Битва за Бахмут давно лишилась всякой военной логики для ВСУ. Украинский гарнизон отказываются выводить из города по личному приказу Владимира Зеленского.
Даже натовские эксперты поражены: Киев бессмысленно хоронит в «Бахмутском котле» тысячи солдат и сотни единиц техники. Все это лишь ослабляет ВСУ, которые лишаются даже призрачного шанса на успешность обещанного весеннего «контрнаступления».
Битва за Бахмут стала самой кровопролитной для ВСУ. Целиком уничтожены несколько подразделений, в том числе оборонявших Соледар 46-й и 77-й аэромобильных бригад, 24-й механизированной бригады и 79-й десантно-штурмовая бригады. У многих подразделений было уничтожено почти 80% личного состава, по официальному сообщению Минобороны.
Эксперты польского Центра восточноевропейских исследований (OSW) Якуб Бер и Петро Зочовски отмечают, что при наступлении на Соледар многие украинские части попали в окружение.
Вопреки заверениям Генштаба ВСУ, части покидали Соледар абсолютно беспорядочно, сломав боевую целостность. Сейчас, по данным OSW, во всем Бахмутском районе осталось лишь несколько очагов организованного сопротивления — в том числе сильно укрепленный район Клещеевки и южная и восточная окраина Бахмута. Их взятие, считают в OSW, лишь вопрос времени.
Бои в оккупированном украинцами Бахмутском районе ДНР начались еще в июне с уничтожения оборонявших города батарей ЗРК «Бук-М1», «Оса-АКМ» и С-300. В августе передовые российские части вышли к промзоне в юго-восточной части Соледара. Однако затем продвижение замедлилось, чтобы сохранить личный состав. Ведь даже лишившись артиллерийской поддержки, ВСУ окопалось в населенных пунктах: военные ушли в соляные шахты и даже в подвалы многоэтажек. По личному приказу Зеленского ВСУ не должно было сдавать городов, не считаясь при этом с потерями. Более того, в Соледар и Бахмут постоянно перебрасывались дополнительные украинские подразделения.
Американский полковник в отставке Дуглас Макгрегор назвал Зеленского «одержимым Бахмутом». Точно так же, как Гитлер был одержим взятием Сталинграда, не считаясь с потерями, Зеленский — контролем над Бахмутом. Немцы и их союзники потеряли в Сталинградской битве почти 900 тысяч человек, а вот потери украинцев засекречены.
Возможно, речь идет о десятках тысяч украинцев — все их жизни на совести Зеленского, не желающего объявлять об отводе войск на позиции в Славянске и Краматорске. Еще в ноябре газета New York Times напечатала репортаж из украинского военного госпиталя, куда из-под Бахмута всего за один день было доставлено 240 тяжелораненых бойцов ВСУ. И после изнуряющих осенних боев и гигантских потерь Киев перебросил «значительное подкрепление» в Бахмут, пишет британское Минобороны. Вероятно, оно также полностью уничтожено.
Для ВСУ Бахмут уже давно утратил военную значимость, однако Зеленский превратил его в политический символ. На Банковской официально объявили Бахмут «крепостью» и «символом сопротивления» — так что даже продуманное и организованное отступление ВСУ будет политически чреватым.
Даже в американский Конгресс Зеленский явился с жовто-блакитным флагом якобы из Бахмута. И вручил его вице-президенту Камале Харрис и тогдашнему спикеру Палаты представителей Нэнси Пелоси. А в конце декабря якобы сам лично посетил Бахмут. Хотя независимые аналитики сомневаются, что такой визит в принципе был бы возможен под непрекращающимся артиллерийским огнем.
Старший аналитик и руководитель группы по России в американском Институте изучения войны (ISW) Мейсон Кларк пишет, что на Бахмутском направлении ВСУ теряют самые боеспособные подразделения. Те самые, которые Киев обещал сохранить ради призрачного весеннего контрнаступления.
Численность наступающих на Бахмутско-Соледарском направлении бойцов группы «Вагнер» неназванный источник издания The Grid в Минобороны Великобритании оценивает 50 тысяч человек.
Интенсивность боев объясняется тем, что Бахмут расположен на стратегически важном шоссе и рядом с некоторыми важными железнодорожными узлами. Деоккупация города может открыть путь для российских войск к наступлению на более крупные города ДНР. К юго-западу от Бахмута это — Часов Яр и Константиновка, и к северо-западу — Краматорск и Славянск.
— Битва за Бахмут лишь поначалу была выгодна Украине. Но теперь все больше вопросов, насколько потери в боях за Бахмут помешают общей стратегии Украины на эту зиму или весну, — говорит военный аналитик Майкл Кофман в интервью The Washington Post. — Они растратили личный состав, боеприпасы и вооружение в битве за город, имеющий относительно небольшое стратегическое значение в масштабах всей линии соприкосновения.
Украинские командиры в интервью изданию The Washington Post также жаловались на «огромные потери» — в том числе среди офицерского состава.
— Вывод войск спас бы некоторых из наших людей, — говорит один из командиров ВСУ. Анонимно — из боязни репрессий со стороны военной контрразведки. Теперь же украинская пропаганда пытается искусственно занизить важность Бахмута, чтобы преуменьшить потенциальную неудачу.