Опасливый бунт немцев, вспыхнувший было 20 января во время девятой встречи на американской авиабазе «Рамштайн» составленной из 51 страны так называемой «Контактной группы по обороне Украины», завершился публичным унижением Германии и наглядной поркой ее Вашингтоном.
Попытка Берлина ввести среди союзников по НАТО принцип коллективной ответственности за грядущую и совершенно неизбежную эскалацию на Украине окончилась ничем. Мечта трусливого канцлера Олафа Шольца вынудить Соединенные Штаты согласиться на поставку Киеву своих основных боевых танков М1 Abrams одновременно с германскими Leopard 2 с грохотом лопнула.
По состоянию на среду, 25 января, картина маслом на поле этой дипломатической битвы такова: первые 14 танков Leopard 2 в достаточно современной версии A6 из запасов бундесвера вот-вот начнут грузить на железнодорожные платформы для срочной отправки в восточном направлении. Конечный адресат — Украина.
Вероятно даже — конкретно город Полтава. Ибо там прямо сейчас по срочной директиве Киева начинается формирование новой ударной бригады украинской армии. Первой, основное вооружение которой составят исключительно западные образцы бронетехники, о которых все же неделю назад наши враги договорились в Рамштайне. Кроме танков, это американские боевые машины пехоты M2 Bradley и M1126 Stryker.
Одновременно с немцами сбором Leopard 2 методом «с бору по сосенке» начинают заниматься и некоторые другие западноевропейские страны, что ранее успели обзавестись такими же боевыми машинами. В первых рядах, как водится, исстари люто ненавидящая Россию Польша.
Цель этого нового общеевропейского Drang nach Osten, как объявило правительство Германии в специальном заявлении во вторник, - поскорее сформировать первые два батальона «Леопардов» в составе ВСУ. И, не мешкая, уже к весне ввести их в сражение с русскими.
Детализировать сроки и способы создания объединенной Европой пары этих новых танковых батальонов ВСУ на днях попыталась итальянская газета Quotidiano Nazionale. Ее подсчеты таковы: к весне Украина сможет получить от Запада максимум от 33 до 73 танков. И в общей сложности — до 87 танков Leopard 2 к началу лета.
Германия, как полагают итальянцы, всего раскошелится на 19 бронированных «кошек». Польша — на 14 — немедленно и еще 14 — к лету. Финляндия — всего расщедрится на 10. Нидерланды — на 14. А когда солнышко вовсю прогреет украинские черноземы, скорее всего, еще какое-то количество Leopard 2 подтянутся в распоряжение Киева из Португалии, Дании и Швеции.
В общем, если верить Quotidiano Nazionale, даже сотни танков для Украины и через полгода не набирается. Хоть разбейся! А это — максимум танковый полк.
Тогда как Киев в лице главкома ВСУ генерала Валерия Залужного, напомню, в декабре 2022-го утверждал, что для успешного похода на Крым и Донбасс ему необходимо никак не менее 300 таких ОБТ. Иначе говоря: танковую дивизию вынь, Запад. И положь на поле брани. Иначе ничего у Залужного с судьбоносным для Украины «контрнаступом» не сладится.
Быть может, тут как раз и подоспеют на помощь Leopard 2 столь недостающие Киеву американские М1 Abrams? Которые, к слову, по совокупности боевых характеристик большинство экспертов мира признают лучшими танками в мире?
Явно в качестве утешительного приза безутешно потирающему выломанные Вашингтоном руки канцлеру Шольцу в начале этой недели в американской прессе появились сообщения, будто и администрация президента США Джо Байдена склоняется к передаче Украине «значительного количества» и собственных бронированных монстров.
По разным сообщениям, на первом этапе украинцы смогут рассчитывать тоже примерно на один-два танковых батальона (от 30 до 50 ОБТ) из-за океана. Но когда это будет? И будет ли вообще?
Как говорят знающие люди, раньше второго полугодия 2023-го при любых обстоятельствах мы М1 Abrams на Украине точно жечь не начнем. США просто не успеют переделать достаточное количество таких машин в сильно упрощенный, хотя и тоже достаточно могучий экспортный вариант М1А2 SEP v.2. А без подобной технологической процедуры отправку столь современной техники за рубеж запрещает американское законодательство.
Еще больше времени уйдет на поставку Abrams Киеву, если окажется права авторитетная американская газета Politico. А по ее данным (со ссылкой на «лицо, знакомое с вопросом»), заокеанские танки если и будут хоть когда-либо отданы в распоряжение ВСУ, то вовсе не из запасов Пентагона. А только в рамках Инициативы содействия безопасности Украины (Ukraine Security Assistance Initiative — USAI).
Иначе говоря: сначала их сразу в версии М1А2 SEP v.2 закажут собственной невыразимо охочей до дополнительных миллиардов долларов промышленности. Потом за огромные ленд-лизовские (то есть — подлежащие возврату Украиной в победном, если случится, будущем) деньги склепают на конвейере в США. И только затем, к концу года или к началу 2024-го…
Но вот вопрос: а живы ли к грядущей осени окажутся те самые максимум 87 штук Leopard 2, что, поднатужившись, в состоянии, по мнению итальянцев, нечеловеческими усилиями через месяца три-четыре выставить против нас объединенная Европа? Бог весть. Только время покажет. И ход боевых событий на Украине.
Но, впрочем, давайте отложим в сторону эту навязшую в зубах «бронетанковую» арифметику. И задумаемся: «А все это, если разобраться, не коллективная ли шизофрения?».
Только ли у меня складывается впечатление, что по ту сторону российско-украинского фронта (и даже по ту сторону Атлантики!) ожидания чудодейственного спасения Украины с помощью всех этих худосочных якобы полчищ Leopard 2 и М1 Abrams давно уже приобрели почти религиозный характер? «Вот верю в перелом с их помощью, и все! Никого и ничего больше слышать даже не желаю!».
А вы бы все же послушали, господа. Даже и в ваших любимых Штатах ведь раздаются очень трезвые голоса на эту, так многих интересующую тему.
Вот, к примеру, что думает по поводу надвигающихся после «Рамштайна-9» событий на Украине отставной американский танкист, в прошлом подполковник армии США и участник четырех вооруженных конфликтов Дэниел Л. Дэвис. Его весьма любопытная, на мой взгляд, статья на днях опубликована в штатовском военизированном интернет-издании «1945».
Основная мысль подполковника Дэвиса: «Войны ведутся — и выигрываются или проигрываются! — людьми. А не машинами и прочими орудиями войны».
По подсчетам автора, даже сегодня, пока на линию боевого соприкосновения не прибыл ни единый западный танк, в составе ВСУ не менее 1700 боевых бронированных машин. В основном — еще советского производства. Пусть даже все они сильно устаревшие. Однако многое ли на фоне такой армады способны добавить те 300 единиц Leopard 2 и М1 Abrams, о которых так мечтает генерал Залужный?
В связи с этим Дэвис вспоминает операцию «Буря в пустыне», в которой участвовал лично в составе отряда «Орел» 2-го бронекавалерийского полка ВС США: «Мы уничтожили множество бывших советских танков Т-72 и другой бронетехники, не потеряв при этом ни одного своего танка и ни одной боевой машины «Брэдли».
Всего, по информации автора, во время операции «Буря в пустыне» США и их партнеры по коалиции сожгли и подбили более 3000 иракских танков. И далее: «Однако бронетанковые силы Саддама не уничтожили ни одного танка „Абрамс“. Тогда понятно, почему кто-то хочет иметь „Абрамс“ или аналогичный ему танк? Потому что тот, якобы, доказал свою эффективность против танков, которые есть сегодня у России. Проблема, однако, в том, чтобы понять: почему Абрамсы были такими успешными, а Т-72 в руках иракцев такими плохими?».
Вывод подполковника Дэвиса может кому-то показаться парадоксальным: «Если бы у иракцев были те же М1А1, что и у нас, или если бы мы были оснащены теми же Т-72, что и Ирак, мы все равно победили бы… Ибо никто в ту пору не был более готовым к бою, чем мы. Потому что сначала в моей части все водители танков, заряжающие, наводчики и командиры машин полностью освоили свои рабочие места. Потом более года тренировались в составе взводов и рот. Затем очень долго — в составе полка.
Иракцы же практически ничего из этого не делали. Члены их экипажей имели минимальную подготовку. Редко, если вообще когда-либо, стреляли из своих основных орудий на тренировках. Очень мало тренировались на уровне подразделений. А их программ технического обслуживания — гораздо более важных в танковых операциях, чем многие считают — практически не существовало.
Короче говоря, экипажи саддамовских Т-72 были плохо обучены. А наша сторона обучена хорошо. Но в танковых боях почти всегда побеждает тот, кто первым откроет точный огонь. В «Буре в пустыне» мы почти всегда стреляли первыми. И почти не промахивались".
А теперь, выслушав американского подполковника Дэвиса, ответьте: как полагаете, позволит ли Киев и на глазах разваливающийся фронт украинским танкистам, пусть даже прямо завтра оседлавшим хоть «Леопарды», хоть «Абрамсы», целый год тренироваться, как принято было в армии США перед «Бурей в пустыне», в составе взводов или рот?
Про полковые учения и рассуждать не стоит. Поскольку так до сих пор нет у Запада ответа, наскребут ли там танков для ВСУ хотя бы на тот самый полк?
«Отож!», — как говаривают на Украине. Так что, скорее всего, в танковых боях первыми стрелять будем мы. Так что оставьте эти «бронетанковые» страсти нашим почти обезумевшим врагам. Пусть себе молятся. Хоть на германских «кошек». Хоть на штатовского генерала Крейтона Уильямса Абрамса-младшего. Ничего им уже не поможет. Так фронтовые карты давно легли для украинцев.