Итак, немцы решили скинуть Украине около двухсот танков Leopard1. Что это за зверь и как с ним бороться? Мы попросили сделать краткий обзор «немецкого зверя» нашего эксперта по танковому вооружению Сергея Протасова.
— По сути, это первая послевоенная разработка Германии в области тяжёлой военной техники, — считает Сергей. — То есть немцы не занимались танками более десяти лет. После войны американцы обрубили им это дело. Но надо отдать немцам должное — немецкие инженеры стремительно наверстали упущенное.
В 1965-м танк поступил на вооружение Бундесвера. И стоял на вооружении немецкой армии вплоть до 2010 года. Начнем с «леопардовых» плюсов. Ходовая — отличная. Компоновочная схема — классика жанра. Мотор и трансмиссия размещено в кормовой части. Отделение управления — в передней, боевое отделение — в средней части машины. Экипаж — четыре человека: мехвод (механик-водитель — авт.), командир, наводчик и заряжающий. Мощность двигателя — 830 лошадей. Прилично. Ёмкость бака — тысяча литров. Скорость по шоссе — 65 км/ч. Запас хода — 600 км. Достойно.
Сам двигатель — всеядный. Поедет хоть на соляре, хоть на бензине, хоть на керосине. Это вообще фишка такая у немцев — они любят универсальность. Меняется двигатель в умелых руках минут за двадцать. Танк легкий. Правда, здоровый. Боевая масса — 42 тонны. В современных боевых действиях на Украине это — серьезное преимущество. Потому что лучше всего на линии огня сейчас рассекать все-таки на танке, чем на каких-то других бронированных машинах. Он проедет по всем украинским мостам. А вот снарядов к нему придется поискать.
Их в свое время немцы разбросали по всей Европе. Распихивали абы кому. Их покупала Конго, Австралия, другие страны. Это — не самая большая проблема. Танк пережил в свое время кучу модернизаций. Модернизировали его аж до 1995 года. Надо признать — последняя модернизация была приличная.
На самом деле танков у европейцев много. На военных полигонах Европы громадные территории забиты этими танками. В армии это называется стоянки временного хранения. Ангары для них строить нецелесообразно, поэтому они стоят в полях и ржавеют на свежем воздухе. Стекла в танках потихоньку тускнеют. Но у нас танки тоже хранятся ровно так же. Чтобы привести такую машину в чувство, с ней надо повозиться.
Для этого нужно время. Это не всегда быстрый процесс. Многие находящиеся на хранении машины потребуют ремонта и обслуживания. И десятки танков со складов пойдут на запчасти, поскольку ремонтных комплектов к ним больше никто не производит.
Что меня приятно удивило на этом танке — трансмиссия работает в режиме гидротрансформатора. То есть водителю с любого другого танка пересесть на него будет легко. А вот наводчику надо иметь мозги и полигонный опыт — хотя бы для того, чтоб обращаться с прицелом-дальномером. Нужны боевые стрельбы. За два-три месяца этому не научишься. Я думаю, избавятся немцы от них с удовольствием. Ибо они им не нужны.
Теперь — минусы. На этих «Леопардах» пушечка не абы что — всего лишь 105 миллиметров. Для того, чтоб из нее прицельно жахнуть по нашему танку, надо подъехать к нему на 400 метров. А на такую дистанцию подъехать никто не даст.
Этот «Леопард» уместно сравнивать не с современными танками, а с Т-64. Это тоже вроде как устаревшая машина, но её в избытке у ВСУ. Т-64 по ряду характеристик дает хорошую фору своему немецкому «коллеге».
Во-первых, у него мощнее броня: лобовая толще «леопардовой» на 30 мм, бортовая — на 50 мм, башенная — на 90 мм. А на модифицированных танках имеется динамическая защита.
Есть еще Т-72.
Танкистов на те же Т-72 у ВСУ пока хватает. Очень много украинцев старшего поколения служило на них еще во времена Советского Союза. И их всех сейчас метут в армию. Да и среди младшего призыва тоже хватает танкистов.
Т-72 на Яворовском полигоне Львовской области не простаивали никогда. Имеются они также у армий Польши, Венгрии, Чехии и Румынии — со времен Варшавского договора. Теоретически экипажи могут подтянуть и оттуда — в качестве «отпускников» или по временному контракту в период планируемого весенне-летнего наступления. Если оно вообще состоится, конечно.
Есть эти танки и у армий ДНР и ЛНР. Т-64 и Т-72 — рабочие лошадки этой спецоперации. Они разбирали дома в Мариуполе и Бахмуте. У Т-64 автомат заряжания — карусельного типа. Поэтому экипаж танка — три человека. Пушка на первых Т-64 была 115 мм, а потом ее сменили на 125-тимиллиметровую. Она всеядная, и к ней подходят любые снаряды — фугасные, бронебойные и кумулятивные. А снаряд для Leopard 1 — очень дорогой, дефицитный и ограниченный товар.
У Т-64 боекомплект в полтора раза меньше, чем у немца. Сорок снарядов против шестидесяти. Но в бою столько тратиться и не приходится. К тому же практика показывает, что боекомплект можно пополнять и «по ходу пьесы» — особенно когда танки работают в паре. По запасу и по дальности хода эти машины сопоставимы. Но Т-64 легче, манёвреннее, в него тяжелее попасть.
Принципиальнейший момент — в боевых действиях этот танк участия фактически не принимал. Немного отметился в Афганистане и в Сербии — на стороне хорватов в войне против сербов. Там наши Т-55 их все пожгли. Так что никто толком не знает, как они воюют. А наши обстреляны в реальном бою. Я полагаю, скорее всего эти «Леопарды» будут использованы где-то во втором эшелоне.
Предположения Сергея Протасова полностью подтверждает другой военный эксперт — Алексей Леонков.
— Leopard 1 в условиях СВО будет очень уязвим практически для всего спектра противотанковых средств: от танковых снарядов — таких, как бронебойный оперенный подкалиберный снаряд «Манго» и «Манго-2», противотанковых ракетных комплексов «Конкурс» до «Корнета-Д», — считает Алексей Петрович. — Его броню прожгут все современные ручные противотанковые гранатомёты, имеющие кумулятивный и тандемный заряд. На Украине у этих танков найдется масса противников, с которыми им будет крайне неуютно на поле боя.
Другая проблема танка состоит в том, что стрелять он может только при остановке, так как отсутствует необходимая для выстрелов в движении стабилизация ствола. Это существенно ограничивает его возможности. А в манёвренной войне гарантированно приведёт к поражению машины при первой же остановке. И все эти сотни танков окажутся размазанными по фронту Украины, который сейчас больше тысячи километров.
Немецкие военные специалисты говорят, что Leopard 1 не такой простой танк. Там вообще всё другое. Можно, конечно, научиться ездить на нём за три-четыре месяца. Но этого критически мало, чтобы уверенно чувствовать себя на поле боя. Кроме того, многие зарубежные эксперты считают, что поставка «Леопардов-1» обусловлена необходимостью очистить военные склады Европы от старого хлама. Утилизация такой техники стоит огромных денег.
А Украина пока что остаётся крупнейшим полигоном военных отходов. В результате немцы утилизируют старый хлам, и еще и деньги за это поучат.
Что ж, ждем продолжения всей этой «звериной опупеи» (танки обещают поставить через два-три месяца) или «танко-мыльного сериала», как ее прозвали в армии ДНР и ЛНР. Новых серий этой мыльной оперы ждут также профессиональные истребители танков из числа добровольцев, регуляры-контрактники и бойцы штурмовых групп общества «Вагнер».
Так что добро пожаловать на Украину, господа «Леопарды». Только билеты покупайте в один конец — для экономии.