Российское наступление начнется примерно 24 февраля, причем синхронно на двух важнейших направлениях — Донбасском и Запорожском. Такой прогноз дали в Киеве.
Россия с января стягивает дополнительные подразделения к линии соприкосновения, поступает современная техника для вскрытия обороны ВСУ. Россия накопила достаточный резерв, однако и готовится к долговременным военным действиям — в ответ на грядущие поступления западной техники.
9 февраля заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев посетил завод по производству танков в Омской области и заявил, что России необходимо увеличить производство различных вооружений. В первую очередь современных танков.
Поступления новой техники позволят России сохранить способность проводить крупномасштабные механизированные маневренные операции в преддверии вероятного увеличения темпов наступательных операций на Донбассе.
Американский Институт изучения войны (ISW) подсчитал, что сейчас в соединениях, участвующих в спецоперации, накоплено танков, достаточных для полного оснащения 15 танковых полков или бригад или около 150 батальонных тактических групп.
Мощь российской танковой армии несопоставима с тем, что осталось у ВСУ. Обещанная натовцами бронетехника, несмотря на реальное увеличение потенциала ВСУ, создаст оперативные, тактические и логистические проблемы для украинской армии, пишет американский военный эксперт Томас Ньюдик в издании WarZone.
Проблема заключается не только в разнообразии типов (фактически каждый батальон будет иметь свою модель танка) и даже батальонной структуре (44 Leopard в немецкой стандартной конфигурации против 31 Abrams в необычной для армии США «облегченной» конфигурации).
Основная проблема для ВСУ, по мнению Ньюдика, — в том, что поставки полностью раскоординированы по времени и направлениям. Раскоординированы настолько, что их даже невозможно использовать для получения преимущества на фронте в одно время и в одном месте.
Интервал между поставкой Leopard и Abrams может составлять до нескольких месяцев. При этом первый батальон, оснащенный западными танками, достигнет боевой готовности лишь в конце весны. А к тому времени российское наступление уже сметет полностью украинскую оборону — это прекрасно понимают в НАТО.
Скорее всего, украинское командование захочет (или даже будет вынуждено) использовать каждый новый танк сразу в бою, не дожидаясь следующих. А это лишит украинцев возможности использовать потенциальное численное преимущество.
Отдельный вопрос — сдвиг во времени между приобретением западных танков и БМП, обещанных немцами и американцами. То есть из Германии Leopard и Marder поступят в разное время, а из США никак одновременно не придут Abrams и БМП Bradley и бронированные эвакуационные машины M88 ARV.
Все это создает тактические преимущества для России, которая получит возможность уничтожать каждый из доставленных танков и каждую БМП по отдельности.
Yahoo: немецкие танки Leopard-1 поедут на Украину без боезапаса, воевать на них нельзя
— Полностью провалилась попытка построить коалицию стран, которые до весны должны были передать 80−88 танков Leopard 2A4. Западноевропейские страны не готовы ремонтировать и предоставить Украине большее количество относительно современного бронетанкового вооружения, — такой приговор натовскому командованию выносят польские эксперты Петро Зочовски и Анждей Вилк из Центра восточноевропейских исследований (OSW).
Вместо ожидемых украинцами танков Leopard-2 киевский режим получит в основном устаревшие Leopard-1. Он составлял основу современных бронетанковых войск в 1970-е годы. Leopard-1 аналогичен советскому Т-62М, который российские войска в Украине использовали в очень ограниченном количестве: для вспомогательных задач, в качестве так называемых огневых точек.
В случае длительного использования машин Leopard-1 потребуется возобновить производство на Западе не только боеприпасов, но и запасных частей. И то, и другое уже в значительной степени утилизировано и списано.
Leopard-1 сейчас имеются на складах только в пяти странах планеты — кроме Германии это Греция (500 машин), Турция (397), Бразилия (261 единица) и Чили (30), по подсчетам британского Международного института стратегических исследований.
Основной действующий пользователь модифицированных танков Leopard-1 — Бразилия. Однако бразильский президент Лула да Силва отверг просьбу правительства Германии о поставке боеприпасов для танков.
Решение было принято на совещании президента с командованием Вооруженных сил и министром обороны Хосе Мусио. Издание Yahoo писало, что немцы пообещали Бразилии транш в 25 миллионов реалов (почти 350 млн рублей) за партию боеприпасов для Leopard-1.
Для бразильского руководства это копейки — в сравнении с экономическими связями с Россией. Причем Бразилия еще в прошлом году отказывала немцам отправлять в Украину боеприпасы для самоходной зенитки Gepard. Эту устаревшую зенитку Бразилия тоже эксплуатирует, как и Leopard-1.
Так что немецкие танки (не раньше лета обещают первую партию в 20−25 машин) придут украинцам без боезапаса. На них только кататься можно. ВСУ используют их для начальной подготовки молодых танкистов. Ну, можно еще и использовать как мишени для российских танков — к лету они точно дойдут до киевских полигонов.