По итогам междусобойчика в немецком Рамштайн-Мизенбахе представители военных кругов коллективного пока еще Запада сформировали очередной пакет военной помощи Украине, в который, к великому разочарованию предводителя «95 квартала», ни «Абрамсы», ни «Леопарды» не вошли.
Однако хозяин восточноевропейской колонии, вняв перманентному скулежу жовто-блакитных захисников евроатлантической солидарности о беспомощности самостийной ПВО, расщедрился аж на восемь зенитных ракетных комплексов N/TWQ-1 или M1097 Avenger (индекс комплекса в сочетании с шасси HUMVEE), дальность поражения которого исчерпывается пятью километрами. Впервые эти ЗРК в номенклатуре натовских «пакетов» появились в ноябре прошлого года, сделав перечень вооружений ВСУ, и без того похожий на бездарно приготовленный винегрет, еще более разномастным.
Примечательно, что несмотря на публичную декларацию поддержки «страны самых смелых президентов» главными «ястребами» Североатлантического альянса, пакеты военной помощи становятся все тоньше, а громко рекламируемая техника поставляется даже не мелкими, а просто мизерными партиями.
Не стал исключением и двадцать пятый по счету пакет, главным отличием которого по мнению официального представителя пентагона Сабрины Сингх стали не предоставлявшиеся ранее ЗРК малой дальности M1097 Avenger.
Точнее, четыре подержанных комплекса, разработанных корпорацией The Boeing Company в далеком 1987 году. Мало того, госпожа Сингх выразила уверенность в том, что, несмотря на свой почтенный возраст, данный комплекс в сочетании с ракетами, используемыми еще более древним MIM-23 Hawk (принят на вооружение в 1960 году), помогут укровермахту организовать эффективную защиту от российских беспилотников и крылатых ракет.
Не будем останавливаться на экспертности суждений представителя Пентагона, но, на наш взгляд, сия конструкция более напоминает щит гладиатора, основная функция которого — зрительская потеха.
Кстати, по внешнему виду американский зенитный ракетный комплекс M1097 Avenger мало чем отличается от «джихад-мобиля». Восемь пусковых установок, размещенных на платформе автомобиля HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), предназначены для отражения атак средств воздушного нападения противника.
«Мститель», а именно так переводится с английского его название, оснащен тепловизионными и оптическими средствами обнаружения и сопровождения воздушных целей, лазерным дальномером и системой опознавания «свой-чужой».
Выпускаемая с начала двухтысячных модернизированная версия способна работать по целеуказанию внешних радиолокационных станций и удаленных командных пунктов противовоздушной обороны. Правда, «мстительность» американского ЗРК ограничивается абсолютно не впечатляющими характеристиками ракеты FIM-92 Stinger, где потолок составляет 3,8 километра, а показатель максимальной дальности — пять с половиной. Что, между прочим, подтверждено «эффективностью» его боевого потенциала по итогам операции «Буря в пустыне».
Да и спрос на американского «Мстителя», мягко говоря, невысок. Кроме армии перманентно дряхлеющего «гегемона» ЗРК M1097 Avenger эксплуатируют лишь пять стран — пятьдесят единиц состоят на вооружении сил противовоздушной обороны Египта, еще семьдесят комплексов охраняют воздушное пространство Тайваня, четыреста машин находится в распоряжении Саудовской Аравии, 74 у Китая и сорок единиц в Чили. Правда, актуальность этих данных датируется аж 2010 годом.
Не менее красноречивы и другие технические и эксплуатационные характеристики ЗРК M1097 Avenger:
габаритные размеры ракеты:
— длина, мм — 1520;
— диаметр, мм — 70.
масса ракеты, кг — 10,1;
масса боевой части, кг — 3,0;
полная масса комплекса, т — 3,9;
состав экипажа, человек — 2;
скорость передвижения (максимальная), км/ч — 105;
запас хода, км — 563.
Как это работает? После захвата система сопровождает воздушную цель, в автоматическом режиме определяя дальность и инициируя пуск ракеты (ракет), в том числе и во время марша. Кроме того, существует возможность визуального сопровождения цели оператором, при помощи оптического прицела. Им же осуществляется первичный разворот ПУ в направлении на цели.
Автосопровождение обеспечено наличием специального модуля, после проведения необходимых корректировок и замеров разворачивающего платформу. Расстояние до цели, определенное лазерным дальномером, обрабатывается электронной системой управления, а после вхождения объекта в зону поражения ЗРК M1097 Avenger оператор получает возможность осуществления пуска ракет. Имеющаяся система индикации цели обеспечивает возможность атаки воздушного объекта на максимальных дальностях, то есть сразу же после появления так называемой «метки разрешения». Во время движения комплекса направление транспортно-пускового контейнера сохраняется поворотной гиростабилизированной платформой.
В конструкции комплекса применена модульная схема, позволяющая использовать не только разнообразные системы обнаружения, но и различные средства огневого поражения. В качестве дополнительного вооружения выступает зенитный 12,7-миллиметровый пулемет M2 Browning.
Ну, а теперь самое время поговорить о преимуществах и конечно же будущих проблемах этого «стингера на колесах» в разрезе его непосредственного участия в боевых действиях на украинском ТВД. В качестве аргументов «за» можно считать более или менее ясное понимание представителями «самой сильной армии Европы» особенностей эксплуатации FIM-92 Stinger, неплохой уровень автоматизации «Мстителя» и наличие в его составе тепловизионной системы.
Кроме того, комплекс, в отличие от ПЗРК, независим от погодных условий и времени суток. Видимо, на основании этих, безусловно положительных моментов, украинский медиа-портал «Милитарный» сделал сомнительный, на наш взгляд, вывод о том, что ЗРК M1097 Avenger способен практически мгновенно интегрироваться в логистику ВСУ и даже встать на боевое дежурство (напомним, речь идет о четырех поставленных в ноябре 2022-го и восьми ожидаемых в будущем комплексах) «для борьбы с крылатыми ракетами, армейской авиацией, беспилотными летательными аппаратами и барражирующими боеприпасами».
А сомнительным его делает целый набор серьезных проблем и объективных ограничений. Во-первых, это общее техническое и моральное устаревание этого вооружения. Ракета FIM-92 лишь частично соответствует задачам современного боя. Выглядит это примерно так. Мало того, что Stinger не гарантирует поражение стоящих на вооружении ВС России самолетов, вертолетов и беспилотников, но те, в свою очередь, способны атаковать ЗРК из-за границ зоны его поражения.
То есть, новых возможностей, отличающихся от уже предоставленных имеющимися ПЗРК, для укровермахта не предвидится. Даже наличие у американского «Мстителя» достаточно развитой системы управления огнем не позволяет надеяться на полное раскрытие его боевого потенциала в отсутствие полноценной системы противовоздушной обороны.
О недостаточности объемов натовских поставок вооружений киевскому режиму до сегодняшнего дня не говорил только ленивый. Да и риск быть уничтоженными российскими войсками, причем без особых усилий, у ЗРК M1097 Avenger более чем высок. Понятно, что на фоне не прекращающихся ударов российскими БПЛА и крылатыми ракетами по позициям ВСУ и объектам критической и энергетической инфраструктуры, преступная шайка, засевшая на Банковой, рада любым, даже откровенно древним вооружениям. Однако ни четыре, ни двенадцать «Мстителей» хоть что-то изменить в этой ситуации просто не в состоянии. Мало того, такой противовоздушный «щит» от «Гераней», «Ланцетов» или «Калибров» представляет из себя скорее жалкое, чем грозное зрелище.