Гром литавр в канун Нового года в честь одновременного ввода в состав ВМФ России 29 декабря атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения К-553 «Генералиссимус Суворов» (проект 955А, шифр «Борей-А») и вывода из эллинга для спуска на воду следующего однотипного атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Император Александр III» в совершеннейшую информационную тень загнали другое важное не только для флота, но и страны событие. А именно: днем ранее на Балтике стартовали государственные испытания новейшего дизель-электрического ледокола «Евпатий Коловрат» проекта 21180 М, построеннного в Санкт-Петербурге в интересах Министерства обороны.
Почему, считаю, две эти очень ободряющие предновогодние новости логично упомянуть в едином ряду? Потому что возможно со скорой передачей военным «Евпатия Коловрата» будет сделан решительный шаг к созданию в нашей стране пятого по счету объединения ВМФ РФ — Арктического флота. В состав которого скоро будут выделены некоторые соединения и части Северного и Тихоокеанского флотов, основная зона операционных интересов которых расположена за Полярным кругом.
Возможно, вы помните, как в конце минувшего года с подачи информационного агентства ТАСС внезапно вспыхнули разговоры на эту тему? Тогда говорилось, что основной задачей обеспечение безопасной работы Севморпути и патрулирование берегов Северного Ледовитого океана.
Тогда относительно целесообразности такого шага Москвы высказывались самые разные мнения. От безусловного одобрения подобной инициативы до утверждений, что не стоит тратиться на новую военно-бюрократическую командную громаду. Достаточно, мол, будет и сформировать где-нибудь в Белом море особую Арктическую флотилию в составе Северного флота. С базированием ее кораблей и судов на Архангельск и Северодвинск. Да хоть и на порт Диксон в Карском или на Анадырь в Беринговом морях.
Как бы там ни было — год назад никаких решений на сей счет принято не было. Во всяком случае, публично о них не сказано. Об Арктическом флоте поговорили и, казалось, забыли. Хотя при зрелом размышлении понятно почему. Создавать его вот прямо сейчас в общем-то не из чего. Кораблей и судом ледового класса, а тем более ледоколов у наших военным моряком — раз, два и обчелся. А те, что есть, способны передвигаться в тяжелых льдах на очень ограниченных пространствах. Да и то только к конце лета-начале осени. Когда эти самые льды в заполярных водах под действием незаходящего долгим полярным днем солнца регулярно истончаются до минимальных значений.
То есть, чтобы от простых мечтаний про Арктический флот перейти к реальному делу ВМФ РФ нужны могучие во всех отношениях суда и корабли совершенно новых типов. И без особой огласки Москва давно приступила к этой работе.
Если самый «студеный» из российских флотов когда-нибудь все же будет создан, его «первенцем», вероятно, станут считать «Илью Муромца». Первый за 45 лет дизель-электрический ледокол проекта 21180, построенный в России в интересах исключительно ее Военно-Морского флота. Введенный в боевой состав СФ в ноябре 2017 года, он в силах преодолевать ледовые поля толщиной до полутора метров.
Это, конечно, почти вдвое меньше, чем у самого мощного в мире российского же, но абсолютно гражданского атомного ледокола «Арктика» (до 2,8 метра), но тоже очень прилично. Во всяком случае, прочностные характеристики корпуса и мощность двигателей «Ильи Муромца» уже весной 2018 года позволили этому ледоколу из района Карских ворот провести через сплошные ледовые поля в Северодвинск шедший в надводном положении атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Долгорукий».
Так ведь это только та редкая операция, о которой сочло нужным публично отчитаться флотское командование. Между тем, понятно, что и в последующие годы первому военному «богатырю Арктики» у причала скучать тоже не приходилось и не приходится. Как и прочим атомным подводным ракетным крейсерам Северного флота, нуждающимся в ледовых проводках.
Поэтому совершенно логично, что новые военные ледоколы на российских верфях строятся в приоритетном порядке. Одним из них как раз и стал «Евпатий Коловрат», только что вышедший на госиспытания в Балтийское море.
Он очень похож на «Илью Муромца», но точной копией его не является. В целях удешевления строительства уменьшены размеры корпуса (длина 80 метров), водоизмещение (4000 тонн) и осадка (наибольшая 6,8 метра). Но сохранена возможность принимать транспортные (Ка-32) и — внимание! — противолодочные вертолеты (Ка-27).
Последнее обстоятельство указывает на то, что любой из наших «богатырей» легко может быть привлечен к борьбе Северного флота с американскими и британскими атомными ракетными подводными лодками, для которых приполюсные районы плавания давно стали основными при подледном боевом патрулировании у арктических границ России. Которое уже много десятилетий носит непрерывный характер.
Как, впрочем, и точно такая же боевая работа российских подводников у берегов Канады и США. Разница только в том, что у нас уже есть патрульные ледоколы для противодействия подводному супостату в водах Северного Ледовитого океана. А у вероятного противника ничего такого пока нет и в помине.
Вероятно, еще четче контуры будущего Арктического флота России будут «прорисованы» еще через год. Потому что до конца 2023-го планируется ввести в строй спущенный на воду три года назад на питерских «Адмиралтейских верфях» головной военный патрульный ледокол проекта 23550 «Иван Папанин». Его еще называют сторожевым ледоколом. Поскольку будет он примерно раза в полтора крупнее и «Ильи Муромца», и «Евпатия Коловрата».
Водоизмещение как у приличных ракетных крейсеров — до 6800 тонн. Вооружение — автоматическая 76 мм (по другим источникам — 100 мм) артиллерийская установка и зенитно-ракетный комплекс, тип которого пока публично не назван.
Кроме того — два патрульных катера проекта 03160 класса Raptor, противолодочный вертолет Ка-27 и малое судно на воздушной подушке. Но главное — модульные контейнеры с высокоточными и стратегическими по сути крылатыми ракетами большой дальности типа «Калибр».
Именно последнее обстоятельство заставляет американцев с особым подозрением вглядываться в эту стройку в Санкт-Петербурге. Не так давно командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго так высказался на сей счет: «Россия агрессивно подходит к Арктике. Они недавно презентовали новый ледокол „Иван Папанин“, который может нести крылатые ракеты „Калибр“. Я уже задавал этот вопрос несколько раз и задам снова: кто ставит ракеты на ледоколы? Некоторые страны ставят оборонительное вооружение на свои ледоколы, но „Калибр“ — никак не оборонительное оружие».
Спросить бы Джеймса Фогго: «А формирование на американской объединенной военной базе Эльмендорф-Ричардсон на Аляске летом нынешнего года новой и всего второй в армии США воздушно-десантной дивизии (11th Airborne Division) — это символ редкостного миролюбия Вашингтона в Арктике? А участие в мае 2022-го управления вашей 4-й воздушно-десантной бригады 25-й пехотной дивизии в учениях НАТО Swift Response 22 в Норвегии в мае 2022-го — это прямо-таки оливковая вервь мира, смиренно протянутая России через весь Северный Ледовитый океан?».
Так что не стоит Штатам заранее гнать волну под форштевень еще недостроенного «Ивана Папанина». Хотя — согласен. Перспектива его скорого появления в Арктике с «Калибрами» на борту безрадостна для Вашингтона. Потому что никто ведь и не обещал, что районы плавания нового русского патрульного ледокола будут ограничены исключительно трассой Севморпути.
Этот корабль силой приказа Москвы может занести, допустим, и к самому арктическому побережью США и Канады. Как в Северном Ледовитом, так и в Тихом океанах. И тогда подлетное время наших крылатых ракет с палубы «Ивана Папанина» к основным промышленным и военным центром Соединенных Штатов сократится до считанных минут. Что совершенно не оставит времени на реакцию со стороны американской системы противоракетной обороны.
Но нашим заклятым друзьям не стоит обижаться. Потому что будем мы тогда — просто квиты! Ибо Штаты-то схожими возможностями давно обзавелись. Система ПВО России давно ровно под такой же угрозой. В случае, например, если пуски американских «Томагавков» будут произведены по территории РФ откуда-нибудь из акваторий Средиземного, Балтийского или Норвежского морей.
Пока мы пытаемся хоть как-то парировать эту глобальную «неприятность» регулярными, но продолжительными полетами стратегических самолетов нашей Дальней авиации к арктическому побережью США. Когда к делу приступит еще и «Иван Папанин», выполнять такую задачу станет, надо думать, чуть полегче.
Тем более, что этот патрульный ледокол вероятно не станет у России единственным. На тех же «Адмиралтейских верфях» с ноября 2019 года стоится еще один точно такой же арктический ракетоносец — «Николай Зубов». Его ввод в боевой состав запланирован на 2024 год.
Только вот в боевой состав чего? Северного или уже Арктического флотов ВМФ РФ? Не исключаю, что через пару лет уже может быть создан и такой.
Да, кораблей и судов у него даже после ввода в строй новых ледоколов (вместе с только приступившим к испытаниям «Евпатием Коловратом») пока было бы маловато. Зато давно в избытке многого другого. Ведь сегодня зона ответственности объединенного стратегического командования «Север» в Арктике простирается от Кольского полуострова до Чукотки. А это ни много, ни мало — целых восемь часовых поясов.
Помимо собственно подводных и надводных кораблей и судов, на этом огромном замороженном пространстве несут службу две бригады 14-го армейского корпуса, две дивизии, полки и батальоны 45-й отдельной армии ВВС и ПВО, недавно созданные российские военные базы на островах Врангеля и Котельном, на Новосибирских островах и на острове Средний (Северная Земля), на мысе лейтенанта Шмидта.
Еще здесь работают 13 аэродромов (в том числе Тикси, Нарьян-Мар, Алыкель (Норильск), Амдерма, Анадырь, Рогачёво, Нагурское) и 10 технических позиций радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации. Продолжает функционировать никогда и не закрывавшийся ядерный полигон на Новой Земле со своим аэродромом и зенитно-ракетными дивизионами ПВО.
Согласитесь: командовать таким, раскинувшимся на полмира, боевым хозяйством из одного только Североморска крайне затруднительно.