В течение минимум последних 6 месяцев как пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, так и глава МИД РФ Сергей Лавров, и прочие чиновники высшего эшелона в один голос утверждали: украинский конфликт может полностью завершиться чуть ли не на следующий день после того, как кураторы Киева в Вашингтоне примут соответствующее решение и дадут киевскому режиму нужную команду.
И вот — о, чудо — в западной прессе, в частности, Politico, The New York Times, The Wall Street Journal etc., в канун Нового года одна за другой, как грибы после дождя, стали появляться публикации, в которых со ссылкой на самые различные «высокопоставленные», «знакомые с проблемой», «приближенные к Белому дому» и «осведомленные» (но, само собой, так и неназванные) источники утверждается — боевые действия на Украине имеют все шансы завершиться в конце лета — начале осени 2023 года.
Причины для этого называются самые разные — от «победы украинского оружия» и «Patriot все решает» до «усталости граждан от темы Украины» и «истощения ресурсов», но отдельные западные политологи высказывают мысль о том, что уже в 2024 году как в США, так и в России должны состояться президентские выборы.
И, значит, правящим элитам обоих государств во избежание неприятны «сюрпризов» от электората потребуется минимум полгода, чтобы внедрить в народные массы, во-первых, мысль о том, что мирные времена наконец-то наступили, а, во-вторых, наступили именно потому, что элиты под руководством национальных лидеров добились-таки поставленных изначально целей вопреки противодействию другой стороны.
Есть ли в таком предположении логика?
— Расценивать конец лета 2023 года как некую поворотную дату в разрешении украинского кризиса лично для меня маловероятно, — поделился в беседе с «СП» своим персональным мнением специалист по информационным войнам, независимый военный эксперт Игорь Николайчук. — На мой взгляд, любые попытки договориться с киевским режимом нереальны. Чтобы прийти к быстрому и мирному урегулированию, нашим элитам стоило бы как следует раскошелиться и активизировать на Украине ту самую «мягкую силу», о который у нас так долго, но все время безуспешно рассуждают. А она не работает потому, что денежные потоки для этого уходят куда-то не туда, куда должны бы на самом деле.
«СП»: — А куда должны?
— В руки нужных людей, которые бы организовали и осуществили пророссийский «майдан». Ведь глава российского МИДа Сергей Лавров не раз говорил, что целью нашей спецоперации на Украине является помощь братскому украинскому народу в освобождении от антинародного преступного националистического режима. Постулируется здесь как раз то, что Россия не намеревается собирать никаких земель, не собирается покушаться на независимость Украины, а заинтересована только в смене ее политического режима и курса.
Это более чем реальные, на мой взгляд, цели, требующие не таких уж и больших экономических вложений. В конце концов, Советский Союз занимался этим в Африке, в Афганистане, почему бы не поступить аналогичным образом с Украиной? Она ведь не нужна, по большому счету, никому на Западе, даже США.
Повозмущались бы немного, но быстро затихли бы, стоило бы нам только пообещать, что когда-нибудь погасим все долги Украины. Вспомните, ведь после развала СССР именно американские военные эксперты и аналитики всерьез рассуждали о том, что России просто необходимо вернуть Украину полностью под свой контроль. Даже прогнозы строили, как именно, с помощью ядерного оружия или без него, Россия должна это сделать.
Тем более, что привязка окончания каких-либо конфликтов, равно как и появление любых крупных позитивных информационных поводов к очередным выборам — вообще-то классика политики и политтехнологии, а в новейшей истории России истории никогда не было ощущения крупной победы или движения вперед за исключением «вежливых людей» и Крымской весны. Тогда российское общество значительно сплотилось, и появились предпосылки к тому, чтобы спокойно пережить окончательный отход от Запада.
На этом фоне в преддверии спецоперации многие были уверены, что если Россия обеспечит безопасность жителей Донецкой и Луганской народных республик, сделав при этом Азовское море своим внутренним, то проблема «транзита власти» в ней будет окончательно решена на многие и многие годы вперед, сведя практически к нулю все угрожающие внутренней стабильности государство факторы.
«СП»: — Что же помешало такому ходу событий?
— Жизненные обстоятельства сложились так, что ожидаемой «Крымской весны 2.0» не произошло. Звучащие, например, с нашей стороны уверения в том, что этому помещала «вмешательство НАТО» и «прокси-война Запада против РФ» наших граждан, увы, не убеждают. Поэтому пресловутые «транзиты власти» должны подкрепляться чем-то более весомым, чтобы это «что-то» группа правящей элиты и с той, и с другой стороны могла бросить на чашу весов, чтобы мотивировать людей голосовать за ту или иную кандидатуру.
«СП»: — То есть в ближайшем будущем какие-либо подвижки в достижении мирных договоренностей ждать не стоит? Почему же?
— Для меня лично, например, так до сих пор и неясно, какие именно ресурсы элиты должны выделить, чтобы в скором времени прийти к договоренностям о прекращении конфликта так, чтобы в народе не стали муссироваться слухи о «договорняке». На это же потребуются не только значительные экономические или военные ресурсы, но и так называемые «ресурсы политической воли».
Что касается последних, то пока совершенно непонятно, чего же конкретно хотят добиться от сложившейся ситуации правящие элиты. «Собирательство земель» или «борьба за демократию во всем мире» — поверьте, это не то, что способно действительно возбудить народные энергии, которые и обеспечивают политикам какие-то значимые социальные подвижки.
Во-вторых, что именно они готовы вложить в разрешение конфликта с экономической точки зрения. Что в Европе, что в России инфляция пока выражается двузначными цифрами. А какие бы красивые слова ни говорились, все-таки современный мир — это прежде сего общество потребления.
В-третьих, непонятно, под какую большую мобилизующую идею вся украинская история подводилась. Это большой пробел.
Что касается нас, то к экономическим трудностям нам не привыкать. В военном плане я не сомневаюсь в наших силах, наши экономические ресурсы все-таки перевешивают украинские даже учитывая мощные вливания Запада в киевский режим. Но весь народ-то можно объединить вокруг только по-настоящему великой идеи, а, как я уже говорил, ни «собирательство земель», ни «борьба за демократию во всем мире» на великую идею, увы, не тянут.
Изрядная часть нашей молодежи почему-то предпочла штурмовать пропускные погранпункты в Грузию, а не осаждать российские военкоматы, а пожилых людей, давайте будем говорить откровенно, в любой стране мира интересует прежде всего не какие-то выспренние идеалы, а их собственные пенсии…
Кремль поступил весьма мудро, отказавшись от своей «либеральной башни», которая полностью сковывала бы нам простор, не позволив принимать те или иные решения без одобрения Запада.
Срок до лета 2023 года более чем достаточный, чтобы элиты пришли к консенсусу.