Власти США намерены передать Украине порядка 30 танков M1 Abrams, пишет американская газета Politico со ссылкой на свои источники. Вроде как соответствующее заявление администрация Джо Байдена должна сделать уже на этой неделе.
Оставим пока за скобками политическую составляющую данного возможного события, но рассмотрим техническую. Что за «Абрамсы» могут отправиться в украинские степи и чего от них там можно ожидать. Стоит бояться или нет.
Так что поговорим пока о самой боевой машине, позиционируемой апологетами секты «свидетелей превосходства американского оружия» в качестве «вершины танковой мысли».
Серийное производство компанией General Dynamics Land Systems основного боевого танка Соединенных Штатов Америки M1 Abrams стартовало в далеком уже 1980 году.
Он стал альтернативой разработанному в 1957—1959 годах танку 105 mm Gun Full Tracked Combat Tank M60 и на протяжении вот уже более чем сорока лет существует благодаря перманентному процессу усовершенствования и модернизации, финансируемому мощным военным бюджетом США.
С 1980 года танков M1 Abrams всех модификаций было произведено более десяти тысяч единиц. По состоянию на 2021 год танковый парк Армии США насчитывал 5215 ОБТ «Абрамс» (версии M1A1 SA, M1A2 SEPv2, M1A2C, M1ABV, M1074), из которых 447 единиц переданы Корпусу морской пехоты, а 3700 находятся на хранении. Достаточно широк и перечень эксплуатантов этого танка — Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Египет, Марокко, Австралия. И даже Китай рассматривал возможность приобретения этого танка в версии M1A2T.
В планах военного и политического руководства Соединенных Штатов сохранение танков M1 Abrams в составе бронетанковых бригад Сухопутных войск до 2050 года.
Этот тезис косвенно подтвердил в одном из своих интервью семилетней давности помощник руководителя танкового направления в Командовании по подготовке и доктрине армии США (TRADOC) Роб Браун: «Наша модернизационная стратегия парка „Абрамс“ базируется на комплексе вопросов, касающихся поступательных улучшений платформы посредством сочетания технологических инноваций и совершенствования изделия, с учетом доступных технических решений и существующих угроз».
В качестве современного армейского модернизационного стандарта рассматривается третья версия модификации M1A2 SEP, разработанная в 2015 году. Производитель позиционирует ее в качестве «самого технологически продвинутого танка», а военные, описывая ОБТ Abrams M1A2 SEP v3, не жалеют восторженных эпитетов.
Они считают, что это танк, «отличающийся прекрасным человеко-машинным интерфейсом, красочными цветными дисплеями, улучшенными микропроцессорами, увеличенным объемом памяти, принципиально новой операционной системой, использующей ПО общего боевого пространства».
В так называемый третий пакет улучшения танковых систем включены:
— модернизированная система управления огнем, оснащенная аппаратурой ADL, обеспечивающая использование выстрелов с программируемым взрывателем — AMP;
— унифицированный боекомплект, сформированный на основе двух новых выстрелов — бронебойного подкалиберного M829E4 АКЕ и многоцелевого ХМ1147 AMP;
— новые тепловизионные приборы IFLIR, выдающие на дисплей изображение высокого уровня четкости и интегрированные в независимые панорамные прицелы командира и наводчика;
— дистанционно-управляемый командиром танка боевой модуль CROWS-LP с пулеметом M2 калибра 12,7 мм и круглосуточной системой наблюдения и прицеливания, дублирующей основной панорамный прицел.
Для понимания того, что сорокалетний путь модернизационных изменений не привел к радикальным трансформациям и танк модификации M1A2 SEP так же похож на M1, как и более ранний вариант M1A1HA, сравним несколько ключевых технических и эксплуатационных характеристик.
Примечательно, что в декабре 2020 года Пентагон заключил с корпорацией General Dinamics контракт на серийную модернизацию находящихся на хранении танков модификации M1A1 до уровня Abrams M1A2C или Abrams M1A2 SEP v.3. Стоимость рассчитанного на семь с половиной лет (до июня 2028 года) контракта составила серьезную даже для «безразмерного» американского военного бюджета сумму — $4,62 млрд. При этом количество танков, подлежащих модернизации, Пентагон предпочитает держать в секрете.
А теперь вспомним два ключевых фактора, которые до последнего заставляли администрацию Байдена говорить Киеву — «Танков не дадим».
Первое — это боязнь очередной невольной передачи основного боевого танка армии США в руки российских конструкторов и инженеров. Как это уже было с гаубицами M777, САУ CAESAR и другими образцами натовского вооружения на Украине.
И несмотря на то, что даже новая модификация M1A2 SEP V3 всего лишь модернизированная версия все того же сорокалетнего M1 Abrams, в его конструкции достаточно приборов, узлов, агрегатов и компонентов, способных серьезно заинтересовать российскую «оборонку». В этом танке хватает систем, до сих пор скрываемых Пентагоном под грифом «Секретно».
Ну и вполне себе очевидное второе. В Белом доме и Пентагоне прекрасно понимают, что происходящее сегодня на Украине радикально отличается от военных прогулок по Ливии или Ираку. И результатом передачи американских боевых машин в руки жовто-блакитных последователей Бандеры практически стопроцентно станут горящие, разбитые и сломанные «Абрамсы» — образцы до небес разрекламированного бренда.
Кроме того, далеко не факт, что боевая эффективность хваленного M1 Abrams окажется именно в тех пределах, о которых нам так долго и много рассказывали.
Но, видимо, ставки в игре выросли уже до верхних пределов, и США делают все, чтобы не допустить победы России — в том числе рискуя и стратегическими интересами.