты и корабли для слежения и наблюдения. С авиабаз Японии и Филиппин вылетели в акваторию три противолодочных патрульных самолета P-8A, один самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-3G и один разведывательный самолет RC-135V, пишет издание National Defense Times. Так что «Морское взаимодействие — 2022» на фоне гигантского международного интереса стали еще одними из самых прозрачных.
Ну и, наконец, в-третьих, даже власти Тайваня не выразили свою позицию по поводу маневров. Даже тайваньские Вооруженные силы не повысили боеготовность. Зато в защите Тайбэя упражнялись иностранные комментаторы, увидевшие в рядовых учениях некую угрозу.
Генерал Лю Бинсюэ: Россия и Китай реализуют совершенно новую стратегию военного взаимодействия
Российско-китайские маневры стали 11-ми по счету. И год от года масштаб учений только растет. Флагманом Тихоокеанского флота, возглавляющим российскую группировку на учениях, был 10-тысячный крейсер «Варяг». От России участвовали также эсминец «Маршал Шапошников» и два фрегата, а от китайской стороны в маневрах эскадренный миноносец «Чэнду» и авианосец «Ляонин».
Японские самолеты-разведчики в маневренной акватории наблюдали в общей сложности по 40 вылетов с авианосца палубных истребителей J-15 и палубных вертолетов Zhi-18.
Оттачивали совместные спасательные, противолодочные и противовоздушные операции, проводили боевые стрельбы зенитными ракетами и артиллерией, а также сброс глубинных бомб.
Заместитель начальника отдела подготовки штаба ВМФ Восточного командования театра военных действий Китая Лю Бинсюэ рассказал в интервью государственному изданию Global Times, что на учениях впервые была применена новая стратегия. Учения проходили без предварительного сбора войск — силы обеих стран отработали «прямой выход в море».
На практике это означает, что обе армии поддерживают высочайшую степень оперативной совместимости. То есть если в Тихом океане будет некий военный вызов (например, прорыв китайских границ кораблями США), то китайские и российские военные смогут отреагировать мгновенно.
Дрю Томпсон: китайская армия «беспрецедентно» увеличила число военных учений
Бывший сотрудник Госдепартамента США Дрю Томпсон, ныне преподающий в Школы государственной политики в Сингапуре, отмечает, что Китай «беспрецедентно» увеличил количество военных учений. Причем не только совместных с другими странами, но и национальных.
За несколько дней до маневров «Морское взаимодействие» авианосец «Ляонин» был задействован в других маневрах в Филиппинском море. По данным Global Times, флот, маневрировавший близ границ Японии и Тайваня, насчитывал рекордное количество эсминцев.
Во многом это стало ответом на то, что Япония объявила об увеличении своего оборонного бюджета. Япония в своей новой оборонной стратегии напрямую называет Китай «беспрецедентным стратегическим вызовом». Такой шаг к милитаризации, естественно, вызвал жесткую реакцию в Пекине. Которому тем более необходимы надежные военные союзники — как Россия.